Слайд 1Тема исследования:
Изучение влияния звуков
на выразительность речи, эмоциональный настрой.
Слайд 2Гипотеза
Возможно, что звуки могут оказывать влияние на ощущения и
чувства людей, выразительность речи.
Цель исследования
Изучить влияние звуков на ощущения и чувства людей узнать, сочетания каких звуков помогают в стихотворениях передавать
природные явления.
Задачи исследования
Посмотреть книги по теме исследования.
Посмотреть информацию в компьютерной сети Интернет.
Провести эксперимент.
Подумать самостоятельно.
Слайд 4
Тысячи разных звуков окружают человека: шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка,
пение птиц… Едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник на плите, гремят посудой.
Выходим из дома- и опять нас окружают звуки. Но вот голос прохожего: ,, Вы не скажете который час?” И из потока уличных звуков мы улавливаем те, которые передают нам информацию – звуки речи.
Слайд 5
Звуки могут создавать ощущение тепла, уюта, прохлады и это
качество
звуков применяется в жаркой Японии. Там для ощущения лёгкого ветерка используются специальные колокольчики, издающие определённые звуки.
Слайд 6
Я решил как можно больше узнать о звуках, о
влиянии их на эмоции людей, на
выразительность речи.
Для этого я искал информацию в сети Интернет, читал книги и проводил эксперименты в своём классе.
Слайд 7Эксперимент 1
Я показал одноклассникам две куклы- матрёшки и сказал,
что одну из них зовут А, другую И. Нужно было догадаться, какую из них зовут И. Большинство ребят показали на маленькую матрёшку.(16 из 20)
Слайд 8
Вы удивлены? А ведь ещё Михаил Васильевич Ломоносов в ,,
Кратком руководстве к красноречию” писал : ,, В российском языке частое повторение буквы А может способствовать изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…
Е, И, Ю – нежности, ласки или малых вещей.
Слайд 9Эксперимент 2
Я предложил ребятам написать все буквы алфавита и напротив
каждой буквы изобразить ощущение от звука этой буквы в цвете и в дать каждому звуку характеристику.
Результаты получились разными, но на большинство детей
звук [а] произвёл впечатление чего- то хорошего, светлого, активного, яркого. А вот звук [ф] ребята назвали плохим, тёмным, слабым, грустным.
Слайд 10 В книге Журавлёва,, Звук и смысл”я узнал, что результаты подобных
анкет были обобщены и заложены в память машины, которой было предложено,, прочитать художественный текст и оценить общее звуковое впечатление от него. Результаты получились интересные.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя…
Прочитав стихотворение А.С. Пушкина,, Зимний вечер”, машина ответила,, В стихотворении говорится о чём- то тёмном, страшном, сильном, угрюмом, быстром”:
Слайд 11Эксперимент 3
Я предложил ребятам нарисовать ,, балабаму”и ,, чичирикли”. Конечно
же , рисунки у всех получились разными, но почти у всех
,, балабама”- это что- то круглое, мягкое, доброе, толстое, а
,, чичирикли”- острое, угловатое, сердитое, худое, юркое и, возможно, злое.
Что в названии животных подсказало их нрав?
Слайд 12 С помощью звуков можно передать и красоту природы, и сами
природные явления.
Подсчитайте, например, сколько раз встречается звук [р] в отрывке из стихотворения Ф.И.Тютчева:
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом.
Случайно ли это? Наверное, всё- таки нет. Древний человек был тесно связан с природой. Он слышал раскаты грома, старался понять их и выражал их в звуке[ррр]. Другой мир открывался ему в том, что лилось, цвело, ласкало. Так появился, наверное, звук[л]
Волна, волна-все буквы влажны, Да и слились в один размах Я произнёс сейчас их дважды
И ощутил их на губах.
Слайд 13В стихотворении «Шорохи» (1910) поэта К. Д. Бальмонта взрывные и шипящие
согласные (ч, ш, щ), а также свистящие (с, з) создают звуковую картину загадочной жизни ночной природы:
Не узнаешь,
Не поймешь—
Это волны
Или рожь.
Это лес
Или камыш
Иль с небес
Струится тишь.
Или кто-то
Точит нож.
Не узнаешь,
Не поймешь.
«Вслушиваясь долго и пристально в разные звуки,—писал поэт,—всматриваясь любовно в отдельные буквы, я не могу не подходить к известным угаданиям, я строю из звуков, слогов и слов родной своей речи заветную часовню, где все исполнено углубленного смысла и проникновения».
Слайд 14Звуковые повторы делают речь более благозвучной.
Обилие сонорных звуков [л], [м],
[н] и их сочетаний свидетельствует о напевности, плавности и музыкальности
стиха.
2. Регулярное использование шипящих [ш], [ж], [х], [ч] создаёт ощущение шуршания, шелеста, шёпота ,таинственности и неизвестности.
3. Повтор звонких согласных [з], [г], [д] и сонорного [р] и их сочетаний делает интонацию более чёткой, утвердительной.
4. Среди гласных наиболее частыми являются [и] ,затем [а] и [у] Эти звуки подтверждают мысль о непрерывности движения, его постоянстве.
Слайд 15«Библия — вернейшее выражение, когда — либо высказанное буквами нашего алфавита,
вышедшими из души человека, через которое, как бы через Богом открытое окно, все люди могут посмотреть на тишину вечности и распознать в дали проблеск...»,-писал Томас Карлейль.
Слайд 16ОТ ЗВУКА - К СМЫСЛУ
В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль
вихорь буйный,
Иль иволги напев живой.
Иль ночью моря гул глухой,
Иль шепот речки тихоструйной.
А. С. Пушкин
Слайд 17
Изучив литературу по теме исследования, рассмотрев информацию, полученную из
глобальной сети Интернет, проведя свои собственные эксперименты, я пришёл к выводу о том, что звуки могут усиливать фонетическую выразительность, создавать определённый эмоциональный настрой.
Звуковые повторы делают речь более благозвучной.