Презентация, доклад на тему Исследовательская работа по русскому языку Чеченская письменность: прошлое,настоящее и будущее

Содержание

Родной чеченский язык… Красивый, звучный, до боли любимый… Читаю материалы «Всемирного атласа вымирающих языков»…:ЮНЕСКО относит чеченский язык к числу исчезающих…Жизнеспособность языка специалисты рассчитывают по числу носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных

Слайд 1 Чеченская письменность: прошлое, настоящее и будущее.


Исследовательская работа


Выполнила: Адамова

Тамила,
ученица 10 класса МБОУ «СОШ №50»
Научный руководитель: Адамова Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №50» г. Грозного.
Чеченская письменность: прошлое, настоящее и будущее.   Исследовательская работа Выполнила:

Слайд 2Родной чеченский язык… Красивый, звучный, до боли любимый…

Читаю материалы «Всемирного атласа вымирающих языков»…:
ЮНЕСКО относит чеченский язык к числу исчезающих…
Жизнеспособность языка специалисты рассчитывают по числу носителей, передаче языка от поколения к поколению, доступности учебных материалов, отношению к языку государства и самого общества.

Родной чеченский язык… Красивый, звучный, до боли любимый…   Читаю материалы «Всемирного атласа вымирающих языков»…:ЮНЕСКО относит

Слайд 3Актуальность темы.
История письма – одна из важных страниц в истории развития

культуры человечества. Знание этой истории необходимо, так как оно позволяет наглядно представить, как шел человек по пути прогресса.

Актуальность темы.	История письма – одна из важных страниц в истории развития культуры человечества. Знание этой истории необходимо,

Слайд 4
Объект исследования: история развития чеченской письменности.

Предмет исследования: история развития алфавита чеченского

языка.

Объект исследования: история развития чеченской письменности.Предмет исследования: история развития алфавита чеченского языка.

Слайд 5Цель работы:
изучение истории происхождения
чеченской письменности.



Цель работы: изучение истории происхождения чеченской письменности.

Слайд 6 Задачи:
проанализировать научно-популярную литературу по истории письменности;
проследить историю возникновения письма

и письменности чеченского языка в связи с развитием общества;
 

Задачи:проанализировать научно-популярную литературу по истории письменности;проследить историю возникновения письма и письменности чеченского языка в связи

Слайд 7Практическая значимость:


Возможность использования фактического
материала при изучении
курса чеченского
языка на

уроках в школе.

Практическая значимость:Возможность использования фактического материала при изучении курса чеченского языка на уроках в школе.

Слайд 8 Чтобы ответить на эти вопросы, я с помощью своего научного

руководителя составила следующий план:
Чтобы ответить на эти вопросы, я с помощью своего научного руководителя составила следующий план:

Слайд 9 Вот что я узнала в результате исследования
Письмо – явление

очень сложное; оно прошло длительный, измеряемый тысячелетиями путь развития. Время и место его возникновения точно не установлены.


Вот что я узнала в результате    исследования  Письмо – явление очень сложное;

Слайд 10История возникновения чеченской письменности
Нахские языки считаются родственными древнейшим хуррито-урартским языкам.
История

письменности чеченского языка берет свое начало в глубокой древности. Следы языков-предков зафиксированы в надписях древневосточных государств Митани и Урарту. Для расшифровки памятников письменности этих государств используются чеченский и ингушский языки.

История возникновения  чеченской письменностиНахские языки считаются родственными древнейшим хуррито-урартским языкам. История письменности чеченского языка берет свое

Слайд 11С появлением Ислама в XVI в. в Чечню продвигается арабская письменность.

Первые попытки создания вайнахской письменности относятся к периоду существования чечено-дагестанского имамата. Наиб Шамиля в Чечне, аварец Лачинилау, пытался приспособить арабский алфавит к чеченскому языку. Но в арабском 26 букв, в нем отсутствуют 12 букв, имеющихся в чеченском языке: п1, кх, г, к1, у, г1, о, ч, и, аь, оь, уь. Для массового использования арабская письменность не подошла.
С появлением Ислама в XVI в. в Чечню продвигается арабская письменность. Первые попытки создания вайнахской письменности относятся

Слайд 121862 год. Создан первый чеченский букварь на основе кириллицы
(«Нохчийн жуз

ду х1ара»),
авторы – Кеди Досов и крупнейший
кавказовед, ученый-лингвист и
педагог-просветитель
Петр Карлович Услар.
Успешно использовался
для обучения родной грамоте.
1862 год. Создан первый чеченский букварь на основе кириллицы («Нохчийн жуз ду х1ара»),авторы – Кеди Досов и

Слайд 131866 г.,Бартоломей И.А. Чеченский букварь

1866 г.,Бартоломей И.А. Чеченский букварь

Слайд 141908 г. Чеченский букварь соcтавлен
Т. Эльдархановым на основе русской графики. Внесены

некоторые изменения: в алфавите 36 букв, вместо грузинских букв, которые у Услара обозначали ч1 и ц1; использованы русские буквы со знаком «птичка» сверху ч и ц; убрана буква дж.
Азбука не получила распространения.
1908 г. Чеченский букварь соcтавленТ. Эльдархановым на основе русской графики. Внесены некоторые изменения: в алфавите 36 букв,

Слайд 15Возникает первый чеченский
алфавит на арабской основе.
В нем 31 буква.

Он неудобен:
проблемы с обозначением
смычно-гортанных звуков.
Зачастую используется
арабский алфавит.
1910г. Гайсумов Сугаип реформирует арабский алфавит, который просуществовал до 1920 года
Возникает первый чеченский алфавит на арабской основе. В нем 31 буква. Он неудобен: проблемы с обозначением смычно-гортанных

Слайд 161921 г. А. Турчаев иТ. Эльдарханов выпустили букварь на этом же

алфавите. Сделаны изменения: добавлены звуки ч1 ,ц1; исключены звуки Сод и Зод. Букварь просуществовал один год.
1921 г. Арабский алфавит подвергнут реформе Сугаиповым Шабахом. Количество букв – 39; вошли звуки оь, уь и некоторые смычно-гортанные.
1921 г. А. Турчаев иТ. Эльдарханов выпустили букварь на этом же алфавите. Сделаны изменения: добавлены звуки ч1

Слайд 17Чеченский алфавит, составленный в 1925 году Х.Ошаевым.
1920 г. Первая попытка создания

чеченского алфавита на основе латинской графики.
1925 г. утвержден
проект чеченского
алфавита,составленный
Х. Ошаевым и
М. Сальмурзаевым.
Латинская графика
имела преимущество
перед арабской.

Чеченский алфавит, составленный в 1925 году Х.Ошаевым. 1920 г. Первая попытка создания чеченского алфавита на

Слайд 18

Вплоть до 1927 г. в газетах печатались статьи с использованием русской,

арабской и латинской график.
1928 г. Советская власть берет курс на унификацию письменностей народов Сев. Кавказа, и в первую очередь , унификацию чеченской и ингушской.

.

Вплоть до 1927 г. в газетах печатались статьи с использованием русской, арабской и латинской график. 1928

Слайд 19В 1928 г. во Владикавказе созывается конференция по
вопросам унификации чеченского

и ингушского алфавитов. Конференция поставила перед собой
задачу – ликвидировать расхождения в алфавитах.
1934 год. Создан единый
алфавит. Распространения не получил.
В 1928 г. во Владикавказе созывается конференция по вопросам унификации  чеченского и ингушского  алфавитов. Конференция

Слайд 201938 г. Профессором Яковлевым был составлен алфавит на основе русской графики,

применённый (с небольшими изменениями) для всех языков Северного Кавказа.
1938 г. Профессором  Яковлевым был составлен алфавит на основе русской графики, применённый (с небольшими изменениями) для

Слайд 21 Частая смена графики вызывала трудности в формировании устойчивой грамотности

населения.
1944-1957 гг. -язык предан забвению.
1957 г.-школы восстановлены, но обучение ведётся только на русском языке.
1980 гг.-возрождение полноценной национальной школы.
Частая смена графики вызывала трудности в формировании устойчивой грамотности населения.1944-1957 гг. -язык предан забвению.1957 г.-школы

Слайд 22Латинский алфавит чеченского языка, принятый в 1992 году.
Своим постановлением Парламент принял

этот алфавит. Правительство и Президентский совет поддержали это постановление и утвердили его, но официальный указ, вводящий окончательно алфавит, так и не был издан.
Латинский алфавит чеченского языка, принятый в 1992 году.Своим постановлением Парламент принял этот алфавит. Правительство и Президентский совет

Слайд 23В настоящее время ведется обсуждение вопроса об изменении графики написания букв

чеченского алфавита: Ё (йо), Я(йа), Яь (йаь), ю (йу), юь (йуь).

Что из этого получится, покажет время…
В настоящее время ведется обсуждение вопроса об изменении графики написания букв чеченского алфавита: Ё (йо), Я(йа), Яь

Слайд 24На этом история нашего языка и письменности не остановилась. Но я

абсолютно уверена, что чеченский язык и письменность не "затеряются" в этом мире и получат широчайшее распространение во всех сферах жизни нашего народа.
На этом история нашего языка и письменности не остановилась. Но я абсолютно уверена, что чеченский язык и

Слайд 25 Сколько же пришлось тебе выдержать испытаний, изменений

и вмешательств со стороны; сколько ещё их ждёт тебя впереди, мой многострадальный, измученный, но очень любимый, родной чеченский язык …
Сколько же пришлось тебе выдержать испытаний, изменений и вмешательств  со стороны; сколько

Слайд 26Указ Президента Чеченской Республики №207
С 25 апреля 2007г.
ДЕНЬ ЧЕЧЕНСКОГО ЯЗЫКА

Указ Президента Чеченской Республики №207С 25 апреля 2007г. ДЕНЬ ЧЕЧЕНСКОГО ЯЗЫКА

Слайд 27 Список литературы
Услар

П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. Абхазский язык. 1887.
12.Бартоломей И. Чеченский букварь. - Тифлис, 1866.
13.Солтаханов Э. Х История обучения чеченской грамоте. Вестник Института проблем образования. Выпуск 1. - Грозный, 2003.
14.Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. В двух томах. Т.
15.Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. - М., 1999.
16.Культура чеченского народа и школа. Тезисы докладов и выступлений научно-практической конференции 18 мая 1994 года. - Грозный, 1994.
Список литературыУслар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. Абхазский

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть