Слайд 1
«Комедия А.С.Грибоедова
«Горе от ума» в оценке А.С.Пушкина,И.А.Гончарова,А.И.Герцена, В.Г.Белинского»
Слайд 3 Ф.Достоевский И.Гончаров
А.Блок Л.Леонов
А.С. Пушкин В.Г.Белинский А.И.Герцен А.А.Григорьев
Слайд 4А.С. Пушкин
«Письмо к Бестужеву» 1825
И.А. Гончаров
«Мильон терзаний» 1874
Слайд 5А.И. Герцен
«Еще раз об Базарове» 1869
«Новая фаза русской литературы» 1870
В.Г.
Белинский
«Горе от ума» 1840
Слайд 6ЦЕЛЬ:
-сравнить отношение критиков к комедии в целом и к образу главного
героя;
-определить, в каких вопросах критики и писатели сходятся в своих оценках, а в каких их взгляды расходятся
Слайд 7Актуальность:
Мнения разных критиков о произведении и его героях помогают читателям создать
собственное представление о самом произведении и о его персонажах.
Слайд 8Письмо А.С. Пушкина к А.А.Бестужеву
Эта оценка, мнение о работе своего современника.
Общее
с Гончаровым - дружелюбный подход к автору комедии.
Общее с Гончаровым- определение цели Грибоедова при создании комедии.
Слайд 9А.С.Пушкин
«Письмо к Бестужеву» 1825
«…слушая его комедию, я не критиковал, я наслаждался…по
крайней мере, говорю прямо, без обиняков, как истинному таланту».
Общая оценка комедии,
мастерства автора:
Слайд 10Общая оценка комедии, мастерства автора:
«Комедия отличается моложавостью, свежестью, и более крепкой
живучестью от других произведений слова. Она как, столетний старик, около которой все , отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей.»
А.И.Гончаров
«Мильон терзаний»1874
Слайд 11В.Г Белинский «Горе от ума»1840
«… «Горе то ума» есть явление необыкновенное,
произведение таланта сильного могучего, драгоценный перл русской литературы…»
Общая оценка комедии, мастерства автора:
Слайд 12А.И.Герцен
«Новая фаза русской литературы (1870)
«Комедию Грибоедова читали, заучивали наизусть и
переписывали во всех уголках государства…»
Общая оценка комедии, мастерства автора:
Слайд 13«Фамусов и Скалозуб превосходны»
Характеристика персонажей:
А.С.Пушкин « Письмо к Бестужеву»
1825:
Слайд 14Характеристика персонажей:
А.С.Пушкин « Письмо к Бестужеву» 1825:
«Софья начертана неясно…»
Слайд 15Характеристика персонажей:
А.С.Пушкин « Письмо к Бестужеву» 1825:
«Молчалин не довольно резко подл…»
Слайд 16Характеристика персонажей:
А.С.Пушкин « Письмо к Бестужеву» 1825:
А знаешь ли, что такое
Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый. Проведший несколько времени с очень умным человеком, именно с Грибоедовым.
Слайд 17Взаимоотношения Чацкого и Софьи
«Между мастерскими чертами этой прелестной комедии – недоверчивость
Чацкого в любви Софьи к Молчалину прелестна! – и как натурально!»
Слайд 18Характеристика персонажей:
А.И.Герцен «Еще раз об Базарове» 1869
Слайд 19«Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и
полный мечтательных идеалов…;это - декабрист.»
Характеристика персонажей:
А.И.Герцен
«Еще раз об Базарове» 1869
Слайд 20Характеристика персонажей:
В.Г.Белинский в статье «Горе от ума» о комедии (1840):
О Софье:
«В
этой Софье есть какая-то энергия характера…Софья - не действительное лицо, а призрак.»
Слайд 21Характеристика персонажей:
В.Г.Белинский в статье «Горе от ума» о комедии (1840):
О Молчалине:
«…Молчалин
глуп, когда идет речь о чести, благородстве, науке, поэзии…Но он умен, когда дело идет о личных выгодах…»
Слайд 22Характеристика персонажей:
В.Г.Белинский в статье «Горе от ума» о комедии (1840):
О Чацком:
«…что
за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут. Это новый Дон-Кихот, мальчик на палочке вверху, который воображает, что сидит на лошади.»
Слайд 23Характеристика персонажей:
В.Г.Белинский в статье «Горе от ума» о комедии (1840):
О Фамусове:
«Лицо
эпическое, художественно созданное. Это гоголевский городничий, знатность, вследствие чинов и денег, вот его идеал жизни.»
Слайд 24И.А.Гончаров «Мильон терзаний» 1874
«…«Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина,
пережило их, прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своею жизненности.»
Слайд 25Разгадка грибоедовского замысла:
«Чацкий действительно умен, но он персонаж пьесы и страстью
своей обличает в лицо не только Фамусова, Молчалина, Скалозуба, он бросает свои реплики в зал, нам, зрителям.»
Слайд 26Сравнение появлений Чацкого в доме Фамусова и его встречи с Софьей:
В.Г.Белинский
«Горе от ума»
«Чацкий – человек светский и человек глубокий: отсюда должны выходить приличие и поэзия его свидания с Софьей.»
«Воля ваша – не по –светски. Не умно и не эстетически!»
Слайд 27И.А.Гончаров «Мильон терзаний» (1874)
«…каждое слово связано с игрой чувств его к
Софьей.»
«Чацкий не только умнее прочих лиц, но и положительно умен…У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен.»
Слайд 28Язык комедии
А.С.Пушкин «Письмо Бестужеву» 1825:
«О стихах не говорю - половина должна
войти в пословицы»
В.Г.Одоевский: « почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами…»
И.А.Гончаров «Мильон терзаний» 1870:
«Соль, эпиграмма, сатира. Этот разговорный стих. Кажется, никогда не умрет, как ми сам рассыпанный в них острый и едкий, как живой русский ум...»
Слайд 29
Крылатые выражения из «Горя от ума»:
Ей сна нет от французских книг,
А
мне от русских больно спится.
Минуй нас пуще всех печалей
И барский гнев, и барская любовь.
Счастливые часов не наблюдают.
Кто беден, тот тебе не пара.
Слайд 30 Вывод:
1.Все авторы едины в мнении о великом таланте А.С.Грибоедова
– создателя «бессмертной комедии»;
2.Все авторы едины в оценке языка комедии, половина вошла в пословицы русского языка.
3.Все авторы едины во мнении о реальности персонажа Чацкого в фамусовском обществе.
4.Актуальность комедии в настоящее время.
Слайд 31Темы сочинений
«Герои комедии в современном мире».
«История жизни Молчалина».
«Чацкий и его “мильон
терзаний”».
«Чацкий и Гамлет (трагедия В. Шекспира “Гамлет” и комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”)».
Слайд 32Тема 1. Герои комедии в современном мире.
Следует обратить внимание на такие
моменты:
И спустя почти два столетия после создания Грибоедовым комедии «Горе от ума» фраза Фамусова «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» живет в XXI ст. уже отдельно от произведения. Мы часто оглядываемся в своих поступках, думая: а что скажут о наших действиях другие.
А разве реплика Фамусова «Кто беден, тот тебе не пара» не звучит из уст наших современников? И сейчас, как в седую старину, поступками людей руководят алчность, корысть, стремление урвать, завести знакомства с влиятельными людьми.
Наверное, у многих были мгновения искушения, когда хотелось подобно некоторым грибоедовским героям жить под девизом «цель оправдывает средства», то есть делать карьеру угодничая, подставляя ножку сопернику, убирая его с дороги.
Или поддаваться искушению равняться на тех, чьи идеалы — «едать на золоте».
Если кто-то не вписывается в твои представления о жизни, над ним откровенно насмешничают.
Читаешь современные газеты и обязательно натыкаешься на раздел так называемой светской хроники. Там описываются встречи, балы, где светские «львы» и «львицы» решают свои личные проблемы, нимало не заботясь о судьбах общества.
Не перевелись Молчалины, для которых карьера плюс удачная женитьба как пропуск в рай.
Слайд 33Тема 2. История жизни Молчалина.
Нищее, полуголодное детство в захолустном городишке, низкие
давящие окна дома, недовольство отца, ворчание матери. Первые шаги самостоятельной жизни в качестве мелкого чиновника. Наставления отца.
Черты характера — молчаливость, трепетное отношение к любому чиновнику повыше, желание угодить, лицемерие, ябедничество и т. п. — выделили замухрышку. Рекомендовали высшему лицу как благонадежного, исполнительного. Никому невдомек, что душа жаждала другого, но терпение и страх были пока на первом месте.
Живя в Москве, начинает понимать, что хозяин не очень силен — есть «тузы» всесильнее — и небогат. Обзаводится связями. То же оружие пускает в ход: лесть, покорность, исполнительность.
Хитер, скрытен, тщеславен; кто знает, что будет, но деньги нужны. Играет в карты, наверняка, если выгоден партнер, проигрывает.
Подл, знает, с кем и как говорить, откровенно куражится над Чацким.
Сбросив маску негодяя, не отчаивается — у него все под контролем.
Слайд 34Тема 3. Чацкий и его «мильон терзаний».
Раннее утро. К барскому дому,
к парадному крыльцу, подъезжает дорожная карета. Из нее выбегает молодой человек и стремительно поднимается в сени. Вышколенный слуга докладывает о приехавшем.
Кто он? Почему его здесь почти забыли? Где был? Зачем приехал? Любовные линии комедии. Никого, кроме Софии не замечает, так же язвит, затрагивает своими насмешками того, кого трогать опасно. Софья его возненавидит.
Вступает в спор с отцом любимой девушки, в его лице приобретает недоброжелателя. Подозрительность усиливается, когда речь заходит о женихе Скалозубе.
Убеждается в ничтожестве Молчалина, не понимает, как Софья может такого любить, и приходит к выводу: нет, она его не любит, забывая об окружении, в котором находилась Софья в его отсутствие.
Пошлость окружающих, несогласие с идеалами московского общества. Настраивает всех против себя. Нелепая сплетня, пущенная Софьей, радостно подхватывается: надо же объяснить непохожесть на всех остальных. «Мильон терзаний» того, кто понимает пошлость и никчемность существования общества, низменные интересы, безнравственное поведение, отсутствие душевной щедрости.
Слайд 35Тема 4. Гамлет и Чацкий.
«Вечные» вопросы мировой литературы: любовь и ненависть,
честь и бесчестье, щедрость души и равнодушие,
желание осчастливить современников. Центральная тема в мировой литературе — извечная борьба добра и зла.
Понятие «ум, умный», но и «вольнодумный» человек независимых убеждений, провозвестник новых идей; член тайного политического общества. Гамлет обучался в Вит- тенбергском университете, который с момента его создания в XVI веке был центром культуры.
Гамлет возвращается на родину и понимает: «.подгнило что-то в Датском королевстве». А Чацкий? Возвращаясь из Европы, русские офицеры, среди них был и Чацкий, осознали гнилость Российской империи. У себя на родине Гамлет столкнулся с «морем бедствий». Зрелище крепостной России было не менее страшным. Превращение России, освободительницы европейских государств, в тюрьму народов.
Общественная трагедия сливается с личной драмой. Предательство матери, идеала женщины для Гамлета; невольной