Презентация, доклад на тему Интегрированный урок- исследование по алгебре и литературе в 9 классе Принцип золотого сечения в композиции Моцарта и Сальери А.С. Пушкина

Содержание

Цель урока Организовать исследование учащимися композиции «Моцарта и Сальери» А. С. Пушкина, чтобы продемонстрировать, как фундаментальные закономерности , присущие литературным произведениям, выражаются в языке математики; подтвердить гипотезу единства науки и искусства;развивать

Слайд 1Принцип золотого сечения в композиции «Моцарта и Сальери» А.С. Пушкина
Интегрированный урок- исследование


по алгебре и литературе в 9 классе

Авторы учителя Санкт-Петербургской международной школы
Клочева Е.Н. и Андреева А.Л.
2014-2015 уч.год

Принцип  золотого сечения  в композиции  «Моцарта и Сальери» А.С. ПушкинаИнтегрированный урок- исследование по алгебре

Слайд 2 Цель урока
Организовать исследование учащимися композиции «Моцарта и Сальери» А.

С. Пушкина, чтобы продемонстрировать, как фундаментальные закономерности , присущие литературным произведениям, выражаются в языке математики;

подтвердить гипотезу единства науки и искусства;

развивать внимание, интеллект и чувство прекрасного (эстетическое чутьё).

Цель урока   Организовать исследование учащимися композиции «Моцарта и Сальери» А. С. Пушкина, чтобы продемонстрировать,

Слайд 3Задачи урока:
Организация взаимодействия в процессе исследования (актуализция понятий «числа Фибоначи», золотого

сечения и композиции драматического произведения, включая все его структурные элементы).
Развитие вычислительных навыков и навыков применения графического инструментария при анализе композиции художественного произведения.
Рефлексия.



Задачи урока:Организация взаимодействия в процессе исследования (актуализция понятий «числа Фибоначи», золотого сечения и композиции драматического произведения, включая

Слайд 4Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии. А.С.Пушкин
Законы формы

отличают искусство от неискусства – симфонию от какофонии, архитектурный шедевр от заурядной постройки, литературное произведение от информационного сообщения. Но форма – это порядок, а порядок – это математика. Значит, чем строже литература следует законам формы, тем ярче в ней должны проявляться и законы математики.

Вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии.  А.С.ПушкинЗаконы формы отличают искусство от неискусства – симфонию

Слайд 5Повторим теорию
Композиция литературно — художественного произведения играет большую роль в выражении идейного смысла.

Писатель, сосредоточив внимание на тех явлениях жизни, которые его в данный момент привлекают, воплотив их в художественные образы характеры, пейзаж, мысли, настроение, стремится в художественном произведении сочетать их так, чтобы они звучали с наибольшей убедительностью: ярче раскрывали существенные стороны реальной действительности, вызывали глубокую работу мысли у читателя.
Повторим теориюКомпозиция литературно — художественного произведения играет большую роль в выражении идейного смысла. Писатель, сосредоточив внимание на тех явлениях жизни,

Слайд 6Композиция
Компози́ция лат. componere — составлять в литературоведении — взаимная соотнесённость и

расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении. Структура, план выражения литературного произведения. Построение художественного произведения.
(wikipedia)
Композиция Компози́ция лат. componere — составлять в литературоведении — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств

Слайд 7Основные элементы композиции драматического произведения:
экспозиция
завязка действия
развитие действия
кульминация
развязка

Основные элементы композиции  драматического произведения: экспозициязавязка действияразвитие действиякульминацияразвязка

Слайд 8Исследование
Поверим алгеброй гармонию
Из записей в Интернете:
Мне всегда было обидно за

физиков, когда лирики (а был такой старый спор физиков и лириков) с подачи пушкинского Моцарта относились к ученым свысока. Они утверждали и утверждают и поныне, что "поверить (т.е. проверить) алгеброй гармонию" нельзя. Так иронически лирики отзывались о безнадежной попытке  судить о художественном творчестве, основываясь на рациональном начале.

Исследование Поверим алгеброй гармониюИз записей в Интернете: Мне всегда было обидно за физиков, когда лирики (а был

Слайд 9Итак, приступим …

Итак, приступим …

Слайд 10«Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и

выше»

«Моцарт и Сальери». Сцена I.
Художник Ф. Константинов.

«Все говорят: нет правды на земле. Но правды нет — и выше»«Моцарт и Сальери». Сцена I. Художник

Слайд 11Экспозиция
Экспозиция (от лат. expositio - «изложение», «объяснение») - часть драматургического

произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая началу действия. В ее задачу входит изложение всех предлагаемых обстоятельств драматургического произведения.

Экспозиция Экспозиция (от лат. expositio - «изложение», «объяснение») - часть драматургического произведения, в которой характеризуется обстановка, предшествующая

Слайд 12 Какой эпизод является экспозицией «Моцарта и Сальери»?
Иллюстрации к «Моцарту и

Сальери» художника М.А. Врубеля

Иллюстрации к «Моцарту и Сальери» художника М.А. Врубеля

Иллюстрации к «Моцарту и Сальери» художника М.А. Врубеля

Иллюстрация к «Моцарту и Сальери»
художника М.А. Врубеля

Какой эпизод является экспозицией «Моцарта и Сальери»? Иллюстрации к «Моцарту и Сальери» художника М.А. Врубеля Иллюстрации

Слайд 13Строки 60-66 – конец экспозиции
60. Мучительно завидую. — О небо!
61. Где

ж правота, когда священный дар,
62. Когда бессмертный гений — не в награду
63. Любви горящей, самоотверженья,
64. Трудов, усердия, молений послан —
65. А озаряет голову безумца,
66. Гуляки праздного?.. О Моцарт, Моцарт!

(Входит Моцарт).

Строки 60-66 – конец экспозиции60. Мучительно завидую. — О небо!61. Где ж правота, когда священный дар,62. Когда

Слайд 14Какой эпизод становится завязкой действия?

Какой эпизод становится завязкой действия?

Слайд 15Завязка
Завязка - важнейший элемент композиции. Здесь располагаются события, нарушающие исходную ситуацию.

Поэтому в этой части композиции находится начало основного конфликта, здесь он приобретает свои видимые очертания и разворачивается как борьба персонажей, как действие.

ЗавязкаЗавязка - важнейший элемент композиции. Здесь располагаются события, нарушающие исходную ситуацию. Поэтому в этой части композиции находится

Слайд 16Что рождает в душе Сальери зависть к гениальности Моцарта? В каком

эпизоде это происходит?

(эпизод со слепым скрипачом)

Какую роль играет этот эпизод в композиции трагедии?

(кульминация, так как созревает у Сальери мысль о преступлении.)

Но ведь мысль, это еще не убийство. Почему же мы тогда
говорим, что именно этот момент кульминационный?

(В этом разрушительная сила зависти или другого смертного греха: попав в душу, зависть рождает преступную мысль, которой не в силах противиться человек, он становится заложником своей страсти).

Что рождает в душе Сальери зависть к гениальности Моцарта? В каком эпизоде это происходит?

Слайд 17 Игра уличного музыканта

Игра уличного музыканта

Слайд 18Кульминация
Кульминация - по общему определению это вершина развития действия пьесы.

В каждой пьесе есть некий рубеж, который знаменует собой решительный поворот в ходе событий, после которого изменяется сам характер борьбы.

Кульминация Кульминация - по общему определению это вершина развития действия пьесы. В каждой пьесе есть некий рубеж,

Слайд 19Строки 160-168 - кульминация
160.Быть может, мнил я, злейшего врага
161. Найду; быть

может, злейшая обида
162.В меня с надменной грянет высоты —
163.Тогда не пропадешь ты, дар Изоры.
164.И я был прав! и наконец нашел
165.Я моего врага, и новый Гайден
166.Меня восторгом дивно упоил!
167.Теперь — пора! заветный дар любви,
168. Переходи сегодня в чашу дружбы.
Строки 160-168 - кульминация160.Быть может, мнил я, злейшего врага161. Найду; быть может, злейшая обида162.В меня с надменной

Слайд 20Развитие действия
Развитие действия - наиболее обширная часть пьесы, ее основное

поле действия и развития. Здесь располагается практически полностью весь сюжет пьесы. Эта часть состоит из определенных эпизодов, которые многие авторы разбивают на акты, сцены, явления, действия.

Развитие действия Развитие действия - наиболее обширная часть пьесы, ее основное поле действия и развития. Здесь располагается

Слайд 21Развитие действия
Художник И. Рерберг. 1936
Сцена II. «Мой Requiem
меня тревожит».

Художник Ф. Константинов

«Слушай же, Сальери, мой Requiem». Художник
Ф. Константинов

Развитие действия Художник И. Рерберг. 1936Сцена II. «Мой Requiem меня тревожит». Художник Ф. Константинов«Слушай же, Сальери, мой

Слайд 22Строки 200-205 – развитие действия
Моцарт. Мне совестно признаться в этом...
200.

Сальери. В чем же?
201. Моцарт. Мне день и ночь покоя не дает
202. Мой черный человек. За мною всюду
203. Как тень он гонится. Вот и теперь
204.Мне кажется, он с нами сам-третей
205. Сидит.

Строки 200-205 – развитие действияМоцарт. Мне совестно признаться в этом... 200. Сальери. В чем же? 201. Моцарт.

Слайд 24«Моцарт и Сальери». Сцена II. «Ну, пей же». Художник Ф. Константинов

«Моцарт и Сальери».  Сцена II. «Ну, пей же».  Художник Ф. Константинов

Слайд 25Развязка
Развязка - здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие пьесы. Основное

содержание этой части композиции - разрешение основного конфликта, прекращение побочных конфликтов, иных противоречий, которые составляют и дополняют действие пьесы. Развязка логично сопряжена с завязкой. Расстояние от одной до другой - это зона сюжета.

Развязка Развязка - здесь традиционно завершается основное (сюжетное) действие пьесы. Основное содержание этой части композиции - разрешение

Слайд 26Какие строки становятся развязкой действия?
220. Моцарт. Он же гений,
221. Как ты

да я. А гений и злодейство —
222. Две вещи несовместные. Не правда ль?
223.Сальери. Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.)
224.Ну, пей же.
225.Моцарт. За твое
226.Здоровье, друг, за искренний союз,
227.Связующий Моцарта и Сальери,
228.Двух сыновей гармонии. (Пьет.)
229.Сальери. Постой,
230.Постой, постой!.. Ты выпил... без меня?
Какие строки становятся развязкой действия? 220. Моцарт. Он же гений,221. Как ты да я. А гений и

Слайд 27Развязка действия – это само предательство
Сцена II. Сальери бросает яд

в стакан Моцарта.
Художник М. Врубель. 1884
Развязка действия –  это само предательство Сцена II. Сальери бросает яд в стакан Моцарта. Художник М.

Слайд 28 То, что я понял – превосходно. Думаю, таково же и то,

чего я не понял. Сократ

Красота не является избранницей только искусства. Красота есть всюду. Есть она и в науке, и в особенности в её жемчужине – математике. К сожалению, эстетика науки до сих пор живёт на положении Золушки и о красоте науки сказано обидно мало. Но те, кто собирается посвятить свою жизнь науке, должны ясно представлять, что наука во главе с «царицей всех наук» - математикой – откроет перед ними сказочные сокровища красоты.

То, что я понял – превосходно. Думаю, таково же и то, чего я не понял. Сократ

Слайд 29Рефлексия:

Рефлексия:

Слайд 30СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 31Источники:
http://www.bukinistu.ru/obschie-stati/kompozitsiya-literaturno-hudozhestvennogo-proizvedeniya.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F_%28%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%29
http://www.odris.ru/composition/

Источники:http://www.bukinistu.ru/obschie-stati/kompozitsiya-literaturno-hudozhestvennogo-proizvedeniya.htmlhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F_%28%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%29http://www.odris.ru/composition/

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть