Презентация, доклад на тему Интегрированный урок в 9 классе по русскому языку и литературе по теме Синтаксис сложного предложения на примере повести И.С.Тургенева Первая любовь

Содержание

Утро туманное, утро седое,Нивы печальные, снегом покрытые,Нехотя вспомнишь и время былое,Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи,Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи,Тихого голоса звуки любимые.Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,Многое вспомнишь

Слайд 1Разработала учитель
1 категории Саенко Елена Геннадьевна

Разработала учитель 1 категории Саенко Елена Геннадьевна

Слайд 2
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь

и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
1843
Утро туманное, утро седое,Нивы печальные, снегом покрытые,Нехотя вспомнишь и время былое,Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные

Слайд 3Иван Сергеевич Тургенев

Иван Сергеевич Тургенев

Слайд 4 «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах

моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя- как не впасть в отчаяние при виде всего, что свершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне

Слайд 5Эпиграф:
Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в

нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный ропот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы.
К. Паустовский
Эпиграф:  Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы

Слайд 6Тема урока:
Синтаксис СП на примере повести И.С. Тургенева «

Первая любовь»

Тема урока:  Синтаксис СП на примере повести И.С. Тургенева « Первая любовь»

Слайд 7Цели урока:
На материале повести И.С. Тургенева «Первая любовь» систематизировать

и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения;
разобраться в нравственных проблемах повести;
понять язык и синтаксический строй текста.
Цели урока:  На материале повести И.С. Тургенева «Первая любовь» систематизировать и закрепить знания о синтаксисе сложного

Слайд 8Первая любовь

Первая любовь

Слайд 11 Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор

доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено…
И.С.Тургенев
Это единственная вещь, которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама

Слайд 12 Сложные предложения – это предложения с двумя или более

грамматическими основами. Простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.
По способу соединения простых предложений в составе сложного делятся на

союзные

бессоюзные

ССП

СПП

Предложения сложной конструкции

Сложные предложения – это предложения с двумя или более грамматическими основами. Простые предложения в составе

Слайд 13Основные виды сложных предложений
Сложносочиненные предложения – это предложения, в

которых простые предложения связаны интонационно или сочинительными союзами.
Пример: Я направился было к Зинаиде,но она даже не взглянула на меня.
[ - =], но [ - =].

Основные виды сложных предложений   Сложносочиненные предложения – это предложения, в которых простые предложения связаны интонационно

Слайд 14 Сложноподчиненные предложения – это предложения, в которых простые предложения

связаны интонационно, подчинительными союзами или союзными словами.
Пример: Ровно в восемь часов я в сюртуке и с приподнятым на голове коком входил в переднюю флигелька, где жила княгиня.
[ - = ], ( где = - ).
Сложноподчиненные предложения – это предложения, в которых простые предложения связаны интонационно, подчинительными союзами или союзными

Слайд 15 Бессоюзные предложения – это предложения в которых простые предложения

связаны интонационно без союзов.
Пример: Посреди комнаты, на стуле, стояла княжна и держала перед собой мужскую шляпу; вокруг стула толпилось пятеро мужчин.
[ = - ]; [= -].
Бессоюзные предложения – это предложения в которых простые предложения связаны интонационно без союзов.  Пример:

Слайд 16 По характеру союза и значению ССП делятся на:
1.

ССП с соединительными союзами: и, да, тоже, также и др. В предложениях с этими союзами выражаются разнообразные значения: одновременность и последовательность
Пример: Я назвал себя, и мы разговорились.
[- = ], [- = ].
ССП с противительными союзами: но, а, да (но),однако, зато. В предложениях этой группы одно явление противопоставляется другим.
Пример: Я хотел было осторожно удалиться, но она внезапно подняла голову и сделала мне повелительный знак. [- = ], но [- = и = ].
ССП с разделительными союзами: или. либо, то-то и др. В предложениях этой группы указывается на чередование явлений
Пример: То светило солнце, то шел дождь.
По характеру союза и значению ССП делятся на:1. ССП с соединительными союзами: и, да,

Слайд 17 Простые предложения, входящие в состав ССП отделяются друг от

друга запятыми.
Запятая перед союзом и не ставиться, если в ССП есть общий второстепенный член.
Пример: В этот теплый, тихий вечер в потемневшей листве хлопотливо ворошилась маленькая птичка и жуки тяжело гудели в воздухе.

Простые предложения, входящие в состав ССП отделяются друг от друга запятыми.  Запятая перед союзом

Слайд 18 СПП включают главное и одно или несколько придаточных предложений.

Придаточные подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предложения. Придаточное может стоять после главного, в середине его или перед ним. Придаточные отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется с обеих сторон.
Пример: Я с удивлением узнал, что буду обедать один. [- =], ( = ).
Пример: В само утро того дня, когда с ним сделался удар, он начал было письмо ко мне на французском языке. [ того дня, (когда = -),- =].
Пример: Когда я пришел в себя, я, не раскрывая глаз, почувствовал возле себя Зинаиду.
(когда =), [- = ].

СПП включают главное и одно или несколько придаточных предложений. Придаточные подчиняются главному и отвечают на

Слайд 19 Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только

для присоединения придаточных к главному или к другому придаточному. Союзные слова не только прикрепляют придаточные предложения к главному, но и являются членами придаточных предложений.
Пример: Я люблю, когда вы стихи читаете. Я думал о ней, возвращаясь домой в сопровождении Федора, который ничего мне не говорил.
Подчинительные союзы не являются членами придаточного предложения, а служат только для присоединения придаточных к главному или

Слайд 20 Утро тума…ое утро с..дое
Нивы печальные снегом покрытые
Нехотя

вспомнишь и время былое
Вспомниш.. и лица давно позабытые.
Вспомниш… обильные страс…ные речи Взгляды так жадно, так робко ловимые Первые встречи последние встречи
Тихого голоса звуки любимые. Вспомниш.. разлуку с улыбкою странной
Многое вспомниш.. р..дное д..лекое Слушая ропот колес непрестанный Глядя задумчиво в небо широкое.
Схема лингвистического анализа текста.
Выразительно прочитайте текст.
Определите тему и основную мысль стихотворения.
Расставьте знаки препинания, докажите постановку знаков препинания.
Слова какой части речи преобладают в тексте?
Какую эмоциональную окраску придают стихотворению прилагательные?
Выпишите слова с пропущенными буквами и объясните их правописание.
Укажите, к какой части речи относятся подчеркнутые слова? Докажите.
Подберите к слову, выделенному курсивом, синонимы и антонимы.
Утро тума…ое утро с..дое  Нивы печальные снегом покрытыеНехотя вспомнишь и время былое  Вспомниш..

Слайд 21Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь

и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Утро туманное, утро седое,Нивы печальные, снегом покрытые,Нехотя вспомнишь и время былое,Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные

Слайд 22 « в течение»
«в продолжение»

« в течение» «в продолжение»

Слайд 23 В продолжение вечера княжна надевала шляпу, а старик Вонифатий

наряжался в чепец.
В течение этого вечера граф Малевский показывал нам разные карточные фокусы и кончил тем, что перетасовавши карты, сдал себе в вист все козыри.

В продолжение вечера княжна надевала шляпу, а старик Вонифатий наряжался в чепец.  В течение

Слайд 24ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - от Французского парцелле –

частица – расчленение в тексте
единой синтаксической структуры
и выделение из ее состава частей,
которые графически оформляются
как самостоятельные
коммуникативные единицы.
Вычленяемые сегменты
называются парцеллятами и
находятся, как правило в
постпозиции по отношению к
базовой части высказывания.
Парцелляция используется для
усиления экспрессивности текста,
привлечения к нему внимания
читателя.
Пример: Матушка на следующий день объявила,
что переезжает. В город.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - от Французского парцелле –

Слайд 251. [- =], и[- =].


2. [- = ]; [ = -].
3. [- ,( - = ), = ].
4. [ ,( - =), - =].
1.Матушка, которая с некоторого времени находилась в состоянии почти постоянного глухого раздражения, обратила внимание на мой фатальный вид.
2. На следующее утро, когда я сошел к чаю, матушка побранила меня.
3. Глаза ее тихо светились, и лицо улыбалось.
4. Отец мой каждый день выезжал верхом; у него была славная рыжечалая английская лошадь.
1. [- =], и[- =].            2.

Слайд 261. [- =], и[- =]. ----- ---------3 предложение


2. [- = ]; [ = -]. --------------4 предложение
3. [- ,( - = ), = ]. -------------1 предложение
4. [ ,( - =), - =]. ----------- 2 предложение
1. [- =], и[- =]. ----- ---------3 предложение

Слайд 27Эпиграф:
Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится

и движется жизнь.
И. С. Тургенев

Эпиграф:Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Слайд 30Указать тип предложения
а) простое;
б) сложносочиненное;
в) сложноподчиненное;

г) бессоюзное сложное;
д) сложное предложение с разными видами связи.
Мне почудилось за занавеской ее лицо, и я с испугом поскорее
удалился.
2. Я заменил сюртучок курткой, но галстук не снял.
3. Иногда глаза его наливались кровью, он весь краснел, и казалось, что вот-вот он сейчас ринется на всех нас и расшвыряет нас, как щепки, во все стороны.
4. Я изнывал в отсутствии Зинаиды: ничего мне на ум не шло, все из рук валилось, я по целым дням напряженно думал о ней.
5 Когда я пришел в себя, я, не раскрывая глаз, почувствовал возле себя Зинаиду.
Указать тип предложения а) простое;  б) сложносочиненное; в) сложноподчиненное;  г) бессоюзное сложное; д) сложное предложение

Слайд 31
1б, 2а, 3д, 4г, 5в

1б, 2а, 3д, 4г, 5в

Слайд 32
«Зинаида сказала:
- Прочтите мне «На холмах Грузии». Только сядьте

сперва.
Я сел и прочел «На холмах Грузии».
- «Что не любить оно не может»,- повторила Зинаида, - Вот чем поэзия хороша: она говорит на то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду… Что не любить оно не может – и хотело бы, да не может!»
«Зинаида сказала: - Прочтите мне «На холмах Грузии». Только сядьте сперва.Я сел и прочел «На холмах

Слайд 33
Первая любовь

Первая любовь

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть