Презентация, доклад на тему Формулировка проблемы текста

Содержание

Помните: от того, насколько верно вы поймете проблему текста и сформулируете ее, будет зависеть ваше сочинение, поскольку по всем критериям вы будете работать только с этой проблемой.

Слайд 1Что такое проблема?

Проблема, вопрос, задача

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос,

требующий решения, исследования.
Проблема – это предмет обсуждения, то, ради чего автор создал текст.

Сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, идеологическая, социальная, национальная, международная… проблема
Что такое проблема?Проблема, вопрос, задачаПроблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.Проблема – это предмет

Слайд 2Помните: от того, насколько верно вы поймете проблему текста и сформулируете

ее, будет зависеть ваше сочинение, поскольку по всем критериям вы будете работать только с этой проблемой.
Помните: от того, насколько верно вы поймете проблему текста и сформулируете ее, будет зависеть ваше сочинение, поскольку

Слайд 3Философские проблемы
Политические
Экологические
Социальные (социально-экономические)
Нравственные (морально-этические)

Философские проблемыПолитическиеЭкологическиеСоциальные (социально-экономические)Нравственные (морально-этические)

Слайд 4Нравственные (морально-этические):

Нравственные качества настоящего человека
Судьба человека
Гуманное отношение к

человеку
Милосердие и сострадание
Человек и родина
Связь человека со своим народом
Нравственная ответственность человека (художника, ученого) за судьбу мира
Нравственный выбор человека

Нравственные (морально-этические): Нравственные качества настоящего человека Судьба человека Гуманное отношение к человеку Милосердие и сострадание Человек и

Слайд 5Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни общества
Воздействие искусства

на духовное становление человека
Воспитательная функция искусства
Образование и культура
Воспитание человека
Роль науки в современной жизни
Человек и научный прогресс
Духовные последствия научных открытий
Нравственные качества человека
Честь и достоинство как высшие ценности человека
Роль культурных традиций в нравственном становлении человека

Роль искусства (науки, средств массовой информации) в духовной жизни обществаВоздействие искусства на духовное становление человека Воспитательная функция

Слайд 6Философские проблемы:
Смысл человеческой жизни
Верность своему призванию
Поиск жизненного пути
Истинные

и ложные ценности
Счастье
Свобода
Борьба нового и старого как источник развития
Страх в жизни человека
Отцы и дети
Философские проблемы:Смысл человеческой жизни Верность своему призванию Поиск жизненного пути Истинные и ложные ценности Счастье СвободаБорьба нового

Слайд 7Политические проблемы:

Роль личности в истории
Историческая память
Отношение к культурному наследию

Политические проблемы:Роль личности в историиИсторическая память Отношение к культурному наследию

Слайд 8Экологические проблемы:
. Человек и природа



Экологические проблемы:. Человек и природа

Слайд 9Социальные
(социально-экономические)
Конфликт человека и общества
Межличностные отношения
Человек и социальная среда



Социальные (социально-экономические)Конфликт человека и обществаМежличностные отношения Человек и социальная среда

Слайд 10Как правильно
сформулировать проблему?


Как правильно сформулировать проблему?

Слайд 11Внимательно прочитайте текст. Подумайте, над чем рассуждает автор, что его волнует.

Помните, что в основе проблемы всегда лежит противоречие, конфликт.
По сути, проблема - это предмет обсуждения, некая трудность, предмет спора, полемики.
Проблема часто скрывается за поступками и речью героев, фактами биографии, историческими событиями, которые являются как бы иллюстрацией проблемы.

2. Существует несколько типов проблем. Определите, к какому типу относится ваш текст.
Философские проблемы
Политические
Экологические
Социальные (социально-экономические)
Нравственные (морально-этические)

Инструкция по формулировке проблемы текста

Внимательно прочитайте текст. Подумайте, над чем рассуждает автор, что его волнует. Помните, что в основе проблемы всегда

Слайд 133. Выберите способ формулирования проблемы.

1) можно сформулировать вопросом: "Что влияет на

формирование личности человека? Какова проблема, над которой задумался автор?»
!!! Сочинение можно начать 2-3 вопросами по содержанию текста.
2) проблема +сущ в Р.п.: "Автор заставляет задуматься над актуальной проблемой выбора жизненного пути".

3) можно использовать цитирование: "Чем должно быть в нашей жизни телевидение?" - на такой вопрос пытается найти ответ Л.Жуховицкий".
4) можно указать номера предложений из текста, если проблема уже сформулирована автором.
3. Выберите способ формулирования проблемы.1) можно сформулировать вопросом:

Слайд 144.Подберите типовые конструкции.

В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания

(кого?) - (какая?) проблема (чего?).
В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания Л.Н. Толстого актуальная проблема воспитания.
- В предложенном для анализа тексте (кто?) касается (какой?) проблемы (чего?).
- Предложенный для анализа текст (кого?) посвящен проблеме (чего?).

4.Подберите типовые конструкции. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) - (какая?) проблема (чего?).В тексте,

Слайд 155. Используйте слова-подсказки.

Проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная, злободневная, научная, межнациональная, неразрешимая,

до боли знакомая.

Проблема (чего?) воспитания, образования, благородства, сохранения родного языка, возрождения личности, толерантности.

Автор (что делает?) размышляет, анализирует, излагает, выдвигает, подробно останавливается.

Автор заставляет читателя (что делать?) глубоко задуматься, серьезно относиться к..., по-иному посмотреть на..., оценить собственную позицию, с горечью понять.
5. Используйте слова-подсказки.Проблема (какая?) сложная, наболевшая, актуальная, злободневная, научная, межнациональная, неразрешимая, до боли знакомая.Проблема (чего?) воспитания, образования,

Слайд 16Проблема текста Ф Искандера «Начало формы»
Стиль – публицистический (проблему авторскую позицию

найти легче)
О чем текст?
Кто герои текста?
Каковы были отношения отца и сына?
Что волновало, беспокоило отца?
Нужно ли приобщать молодое поколение к чтению?
Как повлияло чтение художественных книг на отца-физика?
Как завоевал отец авторитет у сына?
Какие вопросы рассматривает автор?

Проблема необходимости приобщения детей у чтению.
Почему необходимо приобщать детей к чтению?
Проблема влияния художественной литературы на духовную жизнь человека.
Какова роль художественной литературы в духовной жизни человека?
Проблема методов завоевания родительского авторитета.
Как завоевать авторитет у ребенка?

Проблема текста Ф Искандера «Начало формы»Стиль – публицистический (проблему авторскую позицию найти легче)О чем текст?Кто герои текста?Каковы

Слайд 17Как оформить проблему в тексте?
!!! Сначала надо понять проблему,
потом грамотно

ее сформулировать.

Подбираем типовые предложения
В своем тексте Ф. Искандер обращает внимание читателей на проблему ..
…необходимости приобщения детей к чтению.
…влияния художественной литературы на духовную жизнь человека.
…методов завоевания родительского авторитета.

В своем тексте Ф. Искандер выдвигает на всеобщее обсуждение проблему …
…необходимости приобщения детей к чтению.
…влияния художественной литературы на духовную жизнь человека.
…методов завоевания родительского авторитета.

Как оформить проблему в тексте?!!! Сначала надо понять проблему, потом грамотно ее сформулировать.Подбираем типовые предложенияВ своем тексте

Слайд 18 1. Определяем тему и называем проблему

исходного текста. ТЕМА – то, о чем говорится в тексте. ПРОБЛЕМА – это теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования, который рассматривает автор в этом тексте. НАПРИМЕР: Тема – война. Проблема – нравственная оценка войны. СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ Проблемный вопрос С помощью существительного в Р.п. - Почему люди стали меньше читать? Проблема (кого? чего?) войны, эконо- -Что формирует личность человека: при- мики, роли искусства в жизни чело- родные данные, окружение или самовоспи- века, современного образования, тание? отношения к труду, опасности компью- -Как СМИ формируют общественное мнение? терной зависимости, использования в -Разве одиночество и счастье совместимы? речи иностранных слов и т.п. -Когда традиции являются злом? ! ПРОБЛЕМА (какая?) Сложная, трудная, важная, серьёзная, глубокая, основная, главная, злободневная, актуальная, острая, и т.д.

Слайд 19 Можно использовать следующие

речевые обороты: «В своей статье (рассказе, тексте) автор (назвать фамилию) поднимает вопрос, рассматривает (выдвигает на всеобщее обсуждение, обращает внимание читателей на) проблему (говорит о проблеме), (в центре внимания, поле зрения автора проблема…)». «Статья посвящена рассмотрению (решению) вопроса...». Можно начать сочинение рядом вопросительных предложений, завершенных стандартной фразой: «Именно над этими вопросами размышляет в своей статье (произведении) автор…» «Прочитав текст (назвать фамилию) , я ещё раз убедился, что проблема … была актуальной всегда». «Проблема, которую хотел показать нам (назвать фамилию) , такова: … ».

Слайд 20Алгоритм поэтапных действий по выявлению проблемы и ее формулировке

1. Прочтите текст

и выявите основную мысль текста.
2. Запишите ее в виде законченного предложения.
3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
Алгоритм поэтапных действий по выявлению проблемы и ее формулировке1. Прочтите текст и выявите основную мысль текста.2. Запишите

Слайд 21Автор рассказывает
            подчеркивает
       

    обращает наше внимание
            выделяет
            замечает
            сравнивает
            заостряет наше внимание
            размышляет над чем
            высказывает интересное предположение
            приходит к выводу
            приводит примеры
            опровергает что
            отстаивает что
            доказывает
            и т.д.

    !!! НЕЛЬЗЯ:
затрагивает
касается

Автор рассказывает            подчеркивает            обращает наше внимание   

Слайд 22Проблему кощунственного (бездушного) отношения к историческому наследию поднимает И. Руденко в

своем тексте.

Работа с текстом И. Руденко

Прочтите текст и выявите основную мысль текста.
О чем говорится в тексте?
Чем возмущена Руденко?
Какие конкретно примеры негативного, кощунственного отношения к историческому прошлому приводит автор?
Как современные люди относятся к прошлому страны?
Как показывает свое возмущение?
Что хотел автор показать своим текстом?

2. Запишите ее в виде законченного предложения.

3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.

Современные люди бездушно относятся к историческому прошлому.
Бездушное отношение к прошлому у современных людей.

4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Как современные люди относятся к историческому прошлому (наследию) страны ?

Проблему кощунственного (бездушного) отношения к историческому наследию поднимает И. Руденко в своем тексте.Работа с текстом И. РуденкоПрочтите

Слайд 23(1)Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)Но

как быть с диктатурой гена – этого крохотного властителя нашей жизни?
                (3)Говорят, против судьбы не попрёшь. (4)Люди веками убеждались в могуществе рока, иначе не передавали бы из поколения в поколение грустную пословицу. (5)Современная биология подвела научный фундамент под фольклорный афоризм: учёные утверждают, что наша судьба на три  четверти зависит от генов. (6)Проще говоря, что досталось от родителей, то и определить нашу долгую или не очень долгую жизнь.
                (7)Три четверти, что и говорить, очень много. (8)Но это, на наше счастье, вовсе не означает, что всё заранее предопределено и нам остаётся только покорно брести по дороге, проложенной загадочным механизмом наследственности. (9)Да, мы здорово зависим от судьбы. (10)Но не стоит прогибаться под диктатуру гена: двадцать пять процентов свободы, которые оставляет нам наследственность, в нашей судьбе куда важнее, чем неизбежные три четверти.
(1)Ненавижу диктаторов – ничего хорошего человечеству они никогда не приносили. (2)Но как быть с диктатурой гена –

Слайд 24 
(11)Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала

Ганнибала. (12)От прадеда он унаследовал железное здоровье, немалую физическую силу, могучий характер и редкую работоспособность. (13)Почему он-то не вышел в генералы? (14)Ведь какую карьеру мог бы сделать с его умом и энергией! (15)Видимо, двум ярко одарённым родственникам хватило для поиска жизненного призвания той четверти натуры, которая, в отличие от трёх наследственных четвертей, давала им свободу выбора. (16)Чернокожий воспитанник царя не видел для себя судьбы, кроме престижной военной. (17)А на жизнь Пушкина решающее влияние оказали не гены, а либеральные преподаватели Лицея и вольнолюбивые однокашники, которые азартно состязались в стихотворчестве, поначалу не слишком понимая, чем именно смуглый курчавый мальчик отличается от Дельвига, Кюхельбекера и Соболевского.
                (18)Куда вела наследственность хилого мальчика Сашеньку? (19)Скромное поместье, безрадостное общение с докторами, карты с соседями, в лучшем случае служение хитроумной государыне по статской части. (20)Но Александр Васильевич сполна использовал возможности четвёртой четверти судьбы, став тем самым Суворовым, величайшим полководцем России за всю её историю.
 (11)Величайший россиянин всех времён был правнуком знаменитого крестника Петра Великого, генерала Ганнибала. (12)От прадеда он унаследовал железное

Слайд 25(21)Я не учёный, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения.

(22)Иногда – любопытные. (23)Например, отчётливо вижу, как с течением времени меняются писательские жёны. (24)Многие из них, живя с талантливыми людьми, сами становятся талантливыми. (25)Вот случай, поразительный по яркости. (26)Девочка познакомилась с известным поэтом, начался роман. (27)Дальше – рядовая советская судьба: поэта сослали, и девочку с ним, поэта посадили, и он безвестно пропал в зоне, а повзрослевшую девочку на долгие годы загнали в лагерный барак. (28)Выжила. (29)Вышла. (30)И написала поразительную книгу воспоминаний, одну из лучших образцов русской прозы XX века. (31)Да, Осип Эмильевич Мандельштам был великим поэтом. (32)Но как вышло, что и Надежда Яковлевна Мандельштам стала автором великой книги, не только глубокой, честной и точной, но и почти безукоризненной по стилю?
(21)Я не учёный, никакой статистики у меня нет, только личные наблюдения. (22)Иногда – любопытные. (23)Например, отчётливо вижу,

Слайд 26 (33)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме

неё, некому сохранить для русской культуры стихи, заменить которые нечем. (34)А как их сберечь, когда за ней наверняка вот-вот придут (вскоре и пришли)? (35)Где хоть относительно безопасное место для рукописей? (36)Надежда Яковлевна такое место нашла – в собственном мозгу. (37)Стихи мужа она выучила наизусть, и все бескорыстные лагерные годы, чтобы ничего не забылось, ежедневно повторяла в уме. (38)Без всяких оговорок, это был подвиг. (39)Но ещё и потрясающая школа работы над словом. (40)Думаю, человек, способный прочесть на память «Медного всадника», «Демона» или «Анну Снегину», просто не сможет писать плохо. (41)А ведь Надежда Яковлевна удерживала в памяти не десять, не двадцать – сотни стихотворений мастера.
               
(33)Когда поэта погубили, а рукописи изъяли, вдова поняла, что, кроме неё, некому сохранить для русской культуры

Слайд 27(42)С наукой не спорят – раз умные люди говорят, что наша

участь на три четверти предопределена генами, значит, так оно и есть. (43)Но главное в нашей судьбе заключено в четвёртой четверти: призвание, радость освоения мира, азарт познания, дружба, любовь, роскошь человеческого общения, столь ценимая Антуаном де Сент-Экзюпери. (44)Если суммировать, получится примерно вот что: биологическим в нас командуют гены – а человеческое? (45)А человеческое в себе создаём мы сами. (46)На все четыре четверти. (47)На все сто процентов.
                                                                              (По Л. Жуховицкому)
 
Леонид Аронович Жуховицкий (род. В 1932 г.) – русский писатель, публицист, драматург. В своём творчестве поднимает актуальные социально-нравственные вопросы.

Проблема наследственности.
Что формирует личность человека: природные данные, окружение или самовоспитание?
Какова роль наследственности в судьбе человека?

(42)С наукой не спорят – раз умные люди говорят, что наша участь на три четверти предопределена генами,

Слайд 28Типовые предложения для формулировки проблемы текста
Проблема (какая?)
> сложная, важная, серьёзная,

глубокая, актуальная, злободневная, ост­рая, нерешённая и т.д.
Проблема (чего?)
> воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на че­ловека Типовые конструкции
- Автор размышляет над проблемой...
- В центре внимания автора проблема...
- В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема...
- Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящён проблеме...
- Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой...
- (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям заду­маться над проблемой...
- Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
Типовые предложения для формулировки проблемы текста Проблема (какая?)> сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, ост­рая, нерешённая и

Слайд 29Типичные проблемы текстов,
предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ
(раздаточный материал)

Типичные проблемы текстов,предлагаемых для анализа в сочинении-рассуждении на ЕГЭ(раздаточный материал)

Слайд 30ВАЖНО ПОМНИТЬ!!!
Термины «проблема» и «тема» не являются синонимами.
Так нельзя: «Автор данного

текста затрагивает актуальную проблему. Это тема нравственного выбора человека…»
2. Выявлять в тексте только одну проблему.
3. Формулируя проблему нежелательно использовать слова «статья», «очерк», «рассказ», лучше – «текст».
4. Нельзя формулировать проблему следующим способом: «Проблема этого текста в том, что…».
5. Нельзя писать так: «В тексте по С.Л. Львову…», надо: В тексте С.Л. Львова…».
6. Нельзя писать имя, отчество автора после фамилии, надо: «В тексте Сергея Львовича Львова поднимается проблема равнодушия».
7. Нельзя писать: Сергей Львович или Львов, только – фамилия с инициалами.
ВАЖНО ПОМНИТЬ!!!Термины «проблема» и «тема» не являются синонимами.Так нельзя: «Автор данного текста затрагивает актуальную проблему. Это тема

Слайд 31Образцы формулировок проблем текстов:

Проблема наследственности и воспитания (Может ли человек

вырваться за рамки наследственности?) Наследственность определяет лишь задатки, склонность человека. Но только сам человек может развить то, что дано природой.
Проблема истинного литературного таланта. Проблема творчества и денег (Можно ли творить ради денег?). Одной из главных причин появления литературного произведения должна стать потребность что-либо сказать людям.
Проблема интеллигентности. (Кого можно считать интеллигентным человеком?) Интеллигентность – необходимое качество каждого воспитанного человека. Истинная интеллигентность не приравнивается только к внешней образованности и эрудиции, она является внутренним качеством, проявляющемся прежде всего по отношению к окружающим.
Проблема соответствия природы народу, который живет на той или иной территории (Как связаны ландшафт и пейзаж страны с духовностью народа?) Пейзаж и ландшафт страны рассказывают об отношении общества к человеку, природе и во многом определяют представления человека о красоте.
Образцы формулировок проблем текстов: Проблема наследственности и воспитания (Может ли человек вырваться за рамки наследственности?) Наследственность определяет

Слайд 325. Роль книги, литературы в жизни человека. (Зачем нужны хорошие книги?)

Проблема любимой книги (Как читают любимую книгу?). Любимые книги помогают человеку жить, лучше понимать окружающий мир. В хорошей книге всегда можно уловить главное.

6. Проблема роли искусства в жизни человека. (На что способно истинное произведение искусства? Что такое чувство родины?) Произведением искусства можно не только наслаждаться, оно заставляет людей думать, пробуждает чувства, зовёт к действию. Чувство родины всегда с человеком. Оно заставляет в особых случаях делать всё, чтобы защитить её.

7. Проблема талантливого человека. (Каждый ли человек наделен каким-либо талантом?) Талант – удел людей не только искусства, он необходим в любой профессии. Это дар природы, но для его развития от человека требуются большие усилия. Нужно обладать недюжинной духовной силой, чтобы сохранить на протяжении жизни свою индивидуальность и врожденный талант.

8. Проблема взаимоотношения человека и природы. (Сумеет ли человек понять, что разрушает дом, в котором живет?) Состояние планеты Земля и судьба человека зависят от экологически разумного поведения человека. Человечество-болезнь планеты. Жизнедеятельность человека, его поведение представляют реальную угрозу планете.
5. Роль книги, литературы в жизни человека. (Зачем нужны хорошие книги?) Проблема любимой книги (Как читают любимую

Слайд 339. Сложность человеческой жизни. (Как прожить жизнь, чтобы «сохранить себя», свои

нравственные ценности? Можно ли прожить жизнь без ошибок? ) Роль детства в жизни человека. Чем дольше человек живет, тем больше совершает ошибок, это неизбежно. Детство – «сердцевина» человека ,где проявляется его суть.

10. Проблема понимания красоты. (как увидеть прекрасное?) Проблема духовной «глухоты» или «слепоты» человека. Красоту надо уметь видеть и слышать. Постоянная смена состояний природы, окружающего пейзажа отражается на настроении людей, обогащает их эмоционально. Нужно научиться замечать эти изменения природы. Только духовно «зрячий» может чувствовать, видеть красоту окружающего мира.
9. Сложность человеческой жизни. (Как прожить жизнь, чтобы «сохранить себя», свои нравственные ценности? Можно ли прожить жизнь

Слайд 34Текст публицистического стиля

Текст публицистического стиля

Слайд 35Вопросы-помощники

Вопросы-помощники

Слайд 39Л. Жуховицкий «Сто процентов человеческого»
Примерный круг проблем
Проблема влияния наследственности на судьбу

человека. (Влияет ли наследственность на судьбу человека?)
Проблема влияния среды на судьбу человека. (Может ли среда изменить предопределенную наследственностью судьбу человека?)
Проблема роли самовоспитания и самообразования. (Какова роль самовоспитания и самообразования в судьбе человека?)

Авторская позиция
Судьба каждого человека зависит не столько от биологического, сколько от того, как он сам распорядиться собственной жизнью.
Хотя многое наследуется с генами, вклад среды в формирование личности действительно очень велик.


3. Некоторые особенности человека запрограммированы в генах, однако свою личность человек создает сам, своим трудом, умственным и физическим.

Л. Жуховицкий «Сто процентов человеческого»Примерный круг проблемПроблема влияния наследственности на судьбу человека. (Влияет ли наследственность на судьбу

Слайд 41
Текст №2 (по Д. Шеварову, стр.212)

Стиль –
О чем текст?
О ком говориться

в тексте?
На какие аспекты проблемы автор обращает особое внимание?
Как толковали понятие чести во времена Пушкина?
Как автор сумел донести свою мысль до читателя?
Что помогло ему в этом?
Вовлек ли он читателя в обсуждение основной проблемы?

публицистический

Текст №2 (по Д. Шеварову, стр.212)Стиль –О чем текст?О ком говориться в тексте?На какие аспекты проблемы автор

Слайд 42Сформулируйте проблему
Проблема сохранения и защиты во все времена нравственного достоинства человека,

чести.
Проблема толкования понятия чести во времена Пушкина.


Проблема чести?

Проблема сохранения и защиты чести

Сформулируйте проблемуПроблема сохранения и защиты во все времена нравственного достоинства человека, чести. Проблема толкования понятия чести во

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть