Слайд 1Разработала учитель
1 категории Саенко Елена Геннадьевна
Слайд 2
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь
и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
1843
Слайд 4 «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах
моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя- как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Слайд 5Эпиграф:
Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в
нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.
К. Паустовский
Слайд 6Тема урока:
Синтаксис СП на примере повести И.С. Тургенева «
Первая любовь»
Слайд 7Цели урока:
На материале повести И.С. Тургенева «Первая любовь» систематизировать
и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения;
разобраться в нравственных проблемах повести;
понять язык и синтаксический строй текста.
Слайд 11 Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор
доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…
И.С.Тургенев
Слайд 12 Сложные предложения – это предложения с двумя или более
грамматическими основами. Простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.
По способу соединения простых предложений в составе сложного делятся на
союзные
бессоюзные
ССП
СПП
Предложения сложной конструкции
Слайд 13Основные виды сложных предложений
Сложносочиненные предложения – это предложения, в
которых простые предложения связаны интонационно или сочинительными союзами.
Пример: Я направился было к Зинаиде,но она даже не взглянула на меня.
[ - =], но [ - =].
Слайд 14 Сложноподчиненные предложения – это предложения, в которых простые предложения
связаны интонационно, подчинительными союзами или союзными словами.
Пример: Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым на голове коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня.
[ - = ], ( где = - ).
Слайд 15 Бессоюзные предложения – это предложения в которых простые предложения
связаны интонационно без союзов.
Пример: Посреди комнаты, на стуле, стояла княжна и держала перед собой мужскую шляпу; вокруг стула толпилось пятеро мужчин.
[ = - ]; [= -].
Слайд 16 По характеру союза и значению ССП делятся на:
1.
ССП с соединительными союзами: и, да, тоже, также и др. В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения: одновременность и последовательность
Пример: Я назвал себя, и мы разговорились.
[- = ], [- = ].
ССП с противительными союзами: но, а, да (но),однако, зато. В предложениях этой группы одно явление противопоставляется другим.
Пример: Я хотел было осторожно удалиться, но она внезапно подняла голову и сделала мне повелительный знак. [- = ], но [- = и = ].
ССП с разделительными союзами: или. либо, то-то и др. В предложениях этой группы указывается на чередование явлений
Пример: То светило солнце, то шел дождь.
Слайд 17 Простые предложения, входящие в состав ССП отделяются друг от
друга запятыми.
Запятая перед союзом и не ставиться, если в ССП есть общий второстепенный член.
Пример: В этот теплый, тихий вечер в потемневшей листве хлопотливо ворошилась маленькая птичка и жуки тяжело гудели в воздухе.
Слайд 18 СПП включают главное и одно или несколько придаточных предложений.
Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним. Придаточные отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется с обеих сторон.
Пример: Я с удивлением узнал, что буду обедать один. [- =], ( = ).
Пример: В само утро того дня, когда с ним сделался удар, он начал было письмо ко мне на французском языке. [ того дня, (когда = -),- =].
Пример: Когда я пришел в себя, я, не раскрывая глаз, почувствовал возле себя Зинаиду.
(когда =), [- = ].
Слайд 19 Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только
для присоединения придаточных к главному или к другому придаточному. Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному, но и являются членами придаточных предложений.
Пример: Я люблю, когда вы стихи читаете. Я думал о ней, возвращаясь домой в сопровождении Федора, который ничего мне не говорил.
Слайд 20 Утро тума…ое утро с..дое
Нивы печальные снегом покрытые
Нехотя
вспомнишь и время былое
Вспомниш.. и лица давно позабытые.
Вспомниш… обильные страс…ные речи Взгляды так жадно, так робко ловимые Первые встречи последние встречи
Тихого голоса звуки любимые. Вспомниш.. разлуку с улыбкою странной
Многое вспомниш.. р..дное д..лекое Слушая ропот колес непрестанный Глядя задумчиво в небо широкое.
Схема лингвистического анализа текста.
Выразительно прочитайте текст.
Определите тему и основную мысль стихотворения.
Расставьте знаки препинания, докажите постановку знаков препинания.
Слова какой части речи преобладают в тексте?
Какую эмоциональную окраску придают стихотворению прилагательные?
Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их правописание.
Укажите, к какой части речи относятся подчеркнутые слова? Докажите.
Подберите к слову, выделенному курсивом, синонимы и антонимы.
Слайд 21Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь
и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Слайд 23 В продолжение вечера княжна надевала шляпу, а старик Вонифатий
наряжался в чепец.
В течение этого вечера граф Малевский показывал нам разные карточные фокусы и кончил тем, что перетасовавши карты, сдал себе в вист все козыри.
Слайд 24ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - от Французского парцелле –
частица – расчленение в тексте
единой синтаксической структуры
и выделение из ее состава частей,
которые графически оформляются
как самостоятельные
коммуникативные единицы.
Вычленяемые сегменты
называются парцеллятами и
находятся, как правило в
постпозиции по отношению к
базовой части высказывания.
Парцелляция используется для
усиления экспрессивности текста,
привлечения к нему внимания
читателя.
Пример: Матушка на следующий день объявила,
что переезжает. В город.
Слайд 251. [- =], и[- =].
2. [- = ]; [ = -].
3. [- ,( - = ), = ].
4. [ ,( - =), - =].
1.Матушка, которая с некоторого времени находилась в состоянии почти постоянного глухого раздражения, обратила внимание на мой фатальный вид.
2. На следующее утро, когда я сошел к чаю, матушка побранила меня.
3. Глаза ее тихо светились, и лицо улыбалось.
4. Отец мой каждый день выезжал верхом; у него была славная рыжечалая английская лошадь.
Слайд 261. [- =], и[- =]. ----- ---------3 предложение
2. [- = ]; [ = -]. --------------4 предложение
3. [- ,( - = ), = ]. -------------1 предложение
4. [ ,( - =), - =]. ----------- 2 предложение
Слайд 27Эпиграф:
Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится
и движется жизнь.
И. С. Тургенев
Слайд 30Указать тип предложения
а) простое;
б) сложносочиненное;
в) сложноподчиненное;
г) бессоюзное сложное;
д) сложное предложение с разными видами связи.
Мне почудилось за занавеской ее лицо, и я с испугом поскорее
удалился.
2. Я заменил сюртучок курткой, но галстук не снял.
3. Иногда глаза его наливались кровью, он весь краснел, и казалось, что вот-вот он сейчас ринется на всех нас и расшвыряет нас, как щепки, во все стороны.
4. Я изнывал в отсутствии Зинаиды: ничего мне на ум не шло, все из рук валилось, я по целым дням напряженно думал о ней.
5 Когда я пришел в себя, я, не раскрывая глаз, почувствовал возле себя Зинаиду.
Слайд 32
«Зинаида сказала:
- Прочтите мне «На холмах Грузии». Только сядьте
сперва.
Я сел и прочел «На холмах Грузии».
- «Что не любить оно не может»,- повторила Зинаида, - Вот чем поэзия хороша: она говорит на то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду… Что не любить оно не может – и хотело бы, да не может!»