Слайд 1Презентация к уроку по литературе
Тема: «И. А. Крылов – великий русский
баснописец»
Шафагутдинова Наталья Юрьевна–
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №15
города Тюмени
Слайд 2Иван Андреевич Крылов
(1769 - 1844)
Слайд 3Биография
Родился 2 февраля (14 февраля н.с.) в Москве в семье
бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. В 1775 отец вышел в отставку, и семья поселилась в Твери.
В январе 1774 г. Пугачев поклялся повесить Андрея Прохоровича (отца Ивана) и всю его семью за яростную защиту Яицкого городка. Мать вывезла маленького Ваню Крылова, спрятав в большом глиняном сосуде.
Интересные факты
Слайд 4Отец и Мать
Мать, Зинаида Михайловна Крылова (урождённая Сурина, дальняя родственница Зощенко М. М.(1741-1820),
из дворян, получила прекрасное домашнее образование, после смерти мужа осталась вдовой с двумя малолетними детьми.
Отец Ивана - Андрей Прохорович Крылов (1736—1778) умел читать и писать, но «наукам не учился», служил в драгунском полку, в 1772 г. отличился при защите Яицкого городка от пугачёвцев, затем был председателем магистрата в Твери и умер.
Слайд 5Детство
Иван Крылов первые годы детства провёл в разъездах с семьёй. Грамоте
выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешёл целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых.
В 1777 г. он был записан в гражданскую службу подканцеляристом Калязинского нижнего земского суда, а затем тверского магистрата.
Слайд 6Годы учебы
Учился Крылов мало, но читал довольно много. По словам современника,
он «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрой толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов». В 1782 г. Крылов ещё числился подканцеляристом, но «у Крылов на руках никаких дел не имелось», и жалованья он, по-видимому, не получал.
Слайд 7Юность
Крылов в конце 1782 г. поехал в Санкт-Петербург с матерью,
намеревавшейся хлопотать о пенсии и о лучшем устройстве судьбы сына. Крыловы остались в Санкт-Петербурге до августа 1783 г., и хлопоты их были не бесплодны: по возвращении, несмотря на долговременное незаконное отсутствие, Крылов уволился из магистрата с награждением чином канцеляриста и поступает на службу в петербургскую казённую палату.
Здание Губернского казначейства. Фотография
Слайд 8Опера «Кофейница»
В это время большой славой пользовался «Мельник» Аблесимова, под влиянием
которого Крылов написал, в 1784 г., оперу «Кофейница»; сюжет её он взял из «Живописца» Новикова, но значительно изменил его и закончил счастливой развязкой. Крылов отнёс свою оперу к книгопродавцу и типографу Брейткопфу, который дал за неё автору на 60 руб. книг (Расина, Мольера и Буало), но оперы не напечатал. «Кофейница» увидела свет только в 1868 г. (в юбилейном издании) и считается произведением крайне юным и несовершенным, к тому же написанным неуклюжими стихами.
Афиша спектакля по произведению И. Крылова. Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахрушина.
Слайд 9Цензура
При сличении автографа Крылова с печатным изданием оказывается, однако, что последнее
не вполне исправно; по удалении многих недосмотров издателя и явных описок юного поэта, который в дошедшей до нас рукописи ещё не совсем отделал свою оперу, стихи «Кофейницы» едва ли могут назваться неуклюжими, а попытка показать, что новомодность и «свободные» воззрения на брак и нравственность, сильно напоминающие советницу в «Бригадире», не исключают жестокости, свойственной Скотининым, равно как и множество прекрасно подобранных народных поговорок, делают оперу 16 летнего поэта, несмотря на невыдержанность характеров, явлением для того времени замечательным.
Автограф "Рыбьей пляски" И. А. Крылова.
Слайд 10Комедия «Проказники»
В 1787—1788 гг. Крылов написал комедию «Проказники», где вывел на
сцену и жестоко осмеял первого драматурга того времени Я. Б. Княжнина (Рифмокрад) и жену его, дочь Сумарокова (Таратора); по свидетельству Греча, педант Тянислов списан с плохого стихотворца П. М. Карабанова. Хотя и в «Проказниках», вместо истинного комизма, мы находим карикатуру, но эта карикатура смела, жива и остроумна, а сцены благодушного простака Азбукина с Тянисловом и Рифмокрадом для того времени могли считаться очень забавными. «Проказники» не только поссорили Крылова с Княжниным, но и навлекли на него неудовольствие театральной дирекции.
Слайд 11Служба
В казённой палате Крылов получал тогда 80-90 руб. в год, но
положением своим не был доволен и перешёл в Кабинет её Величества. В 1788 г. Крылов лишился матери и на руках его остался маленький его брат Лев, о котором он всю жизнь заботился как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно «тятенькой»).
Слайд 12
Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки и по-итальянски. Хорошо играл на скрипке, выучил теорию музыки,
разбирался в математике. У Львовых Иван Крылов познакомился практически со всем, довольно узким кругом литераторов и знатоков искусств того времени, в числе которых был и русский поэт Гаврила Романович Державин с женой, покровительствовавшей Крылову. От большинства событий жизни Крылова не сохранилось никаких документов, они восстанавливаются по воспоминаниям современников, о многом можно говорить лишь предположительно.
Гаврила Романович
Державин.
Слайд 13Журналистика
В 1788 году Крылов уволился из Горной экспедиции, на много лет
оставив государственную службу. Писатель начал заниматься журналистикой. Как журналист и издатель Крылов продолжал традиции просветителя, писателя, журналиста и издателя Николая Ивановича Новикова, как мыслитель — традиции философов Просвещения. Крылов установил дружеские связи с издателем Иваном Герасимовичем Рахманиновым, в типографии которого выходило собрание сочинений Вольтера, журналы, в которых Крылов начал сотрудничать.
Николай Иванович Новиков
Слайд 14Почта духов
В 1789 г., в типографии И. Г. Рахманинова, образованного и преданного литературному делу человека, Крылов
печатает ежемесячный сатирический журнал «Почта духов». Изображение недостатков современного русского общества облечено здесь в фантастическую форму переписки гномов с волшебником Маликульмульком.
Слайд 15Почта духов
Сатира «Почты духов» и по идеям, и по степени глубины
и рельефности служит прямым продолжением журналов начала 70-х годов (только хлёсткие нападки Крылова на Рифмокрада и Таратору и на дирекцию театров вносят новый личный элемент), но в отношении искусства изображения замечается крупный шаг вперёд. По словам Я. К. Грота, «Козицкий, Новиков, Эмин были только умными наблюдателями; Крылов является уже возникающим художником».
Слайд 16Почта духов
«Почта духов» выходила только с января по август, так как
имела всего 80 подписчиков; в 1802 г. она вышла вторым изданием.
В отличие от сатирических журналов XVIII века, включавших разнородный жанровый материал, «Почта духов» является единым целым. В ней нет разнообразия жанров и самостоятельных произведений.
Гном Зор отмечает всеобщее роптанье жителей земли на бедность. Все — от нищего до миллионщика — жалуются, что им не хватает денег. Говорят, что двести лет назад местные жители почитали себя богатыми, покуда французы «не растолковали им, что у них нет ничего нужного, что они непохожи на людей, потому что ходят пешком, потому что у них волосы не засыпаны пылью и потому что они не платят по две тысячи рублей за вещь, стоящую не больше ста пятидесяти рублей, как то делают многие просвещённые народы».
Краткое содержание журнала
Слайд 17Почта духов
В «Почте духов» переплетаются письма бытового, сатирического порядка и письма
философско-нравоучительные, трактующие вопросы морали и социальные проблемы. Два плана — сатирически-бытовой и морально-философический — не распадаются, а взаимно дополняют друг друга.
Слайд 18Почта духов
Единство подчеркивается как тем, что ряд сюжетных мотивов проходит через
всю «Почту духов» (история петиметра Припрыжкина и его женитьбы, события в подземном царстве Плутона и т. д.), так и общностью идейной направленности. Общие положения философических и моральных писем как бы иллюстрируются сатирическими, бытовыми эпизодами а сценами.
Плутон – бог подземного царства и смерти
Слайд 19Запрет на издание журнала
Его журнальное дело вызвало неудовольствие властей и императрица предложила Крылову
на пять лет за счёт правительства уехать попутешествовать за границу, однако тот отказался.
Французская революция 1789г. повлияла на ужесточение контроля над журналами в России. «Почта духов» неожиданно перестает выпускаться.
Французская революция работы Фердинана Виктора Эжена Делакруа
Слайд 20Несостоявшаяся женитьба
В 1791 году Иван Крылов знакомится с Анной Алексеевной Константиновой,
влюбленные хотели пожениться. Родители девушки запретили дочери выходить замуж за бедного писателя.
Слайд 21Типография
В. 1791 Крылов совместно с Клушиным и друзьями открывают типографию и
книжную лавку при ней.
Крылов с Клушиным выпускают новый журнал «Санкт-Петербургский Меркурий», в котором печатались проза, стихи, переводы. Вскоре Иван Крылов имел разговор с императрицей Екатериной II, суть его не известна, но именно после него Иван Андреевич Крылов решает оставить журналистику.
Слайд 22Журнал «Зритель»
С 1792 года начинает издаваться журнал «Зритель». В нем высмеивалось
Екатериненское царствование и иностранное воспитание дворян.
Слайд 23Трагедия
«Триумф или Подщипа»
В 1800 году Крылов пишет шуто-трагедию «Триумф или
Подщипа», сатира на правление Павла I и весь царский двор. Пьеса была поставлена в домашнем театре С.Ф. Голицына. Напечатана лишь в 1871г.
Приглашен С.Ф. Голицыным на должность личного секретаря и учителя детей.
Перевод в Ригу : Князь Голицын назначен военным генерал-губернатором Риги, его сопровождает Иван Крылов.
Переезд в Серпухово. Крылов уезжает из Риги в Серпухово к брату Льву – офицеру Орловского мушкетерского полка
Павел I
Слайд 24Комедии и опера
В. 1806-1807 гг. Крылов пишет две комедии: «Урок дочкам»,
«Модная лавка», они высмеивали любовь дворянства ко всему французскому. Комедии имели оглушительный успех и продолжительное время шли в театрах. Также сочиняет оперу «Илья-Богатырь».
Слайд 25Басни
Алкид, Апеллес и ослёнок, Бедный богач, Белка (известны 2 басни
про белку), Богач и Поэт, Бочка, Булат, Булыжник и Алмаз, Бумажный змей, Вельможа и Поэт, Водопад и Ручей, Волк и Журавль, Волк и Кукушка, Волк и Лисица, Волк и Ягнёнок, Волк на псарне, Ворона, Ворона и Лисица, Гуси, Два мальчика, Две бочки, Две Собаки, Демьянова уха, Дерево, Дуб и трость, Заяц на ловле, Зеркало и Обезьяна, Камень и Червяк, Квартет, Котел и Горшок, Котенок и Скворец, Кот и Повар, Кошка и Соловей, Крестьянин и Змея, Крестьянин и Лисица, Крестьянин и Овца, Крестьянин и смерть, Крестьянин и Работник, Крестьянин и Топор, Кукушка и Петух, Кукушка и Орёл, Ларчик, Лев и Комар, Лев и человек, Лев на ловле, Лев, Серна и Лиса, Лебедь, Щука и Рак и др.
Слайд 26Басни
В 1809 году вышла первая книга басен Ивана Андреевича Крылова.
Всего им было написано около 200 басен (последнее и наиболее полное издание, сборник в девяти книгах, был выпущен в декабре 1843, в книжную торговлю поступил позже, причем часть тиража бесплатно раздавалась на похоронах писателя). Многие произведения (например, «Стрекоза и Муравей», «Волк и ягненок» и пр.) восходят к образцам, заимствованным у Эзопа, Федра, Жана де Лафонтена. Однако реалистическая убедительность образов, острота конфликта между требованиями нравственности и лицемерием, корыстью, жестокостью, трусостью, а также реализм языка заставляют видеть в Крылове оригинального художника, реформатора басенного жанра.
Слайд 27Басни
Басни Крылова — эти маленькие истории, спектакли, беседы, монологи — настолько
умны, остры, деловиты, разнообразны по темам, что кажутся созданными необыкновенно мудрым и знающим человеком, которому ведомы все страсти, радости и страдания, переживаемые людьми. Их мог написать только автор, владеющий огромным жизненным опытом, долго проживший на свете, проще говоря — старик. Дедушка. Таким изображен Крылов на памятнике работы скульптора П. К. Клодта, поставленном в Летнем саду Петербурга. Фигуры четвероногих персонажей окружают постамент, на верхней площадке которого сидит баснописец. В дни своей молодости Крылова увидел и описал Иван Сергеевич Тургенев:
Слайд 28Басни
Басня Крылова лишена сухого морализаторства, нравственный вывод, заключенный в ней, является
выражением здравого смысла, воплощен в формах живого разговорного языка. Благодаря этим качествам многие речения из басен Крылова вошли в русский язык на правах поговорок [«А Ларчик просто открывался» («Ларчик»), «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать» («Волк и ягненок»), «Да только воз и ныне там» («Лебедь, Щука и Рак») и мн. др.]. Сближению произведений Крылова с живой речью способствовало использование им вольного русского ямба (за исключением басни «Стрекоза и Муравей» 1808, написанной четырехстопным хореем).
Слайд 29Басни
Многие басни И.А. Крылова касаются наиболее существенных событий общественной и политической
жизни России («Квартет», 1811, «Лебедь, Щука и Рак», 1816 — отклики на неполадки в деятельности Государственного Совета; «Кот и Повар», «Волк на псарне», «Ворона и Курица» и др. — на события Отечественной войны 1812 г.; «Собачья дружба», 1815 — на разногласия среди членов Священного союза и пр.).
Сатирический пафос басен Крылова отмечал декабрист А. А. Бестужев (Марлинский); о природной оригинальности и национальном характере творчества Крылова, сравнивая его с Лафонтеном, говорили В. А. Жуковский и А. С. Пушкин; об обогащении жанровых возможностей басни Крылова упоминал В. Г. Белинский ("...это повесть, комедия, юмористический очерк, злая сатира...», Полн. собр. соч., 1955, с. 575).
Слайд 30Переводы басен
В 1825 году в Париже граф Григорий Орлов опубликовал Басни
И. А. Крылова в двух томах на русском, французском и итальянском языках, эта книга стала первым зарубежным изданием басен.
Первым переводчиком Крылова на азербайджанский язык был Аббас Бакиханов. В 30-е годы XIX века, ещё при жизни самого Крылова, он перевел басню «Осёл и Соловей». Уместно будет отметить, что, например, на армянский язык первый перевод был сделан в 1849 году, а на грузинский — в 1860. Свыше 60-ти басен Крылова в 80-х годах XIX века перевел Гасаналиага Карадагский.
граф Григорий Орлов
Слайд 31Последние годы жизни
В конце жизни Крылов был обласкан властью. Имел чин
статского советника, шеститысячный пенсион.
Крылов жил долго и своим привычкам не изменял ни в чём. Полностью растворился в лени и гурманстве. Он, умный и не слишком добрый человек, в конце концов сжился с ролью добродушного чудака, нелепого, ничем не смущающегося обжоры. Придуманный им образ пришёлся ко двору, и в конце жизни он мог позволить себе всё, что угодно. Не стеснялся быть обжорой, неряхой и лентяем.
Цензор и профессор Петербургского университета А.В. Никитенко так описывает жилище баснописца: «Комнаты Крылова похожи больше на берлогу медведя, чем на жилище порядочного человека».
Слайд 32Похороны
Все считали, что Крылов умер от заворота кишок вследствие переедания, а на
самом деле — от двухстороннего воспаления лёгких.
Похороны были пышными. Граф Орлов — второй человек в государстве — отстранил одного из студентов и сам нёс гроб до дрог.
Могила Крылова на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре
Слайд 33Наследники
Современники считали, что дочь его кухарки Саша была от него. Это
подтверждается тем, что он отдал её в пансион. А когда кухарка умерла, воспитывал её как дочь и дал за неё большое приданое. Перед смертью всё своё имущество и права на свои сочинения завещал мужу Саши.
И. А. Крылов на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде
Слайд 34Значение творчества И. Крылова
Иван Андреевич Крылов (2февраля 1769, Москва— 9 ноября 1844, Санкт-Петербург) — русский поэт, баснописец, переводчик,
сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811),ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка и словесности (1841).
И.А. Крылов более всего известен как автор басен , всего более 200, выходили в девяти сборниках между 1809 и 1843 гг., неоднократно переиздавались.
Памятник И. А. Крылову на Патриарших прудах в Москве
Слайд 35Источники
http://biopeoples.ru/pisateli/1273-ivan-krylov.html
http://to-name.ru/biography/ivan-krylov.htm
http://www.kostyor.ru/biography/?n=83
http://www.noisette-software.com/i-a-krylov-velikij-russkij-basnopisec/
http://krilov.ru/lichnosty
История Русской литературы: В 10 томах/ Т. 5: Литература первой половины
XIX века./Часть первая: Сатира, басня, бытовая проза, комедия/ И. Крылов. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956, с. 235-265.
http://studopedia.ru/1_33373_rossiyskiy-teatr-i-dramaturgiya-pervoy-chetverti--veka.html
http://krylov.lit-info.ru/krylov/kritika/stepanov-basni-krylova.htm
http://krylov.lit-info.ru/krylov/pesy/prokazniki/prokazniki.htm
http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/KRILOV_IVAN_ANDREEVICH.html
http://briefly.ru/krylov/pochta_dukhov/
http://ru.wikisource.org/wiki/ЭСБЕ/Почта_Духов.
http://www.rvb.ru/18vek/krylov/02comm/001.htm
http://az.lib.ru/k/krylow_i_a/text_0100.shtml
http://writerstob.narod.ru/magazins/journals/18/spb_mercury.htm
http://natapa.msk.ru/vokrug-frantsuzskoy-literatury-xvii-xviii-vv/literaturnoe-parodirovanie-v-syuzhetnom-kontekste-komedii-ia-krylova-podschipa-triumf.html
Портрет И. А. Крылова работы К. П. Брюллова.
Портрет баснописца И. А. Крылова работы Р. М. Волкова. 1812.
Здание Губернского казначейства. Фотография. 1812.
Портрет драматурга Я. Б. Княжнина работы А. А. Осипова.
Французская революция работы Фердинана Виктора Эжена Делакруа