Слайд 1ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ С УМК по русскому языку для общеобразовательных школ
под редакцией А.Д.Шмелёва
Подготовила учитель русского языка и литературы 1КК
МБОУ Новомеловатская СОШ
Омелаева Татьяна Викторовна
Слайд 2
Содержание курса русского языка в свете требований ФГОС призвано обеспечить формирование
и развитие у обучающихся следующих компетенций:
коммуникативной
лингвистической (языковедческой)
культуроведческой
Слайд 3Рабочая программа «Русский язык. 5-9 классы» с приложением CD
Слайд 4Учебники «Русский язык»
(5-6 классы в 2-х частях, 7-9 классы)
Слайд 5Первая содержательная линия - КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ –
в учебнике представлена разделами
« О языке и речи», «Текст»
Слайд 6Вторая содержательная линия - ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ –
представлена разделами учебника «Система
языка» и «Правописание»
Слайд 7Третья содержательная линия - КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ – реализуется в разделе учебника
«Язык и культура. Культура речи»
Слайд 8
Аудиоприложение к учебнику
( для каждого класса)
Слайд 9Проектирование учебного курса, органайзер для учителя
Слайд 10Рабочая тетрадь «Русский язык»
( в 5-6 классах)
Слайд 11Рабочая тетрадь «Русский язык»
( в 7,8 классе № 1-2)
Слайд 12*
Рабочие тетради
«Словарные слова без ошибок»
(для 5-6 классов)
Слайд 13Факультативный курс «Основы языкознание для школьников»
5-8 класс
Слайд 14Ученик получил возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
оценивать
правильность выполнения заданий, вносить коррективы;
планировать пути достижения целей.
Слайд 15Ученик получил возможность научиться:
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
строить монологическое контекстное высказывание;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого;
обосновывать собственную позицию.
Слайд 16Ученик получил возможность научиться:
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения
и эксперимента;
делать умозаключения;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Слайд 17СТРУКТУРА УЧЕБНИКА
Так как в учебниках данной линии предложен модульный принцип организации
учебных материалов, то каждая из глав включает шесть повторяющихся разделов:
“О языке и речи”;
“ Система языка”;
“Правописание”;
“Текст”;
“ Язык и культура.
Культура речи”;
“ Повторение”.
Слайд 18
Разделы учебника
(цветовое решение):
Слайд 21ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КЛАДОВАЯ»
(учебник 5 класс, первая часть, стр. 166,модуль
“Как язык
служит для общения?”)
В современном русском языке существует небольшая группа имён существительных с очень древними приставками : пра-, па- и су-. В словах , прадед, прабабушка, праматерь, правнук приставка пра- добавляет к корню значение «отдалённая степень прямого родства», в словах праязык, прародина её значение- «первоначальный, древний».
Значение приставок па- и су- можно объяснить приблизительно как «не соответствующий полностью; похожий на то, что называет корень слова»: пасынок, паводок, патрубок; суглинок, сумрак.
Приставки пра-, па- и су- называются непродуктивными. Это значит, что они уже не служат для образования новых слов. Во многих словах эти приставки не выделяются и считаются частью корня: пасека, папоротник , паук , СУТКи, СУСЕК , СУПРУГ
Слайд 22Проектно-исследовательская
деятельность ( проектные задания)
упражнение № 6 на странице 11 (русский язык
5 класс, первая часть, модуль «Наш родной язык»):
В каком регионе Российской Федерации вы живете? Найдите в справочнике или в Интернете информацию о том, какие языки, кроме русского, используют в своем общении жители вашего региона? Подготовьте рассказ о Российской Федерации и вашем регионе, используя приведенные выше факты и найденную вами информацию.
Слайд 23Работа в группе
Интересны задания для работы в группе: 5 класс, модуль
«Наш родной язык», упражнение 88 (3): Обсудите тему «Могут ли животные говорить?». Вспомните о своих наблюдениях за домашними питомцами. Найдите в книгах факты в доказательство вашей точки зрения. Пришли ли вы к общему мнению? Запишите свои выводы.
Слайд 24Работа в паре
При изучении темы «Корни с чередованием букв а и
о» (5 класс, модуль «Как язык служит для общения?»), упражнение 106: Составьте словарный диктант из слов с чередованием гласных а//о в корне. Не забудьте о словах-исключениях. Проведите словарный диктант друг для друга, обсудите результаты.
Слайд 25Рубрика «Пиши грамотно»
Например, на странице 58 (5 класс, модуль «Наш родной
язык» ) читаем слова:
колкол
коллаж энциклопедия лингвистика филолог
фотоколлаж
иллюстрация
таблица
биография
Слайд 26Продуманные грамматические задания к каждому упражнению:
Например, модуль “Наш родной язык”
(5 класс, первая часть, упражнение 45):
1) Прочитайте поговорки из словаря В.И.Даля. В какой форме употреблены в них глаголы?
2) Во всех поговорках используются сравнения, основанные на наблюдении за звуками, которые издают разные птицы. Обсудите, что обозначают эти глаголы.
3) Придумайте и запишите предложения, в которых глаголы из поговорок должны обозначать действия человека. Используйте глаголы в форме прошедшего времени.
Бормочет, что глухарь.
Пищит, как цыплёнок.
Воркует, как голубок.
Каркает, как ворона.
Лепечет, как сорока
Кричит, как выпь.
Поет, как канарейка.
Пташкой щебечет
Слайд 27
НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКА
ФОНЕТИКА
Согласные звуки делятся на:
- сонорные (в сонорных
согласных тон преобладает над шумом ): ([ й], [л], [м], [н], [р]);
- шумные звонкие ( шумные звонкие согласные образуются шумом и тоном): ( [б], [в],[ г], [д], [ з],[ж]);
- шумные глухие ( шумные глухие согласные состоят только из шума): ([п],[ ф], [к], [т],[ с], [ш],[х],[ц],[ ч],[ щ]).
Слайд 28НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКА
МОРФЕМИКА
Формообразующие суффиксы:
-л- (прошедшее
время),
-ть-, -ти- (инфинитив),
-и- (повелительное наклонение).
Эти суффиксы в основу слова не входят. Формообразующие суффиксы, подобно окончаниям, могут быть нулевыми: пёк O, испечьO, встаньO .
Нулевые морфемы не представлены в слове звуками, но являются значимыми. Их значение зависит от того, формы какого слова сопоставляются.
Слайд 29СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Способы образования слов:
Приставочный (убежать, недобрый, написать )
Суффиксальный (дружок, зимушка, туманный )
Приставочно-суффиксальный
(бездорожь[йʼ]е, подоконник, настольный, безбилетный )
Бессуффиксный или нулевая суффиксация (обгонО, работОа, игрОа, переходО, зеленьО)
Сложение (соединение основ слов или их частей) (лесовоз, кашевар, медсестра)
Суффиксально-сложный или сложение с суффиксацией; (при сложении основ к основе производного слова одновременно добавляется суффикс) (старшеклассник, полнолуние, разноцветный, железнодорожный). Это смешанный способ словообразования. Этим способом образуются существительные и прилагательные.
Слайд 30НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКА
Аббревиация - это способ образования сложносокращенных слов
(аббревиатур) путем сложения усеченных основ . (МГУ, США, сбербанк, ООН, СНГ, вуз )
Сложение – неморфологический способ образования слов, при котором в одно слово соединяются производящие основы двух или нескольких слов.
Слайд 31ПРАВОПИСАНИЕ
Изучение корней с чередованием
В 5 классе изучаются корни: зор//зар, гор//гар, лаг//лож,
рос//раст//ращ, скак//скоч, блест// блист, мер//мир// жег//жиг, пир//пер, бир//бер...
В 6 классе изучаются корни: клан//клон, твар//твор,плав//плов//плыв, равн//ровн, мак//мок//моч (мочить, мочёный). Приведены все слова - исключения по данной теме.
Перед введением новых корней автор вставляет повторение за курс 5 класса: параграф 8, страница 94 (первая часть 6 класс) “Гласная а-о в корнях с чередованием”- восемь упражнений №76 - №84, подобраны художественные тексты, диктанты;
параграф 9, страница 98 “Гласные е-и в корнях с чередованием”- № 85 – №89.
Слайд 32ПРАВОПИСАНИЕ
Расширено значение приставки при-:
1)Приближение, присоединение, нахождение вблизи (прилететь, пришить, присоединиться, приморье,
пришкольный)
2)Неполнота действия (приоткрыть, присмиреть)
3)Сопутствующее действие (приговаривать, пританцовывать)
4)Доведение действия до определенного результата (приготовить, приучить, придумать).
Слайд 33НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКА
МОРФОЛОГИЯ
Имя существительное - часть речи, которая отвечает
на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
Среди нарицательных существительных выделяют следующие разряды:
конкретные (город, стол, собака),
отвлеченные или абстрактные (белизна, честность, дружба),
вещественные (воздух, серебро, молоко),
собирательные (молодёжь, листва, детвора) .
Слайд 34НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКА
Имя прилагательное отвечает на вопросы какой?
чей? и обозначает признак предмета.
Имя прилагательное, обозначающее другой признак предмета - его постоянное качество или свойство: слабый (тихий, несильный) голос, ходячий пациент (способный ходить).
Такой признак называют непроцессуальным.
Слайд 35НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКА
Причастие обозначает признак предмета по действию,
которое происходит в настоящем или происходило в прошлом. Причастие как форма глагола передает значение глагольного действия, поэтому причастие обозначает процессуальный признак.
Действительные и страдательные причастия различаются своими формообразующими суффиксами.
Слайд 36НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКА
Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает
на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние.
ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА:
1) ПЕРВОЕ СПРЯЖЕНИЕ;
2) ВТОРОЕ СПРЯЖЕНИЕ;
3) РАЗНОСПРЯГАЕМЫЕ (бежать, хотеть и все образованные от них глаголы – разбежаться, захотеть),
ГЛАГОЛЫ ОСОБОГО СПРЯЖЕНИЯ (есть, дать, надоесть, создать и все образованные от них глаголы - поесть, передать, раздать ) в единственном числе сохранили древние окончания: ем, ешь, ест, дам, дашь, даст.
Деепричастие – это неизменяемая форма глагола, отвечающая на вопросы что делая? Или что сделав? И обозначающая добавочное действие к главному. Деепричастия совершенного и несовершенного вида образуются с помощью разных формообразующих суффиксов.
Слайд 37НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКА
Имя числительное - это часть речи, выражающая
значение количества.
Местоимение. По морфологическим признакам выделяются разряды местоимений:
- местоимения - существительные (личные, возвратное)
- местоимения-прилагательные (притяжательные)
- местоимения - числительные.
Внутри остальных разрядов по значению могут быть местоимения - существительные, местоимения- прилагательные, местоимения- числительные.
Слайд 38НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКА
СТИЛИСТИКА
Три стиля книжного языка:
научный, деловой, публицистический (общее понятие в 5 классе )
6 класс: научный, официально - деловой, публицистический и газетно -информационный стиль - подробное изучение.
Слайд 39НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Интересны упражнения, направленные
на развитие связной речи учащихся. Разнообразны формы таких заданий:
изложения (свободные, сжатые, подробные),
сочинения (по репродукции с картины, по иллюстрации, на лингвистическую тему),
конструирование предложений,
письменный и устный ответ на вопрос,
редактирование предложений и текстов,
формулировка утверждений и аргументов и другие.
Много заданий поискового, исследовательского характера.
Слайд 40НОВОЕ ИНФОРМАЦИОННО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНИКА
ИНТЕРЕСНЫ ТАКИЕ ЗАДАНИЯ:
№186 (русский язык 6 класс,
модуль “Трудно ли освоить науки”):
3) Напишите небольшое сочинение о том состоянии природы, которое вы можете сейчас наблюдать. Можно использовать художественное описание или составить прогноз погоды на ближайшие дни.
№28 (русский язык 6 класс, модуль “В чем особенности официальных документов?”):
2) Напишите небольшой рассказ о своей воображаемой прогулке по Москве, включив в текст составленные словосочетания. Используйте план-схему центра Москвы.
№ 69 (русский язык 6 класс, модуль “Есть ли правила у беседы?”):
2) Изложите основную мысль художественного текста как собственное мнение, например в форме записи в личном дневнике или совета в письме другу.
Надо отметить, что подобные виды работы не стоят особняком, а гармонично вписываются в процесс анализа учебного материала, представленного в учебнике и созданного по принципу “от простого к сложному”.