Слайд 1Гражданско-правовое и патриотическое воспитание
МБОУ Зелено-Рощинская ООШ
Бугульминского муниципального района Республики Татарста
2015 год
Мутагирова
И.Ф., Фаритова И.А.
Слайд 2Д.С.Лихачев писал:
«Воспитание
любви к родному краю, к родной культуре,
к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать»
Слайд 3Патриотизм
является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности.
Нет любви к
Родине –
нет государства.
Слайд 4Нельзя забывать о традиционных моральных устоях, являющихся незыблемыми в любом государстве
– воспитание достойного гражданина и патриота своего Отечества
Слайд 5Воспитание патриотических чувств
учащихся – одна из задач нравственного воспитания, включающая в
себя
воспитание любви к близким людям, к школе, к родному дому,
к родной улице, к родному городу
и родной стране.
Слайд 6Задача современной школы –
создать условия для социальной адаптации учащихся через систему
краеведческой работы в школе, культивировать интерес у детей и подростков к отечественной истории и культуре, формировать у подрастающего поколения духовность, нравственность, готовность и способность отдать силы и энергию на благо общества и государства
Слайд 7Государством уделяется большое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения
На это указывают следующие
государственные документы:
Закон «Об образовании»,
Концепция модернизации российского образования,
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ»
Слайд 8Ключевая идея воспитательной системы направлена на формирование гражданской позиции школьника
За основу
необходимо взять воспитание гражданских качеств: способность к творчеству, к инновациям,
к управлению собственной жизнью и деятельностью, понимание ценности семьи
и семейных отношений, уважение к истории и традициям своего народа, государства,
любовь к Родине
и готовность ее защищать.
Слайд 9Ступенями развития гражданственности можно считать:
Воспитание гражданского отношения к себе через осознание
себя частью окружающего мира;
Воспитание гражданского отношения к семье через осознание себя частью семьи;
Воспитание гражданского отношения к детскому сообществу через осознание себя частью коллектива;
Воспитание гражданского отношения к окружающим людям через осознание себя частью общества;
Воспитание гражданского отношения к Отечеству через осознание себя его частью.
Слайд 10Патриотизм проявляется в поступках
и в деятельности человека
Зарождаясь из любви
к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству
Слайд 11 Патриотическое воспитание
всегда и везде является источником и средством духовного,
политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности
Слайд 12Содержание
патриотического воспитания
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной школе является формирование
патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности учащегося.
Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, Отечеству, появляется чувство ответственности за её могущество, честь, независимость,
развивается достоинство личности.
Слайд 13К. Д. Ушинский считал,
что патриотизм является важной задачей воспитания и
могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»
Слайд 14Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам,
к их обычаям и традициям.
Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество.
Оно включает в себя потребность преданно служить родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость.
Слайд 15Содержание понятия «патриотизм»
включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где
родился человек и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;
проявление гражданских чувств;
гордость за свое отечество;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа;
гуманизм, милосердие и общечеловеческие ценности.
Слайд 16Родина,
народ,
родители,
природа,
родственники –
не случайно однокоренные слова
Это своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укоренённости и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов
Слайд 17Патриотизм формируется в процессе обучения и воспитания школьников
Большую роль здесь
выполняет семья другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры, учреждения здравоохранения, учреждения социальной защиты населения
Слайд 18Основные направления
патриотического воспитания
Слайд 19Духовно-нравственное
Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей , социально
значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определенных принципов, позиций в практической деятельности.
Слайд 20Гражданско-патриотическое
Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков
оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.
Слайд 21Историко-краеведческое
Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание
неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.
Слайд 22Героико-патриотическое
Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных
героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.
Слайд 23Военно-патриотическое
Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству,
способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Слайд 24Спортивно-патриотическое
Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности
в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.
Слайд 25Социально-патриотическое
Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной
позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Слайд 26Патриотическое воспитание юных граждан России – это воспитание юных россиян, идентифицирующих
себя со своим народом и страной.
Оно берет начало с приобщения ребенка к историко-культурным традициям родного края.
На этом этапе формируется своеобразная «корневая система» личности, ориентирующая её на такие ценности как
СЕМЬЯ, НАРОД, РОДНОЙ КРАЙ, ОТЧИЗНА.
Слайд 27Взаимодействие
с семьей
Без семьи невозможно полноценно воспитать человека. Семья
– это малый мир, малое общество. Только в семье человек может быть по-настоящему счастлив. Здесь созревает личность.
Несмотря на изменения, Россия относится в большей степени к традиционному обществу.
Слайд 28Одним из главных направлений является изучение духовных традиций семьи – истории
духовного развития народа, истории борьбы добра и зла, истории развития конкретной семьи.
Слайд 29Система работы педагогов
МБОУ Зелено-Рощинской основной общеобразовательной школы
по патриотическому
воспитанию учащихся
Слайд 30Патриотическое воспитание
через работу библиотеки
Многие годы работа школьной библиотеки строится совместно
с работой сельской библиотеки.
Слайд 31Встреча с поэтессой
Верой Петровной Хамидуллиной
Слайд 33Мероприятие, посвященное Дню Победы
«Выстоять и победить!»
Слайд 35Патриотическое воспитание
через работу музея
Слайд 36
Операция «Забота»
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем
живем на земле
Слайд 37Патриотическое воспитание учащихся
через урочную деятельность
Слайд 38В рамках патриотического воспитания, начиная с начальной школы, классные руководители проводят
тематические классные часы, игры, беседы, конкурсы и различные фольклорные праздники
«Красным девицам – красны подарочки»
Слайд 42
«Горе тому, кто добра не делает никому»
Слайд 43
«Тебя ж, как первую любовь,
России сердце не забудет!»
Слайд 44
«Я знаю, что все женщины прекрасны!»
Слайд 46
«Праздник славянской письменности»
Слайд 47Вахта памяти, посвященная
воинам- интернационалистам
Слайд 48
«Вечной памятью живы»
Мероприятие, посвященное воинам-интернационалистам
Слайд 49Участие в научно-практических конференциях:
2 место в муниципальной НПК –
Дятлова Ирина
– «Звучащий мир Л.Н.Толстого» и 3 место в Республике;
1 место в зональной НПК – Позднякова Мария – «Лубочное искусство В.В.Маяковского» и 2 место в муниципальной НПК;
2 место в муниципальной НПК – Насонова Валерия – «Священный образ Родины»
2 место в муниципальной НПК – Зангиров Олег по татарскому языку;
Притчик Виктория, Притчик Ольга, Турецкова Регина – участники муниципальной НПК, посвященной 70-летию Победы.
Слайд 50Несколько лет живет в нашей школе
Акция
«Письмо солдату»
Слайд 51Постоянно ученики нашей школы участвуют в муниципальной
военно-спортивной игре
«Зарница»
и
занимают призовые места
Слайд 52Ежегодно участвуем в городском
конкурсе чтецов
1 место Вечкилева Евгения -
стихотворение, посвященное воинам-афганцам;
1 место Вечкилева Евгения - стихотворение, посвященное родному краю;
1 место Вавилов Владимир - стихотворение, посвященное России;
Позднякова Мария – лауреат конкурса за стихотворение «Ты цвети и здравствуй, край родной!»;
Мияссаров Артур – участник республиканского фестиваля Салиха Сайдашева на татарском языке;
Дрыгина Вероника, Ишбирдин Саша – участники муниципального театрализованного представления по татарскому языку.
Слайд 53Патриотическое воспитание через организацию экскурсий
Поездка в Свияжск
Слайд 57Патриотическое воспитание через систему классных часов
и мероприятий
Слайд 62Проведены классные часы:
«Моя малая родина»
«Моя родословная»
«Цена ломтика хлеба»
«О героях былых времен»
«Декларация
прав ребенка»
«Так цвети и здравствуй, край родной»
«Наша Конституция»
«С заботой о Родине»
«Символы России» и многие другие
Слайд 63Патриотическое воспитание
через переписку
Слайд 64На родину Льва Николаевича Толстого,
в Ясную Поляну,
Слайд 65В Елабугу, в литературный музей имени
М. И. Цветаевой
Слайд 66На родину С. А. Есенина,
в село Константиново
Слайд 69Владимир Николаевич Крупин пишет:
«Моим самым лучшим читателям, отрокам и
отроковицам. А ведь я и сам – не верите? – был маленьким и любил читать. И так крепко любил, что до сих пор все читаю и читаю. А иногда и сам пишу.
Интернет хорош как справочник, помощник, но когда он начинает пожирать ваше время, вашу волю, - бегите от него.
Любите Россию, другой нет и не будет.»
Слайд 71Влияние на воспитание в школьнике Гражданина оказывает и социальная среда, в
которой он постоянно находится.
Окружение школы: предприятия, памятники истории, и культуры, театры – все должно работать на воспитание в ребятах гражданственности.
Большую роль в воспитании подрастающего поколения Зеленой Рощи играют сельская библиотека и Дом культуры
Слайд 72Патриотическое воспитание через нравственную проповедь
Слайд 73Эффективное патриотическое воспитание юных россиян сегодня - это путь к духовному
возрождению общества, восстановлению величия страны в сознании людей.
Слайд 75Спасибо за внимание.
Всем педагогам здоровья,
счастья и удачи!