Презентация, доклад на тему Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы

Содержание

В практике современной школы актуальными являются компетентностный подход в обучении и усиление коммуникативной направленности преподавания. Иными словами, будущее ученика зависит не столько от количества знаний, им усвоенных, сколько от сформированности общеучебных умений и навыков, способности применять

Слайд 1Развитие межпредметных компетенций
 при обучении русскому языку и литературе
в условиях

реализации ФГОС


Кукаркина Елена Юрьевна,
учитель русского языка и литературы




Г. Челябинск 2015 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №115

Развитие межпредметных компетенций  при обучении русскому языку и литературе в условиях реализации ФГОСКукаркина Елена Юрьевна, учитель русского

Слайд 2 В практике современной школы актуальными являются компетентностный подход в обучении и

усиление коммуникативной направленности преподавания. Иными словами, будущее ученика зависит не столько от количества знаний, им усвоенных, сколько от сформированности общеучебных умений и навыков, способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни. Одним из путей решения этой проблемы является реализация межпредметных связей, которые позволяют вычленять взаимосвязи русского языка с другими предметами гуманитарно-художественного направления, без чего невозможно системное освоение основ наук.


Актуальность темы

Из истории вопроса

Проблему межпредметных связей можно отнести к числу традиционных проблем педагогики. Впервые о ней со всей определённостью заявил Ж. Ж. Руссо.

Затем Песталоцци последовательно
проводил мысль о том, что соединение
обучения с трудом в полной мере
соответствует психологии детей,
их естественному стремлению к деятельности.



В практике современной школы актуальными являются компетентностный подход в обучении и усиление коммуникативной направленности преподавания. Иными словами,

Слайд 3 В российской педагогической традиции Л.Н. Толстой впервые обратился к проблеме

поиска единого «разумного основания учения».

Идея сближения трудовой и учебной
деятельности получила дальнейшее
развитие в работах Дж. Дьюи.

В 30-ые гг. прошлого столетия роль МПС
виделась главным образом в привлечении
сведений из других дисциплин при
изучении того или иного предмета.


В начале 50-х гг. проблема МПС стала исследоваться более широко.

С введением в школах новых учебных программ с 1960-х гг. проблема МПС разрабатывается особенно интенсивно, затрагиваются вопросы более широкого плана.

В 80-ые гг. были предприняты попытки установления МПС между содержательным «ядром» нескольких школьных предметов разных образовательных областей.

В российской педагогической традиции Л.Н. Толстой впервые обратился к проблеме поиска единого «разумного основания учения». Идея

Слайд 4Что же такое межпредметные связи?
1.
Целевые и содержательные совпадения, объективно существующие

между учебными дисциплинами

2.
Организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений

Что же такое межпредметные связи?1. Целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами2. Организационные формы использования

Слайд 5 Содержание предмета «Русский язык» складывается из системы лингвистических понятий, фактов и

из правописных и коммуникативных умений.
Лингвистические понятия, связанные с художественной (эстетической) функцией языка - на уроках литературы;
понятия, связанные с происхождением и развитием языка, со становлением национального языка, - на уроках истории;
звуковая сторона речи - на уроках музыки;
мышление и речь - на уроках анатомии;
языковые семьи и многообразие народов мира - на уроках географии.
Содержание предмета «Русский язык» складывается из системы лингвистических понятий, фактов и из правописных и коммуникативных умений. Лингвистические

Слайд 6 По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида

межпредметного материала:

1. Понятийно-терминологический

2. Коммуникативно-речевой

3. Учебно-дидактический

По характеру общего в содержании между предметами выделяются три вида межпредметного материала: 1. Понятийно-терминологический 2. Коммуникативно-речевой3.

Слайд 7Понятийно-терминологический межпредметный материал
Между предметами с относительно полным совпадением объекта изучения
Между

предметами с частичным совпадением объекта изучения

Звук

Морфема

Часть речи

Буква

Текст

Слово

Предложение

Стиль

Словосочетание

Русский
язык

Математика

Количественное

Дробное

Имя числительное

Порядковое

Число

Дробь

Количество

Русский
язык

Английский
язык

Понятийно-терминологический межпредметный материал Между предметами с относительно полным совпадением объекта изученияМежду предметами с частичным совпадением объекта изученияЗвукМорфемаЧасть

Слайд 8 Коммуникативно-речевой межпредметный материал
Нормативный материал
Коммуникативный материал
Нормативная связь опирается на общность

орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений в области терминологии по контактирующему предмету.



Коммуникативная связь опирается на общность работы над связной речью учащихся на материале соответствующей науки, усваивая которую школьники учатся выражать свои мысли в связной форме соответствующего жанра научного стиля речи.

 Например,
в русском языке: план (простой и сложный), текст, стиль,
описание, повествование, рассуждение, конспект, тезис;
в географии: описание географических объектов,
составление характеристик отдельных компонентов природы и т.д.;
в математике: несложные доказательства с опорой на известные
определения и теоремы и т.д.

Коммуникативно-речевой межпредметный материал Нормативный материалКоммуникативный материал	Нормативная связь опирается на общность орфографических, орфоэпических, семантических и стилистических умений

Слайд 9Учебно-дидактический межпредметный материал
Не контекстный
Контекстный
Отдельные слова (или тематические группы слов),

словосочетания, предложения, отражающие содержание того или иного школьного предмета

Тексты, содержащие отдельные сведения из этих предметов

Учебно-дидактический межпредметный материал Не контекстный КонтекстныйОтдельные слова (или тематические группы слов), словосочетания, предложения, отражающие содержание того или

Слайд 10Урок развития речи в 9 классе
Шестнадцатое июня
Классная работа
Тема урока: «Контрольное изложение

с элементами сочинения»
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) 

?

Консерватория, симфония, композитор

Основная цель нашего сегодняшнего урока - подготовиться к контрольному изложению с элементами сочинения.

Урок развития речи в 9 классеШестнадцатое июняКлассная работаТема урока: «Контрольное изложение с элементами сочинения»Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) ?Консерватория, симфония,

Слайд 11 История Седьмой симфонии Шостаковича, так называемой Ленинградской, действительно кажется невероятной. Композитор

сочинял её в прифронтовом Ленинграде летом и осенью 1941 года. В медной каске и в брезентовой накидке пожарника Шостакович вместе со своими учениками и коллегами нёс ночное дежурство на крыше консерватории, Потрясённый до глубины души трагедией родины, страданиями соотечественников, он задумал монументальную симфоническую повесть об ужасах войны, о жертвах, понесённых народом, о грядущей победе.
Композитор работал с лихорадочной быстротой, и, когда в начале октября 1941 года его вызвали из блокированного Ленинграда, на военном самолете он привез в Москву уже готовые первые три части. Он писал свое сочинение резкими штрихами, не стараясь ласкать слух приятными мелодиями. Композитор вспоминал: " Моим оружием была музыка. С первых дней войны я сел за рояль и начал работать. Июль, август, сентябрь. За три месяца я написал четыре пятых своей симфонии. К концу тысяча девятьсот сорок первого года она была закончена".
Симфония состоит из четырёх частей. Первая часть рассказывает о том, как в мирную жизнь ворвалась грозная сила войны. В этой части два музыкальных образа, тема нашествия и тема Родины. Во второй и третьей частях находят отражение мысли о патриотизме, культуре, науке. "Жизнь сильнее смерти", - утверждают эти части симфонии. Четвёртая часть - гимн грядущей победе..
В марте тысяча девятьсот сорок второго года симфония была исполнена в Москве, а позднее — во многих странах мира. "Мне хотелось воссоздать картину душевной жизни человека, оглушённого гигантским молотом войны... Мне хотелось рассказать о его тревогах, о его страданиях, о его мужестве" — писал композитор.

История Седьмой симфонии Шостаковича, так называемой Ленинградской, действительно кажется невероятной. Композитор сочинял её в прифронтовом Ленинграде летом

Слайд 12Первый абзац

Прочтите I абзац про себя, найдите в тексте ответы на

вопросы, отвечайте цитатами:

в чем состоит невероятность истории Седьмой симфонии?
чем был потрясен до глубины души Шостакович?
каким описательным оборотом заменяет автор слово «симфония»?
как вы понимаете эпитет «монументальная»?
почему эту симфонию называют «документом», «повестью», «хроникой»?
о чем эта «повесть»? Что наиболее вас поразило в данном перечислении?

Анализ абзацев

Второй абзац

как работал композитор над симфонией?
прочтите воспоминания композитора о своей работе.

Третий абзац

сколько частей включает в себя симфония?
о чем рассказывается в первой части?

Четвертый абзац

какую цель составил перед собой Шостакович?

Первый абзацПрочтите I абзац про себя, найдите в тексте ответы на вопросы, отвечайте цитатами: в чем состоит

Слайд 13Урок развития речи в 9 классе
Шестнадцатое июня
Классная работа
Тема урока: «Контрольное изложение

с элементами сочинения»
Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) 

?

Консерватория, симфония, композитор

Основная цель нашего сегодняшнего урока - подготовиться к контрольному изложению с элементами сочинения.

«Моим оружием была музыка», «Жизнь сильнее смерти»

Урок развития речи в 9 классеШестнадцатое июняКлассная работаТема урока: «Контрольное изложение с элементами сочинения»Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) ?Консерватория, симфония,

Слайд 14Итог урока в виде синквейна

Итог урока в виде синквейна

Слайд 15Урок русского языка в 5 классе
Шестнадцатое июня
Классная работа
Тема урока: «Имя числительное

»

Цели урока: расширить знания о числительных, совершенствовать речь учащихся, воспитывать любовь к русскому языку.

Задачи урока: закрепить теоретические знания о числительных; выработать умение грамотно заменять числа словами; повторить о правописании мягкого знака в числительных; уметь определять падежную форму числительного; развивать логическое мышление учащихся.

Межпредметные связи: математика, история.

Урок русского языка в 5 классеШестнадцатое июняКлассная работаТема урока: «Имя числительное »Цели урока: расширить знания о числительных,

Слайд 16Высказывания великих писателей
"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,
этот клад,

это достояние, переданное нам нашими
предшественниками, в числе которых блистает
опять-таки Пушкин!" (И. Тургенев)




"Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный
русский язык" (К. Паустовский)






"Я пишу на киргизском и русском языках.
Киргизский и русский для меня как две
руки - левая и правая, и я не могу обойтись
без какой-либо из них!"
(Ч. Айтматов)
Высказывания великих писателей

Слайд 17Галерея
"Девятый вал" И.К.Айвазовский, 1850
«Ученики - мастеровые везут воду» В.Г.Перов,1866
"Две сестры"

В. Е. Маковский, 1895

"Столетие свободы" А. Руссо, 1892

Галерея

Слайд 18"Двое, созерцающие луну" К. Д. Фридрих, 1819
"Первый фрак" В.Е. Маковский, 1895
"Бой

Добрыни Никитича с трехголовым драконом" В.М.Васнецов, 1918

Слайд 19Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер

Слайд 20Письменная работа

Найдите слова, которые обозначают количественные значения. Определите, к каким

частям речи они относятся. Объясните значения русских пословиц.

1.Бочка меду да капля дегтю. 2. В лес идут - на троих один топор берут. 3. Брось псу кусок, так не лает. 4. Где двое стоят, тут третьему дела нет. 5. В чужих руках ноготок с локоток. 6. Глядит, равно семерых проглотил, восьмым поперхнулся. 7. Выданная дочь - отрезанный ломать? 8. Кто в двадцать лет не здоров, в тридцать не умен, а в сорок не богат, тому век таким не бывать. 9. Голова с лукошко, а мозгу ни крошки. 10. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

Ответы:
Существительные с неопределенно-количественным значением.
Числительные
1.Бочка, капля.
3.Кусок.
4.Ноготок, с локоток.
5. Ломоть.
6. Ни крошки.
7. На троих, один.
8. Двое, третьему.
9. Семерых, восьмым.
10. В двадцать, в тридцать, в сорок.
11. Семь, один.

Письменная работа Найдите слова, которые обозначают количественные значения. Определите, к каким частям речи они относятся. Объясните значения

Слайд 21 До 1925 года, когда в России была принята современная система единиц

измерения, пользовались следующими мерами длины: вершок - 4,45 см, аршин -16 вершков, или 71 см, сажень - 3 аршина, или 2,13 м, верста - 500 саженей, или 1,06 км; мерами веса: золотник - 4,26 г, фунт - 96 золотников, или 410 г, пуд - 40 фунтов, или 16,38 кг. Не следует забывать, что устарели не только названия единиц измерения, но и некоторые принципы их применения. Если их не знать, то можно получить некоторые забавные результаты вычислений.

Занимательная математика

До 1925 года, когда в России была принята современная система единиц измерения, пользовались следующими мерами длины: вершок

Слайд 22Лингвистические задачи
Задача N 1.
Условие: 1. У спортсмена две пары весел.

2. Девушка сменила две пары часов.
Вопрос: сколько штук имеется в виду в первом и во втором предложениях?

Задача N 2.

Условие: "До Берлина шестьдесят вёрст, - сказал Чохов; почему-то он употребил эту старую русскую меру вместо "километров". (Казакевич "Весна на Одере")
Вопрос: Сколько километров до Берлина?

Задача N 3.

Условие: На базаре купец продал два аршина красного ситца и три аршина синего бархатного материала.
Вопрос: Сколько всего метров ткани продал купец?

Лингвистические задачиЗадача N 1. Условие: 1. У спортсмена две пары весел. 2. Девушка сменила две пары часов.

Слайд 23Решение: В первом предложении употреблено выражение "две пары весел": здесь речь

идет о четырех штуках, так как "пара весел" означает 2 штуки. А во втором предложении, указывая на количество часов, используют слово "пара", которое в этом случае не означает парность предмета; поэтому выражение "две пары часов" - это две штуки.
Ответ: 1) 4 штуки. 2) 2штуки.

Задача N 1.

Задача N 2.

Решение: 1верста - русская мера длины, равная 1,06 км, применявшаяся до введения метрической системы. 60 х 1,06 км=63,6 км
Ответ: Расстояние до Берлина равняется 63,6 км

Задача N 3.

Решение: Аршин-русская мера длины, равная 0,71м, применявшаяся до введения метрической системы. 1) 2х0,71м=1,42м ситца. 2) 3х0,71м=2,13м бархата.
3) 1,42м+2,13м=3,55м ткани.
Ответ: Всего купец продал 3,55м ткани.

Решение: В первом предложении употреблено выражение

Слайд 24 Межпредметные связи русского языка и литературы с предметами гуманитарного цикла

позволяют расширить, углубить филологические знания школьников, способствуют формированию познавательного интереса, развитию речи, интенсификации учебно-воспитательного процесса, помогают создавать у учащегося целостное представление о мире и человеке.

В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает учащимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике.

Вывод

Межпредметные связи русского языка и литературы с предметами гуманитарного цикла позволяют расширить, углубить филологические знания школьников,

Слайд 25Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть