Презентация, доклад на тему Формулировка проблемы, позиции автора.

Содержание

Формулировка проблемы, позиции автора.Подготовка к сочинению- рассуждению 26 задание

Слайд 1 Формулировка проблемы, позиции автора.
Учитель русского языка и литературы
Абульева Мунира Тухтаровна

Формулировка проблемы, позиции автора.  Учитель русского языка и литературыАбульева Мунира Тухтаровна

Слайд 2

Формулировка проблемы, позиции автора.


Подготовка к сочинению- рассуждению
26 задание

Формулировка проблемы, позиции автора.Подготовка к сочинению- рассуждению 26 задание

Слайд 3Что такое проблема текста?
Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет

автор.

Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота?
Чем определяется формирование личности человека? и т.д.

Проблемой может быть некоторое противоречие,
конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, как, например, проблема «отцов» и «детей».
Что такое проблема текста?Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор.Этот вопрос может не иметь однозначного

Слайд 4Какие бывают проблемы?

Какие бывают проблемы?

Слайд 5Эпитеты, применимые к слову «проблема»:
Сложная
Трудная
Важная
Серьёзная
Глубокая
Основная
Главная
Злободневная
Требующая внимания, обсуждения, решения …

Актуальная

Эпитеты, применимые к слову «проблема»:СложнаяТруднаяВажнаяСерьёзнаяГлубокаяОсновнаяГлавнаяЗлободневная Требующая внимания, обсуждения, решения …Актуальная

Слайд 6Вопросы для выявления проблемы
1.Какую сторону жизни человека отражает данный текст?
1.Социальный –

человек и общество;
2.Политический – человек и государственная власть,
3.Экологический – человек и окружающая среда;
4.Нравственный – взаимоотношения людей, нравственные ценности.
5.Философский - смысл, цель жизни, место, назначение человека в обществе
2.Какие качества личности героев проявляются в данном тексте? (Сострадание, милосердие, благородство, грубость, эгоизм, жестокость, забота о близких, любовь к природе, родине, языку, животным, музыке, искусству, память о героях войны…)

3.Какие понятия помогают охарактеризовать суть описанных ситуаций? (Понимание/непонимание, забота/ равнодушие, любовь/ безразличие, память/ забвение, дружба/предательство, героизм/трусость, доброта/ жестокость….).
Вопросы для выявления проблемы1.Какую сторону жизни человека отражает данный текст?1.Социальный – человек и общество;2.Политический – человек и

Слайд 7Выбираем проблему!
Сформулировать проблему помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть

в самом тексте.
Какую из них положить в основу сочинения? Следует сосредоточиться на проблеме,
которая
1) находится в центре внимания автора, а не
упоминается вскользь, косвенно;
2) дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту.
Выбираем проблему!Сформулировать проблему помогут ключевые слова и предложения, которые можно подчеркнуть в самом тексте.Какую из них положить

Слайд 8Как сформулировать проблему?

Как сформулировать проблему?

Слайд 9Типовые конструкции
Автор поднимает проблему…
Автор затрагивает важную проблему…
Автора текста волнует проблема…
Проблема, которую

хотел показать нам автор, такова…
Проблема, которую рассматривает автор, заключается
в том, что…
Текст …заставил меня задуматься над проблемой…
Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель...
Проблема, поднимаемая…, – это…
Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…
Проблема… не может не волновать современного человека. За-
думался над ней и….
Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни чело-
века играет…?) Эту важную проблему (в Р.п.) поднимает автор
Типовые конструкцииАвтор поднимает проблему…Автор затрагивает важную проблему…Автора текста волнует проблема…Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…Проблема, которую

Слайд 10Основные группы проблем






Человек и общество

Человек и природа

Человек и человек



Человек и культура/искусство

Человек и язык/речь

Человек и духовные ценности
Основные группы проблемЧеловек и общество Человек и природа Человек и человек Человек и культура/искусствоЧеловек и язык/речьЧеловек и

Слайд 11 Если текст сложный, проблема не ясна , не найдена
Как

ее сформулировать?
Текст …заставил меня задуматься над проблемой выбора: читать хорошие книги или коммерческую литературу? быть честным/ или обманывать для собственной выгоды, любить природу/ или использовать ее богатство, красоту для обогащения, иметь друзей / оставаться в одиночестве, сохранять чистоту русской речи / или засорять ее иноязычными словами, канцеляритами, жаргоном? и. т. д.

Если текст сложный, проблема не ясна , не найдена Как ее сформулировать?Текст …заставил меня задуматься над

Слайд 12Важно!
В тексте может быть затронуто несколько проблем, но работать Вы должны

только с одной из них!

Проблема

Комментарий к проблеме


Собственное мнение

Аргументация
собственного мнения

Позиция автора





Важно!В тексте может быть затронуто несколько проблем, но работать Вы должны только с одной из них!ПроблемаКомментарий к

Слайд 13 Человек и общество
Проблема несправедливости социального устройства общества.
В чем заключается смысл жизни

человека?
Проблема воспитания.
Что влияет на формирование личности?
Проблема формирования духовно развитой личности.
Проблема обучения.
Какова истинная цель обучения?
Каким должен быть хороший учитель (ученик)?
Значимость труда в жизни человека.
Какое влияние оказывает личность на ход истории?
Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом.
Что такое свобода?
Какого человека можно назвать свободным?
Проблема патриотизма. Что такое подлинный и мнимый патриотизм?
Проблема выбора профессии.


Человек и общество Проблема несправедливости социального устройства общества.В чем заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что

Слайд 14Человек и природа
Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы.
Как

уберечь мир от экологической катастрофы?
Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным.
Влияние природы на человека.
Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?


Человек и природаПроблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема

Слайд 15Человек и человек




Проблема сложности взаимоотношений людей
(гуманное отношение к окружающим

людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми).
Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей».
Можно ли избежать конфликта поколений?
В чем проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)?
Проблема любви/ревности, дружбы/предательства.
Проблема взаимоотношений подростков.
Человек и человек Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека,

Слайд 16 Человек и культура/искусство
Проблема восприятия искусства.
Проблема восприятия красоты.
Что такое истинная красота?

Что поможет воспитать эстетический вкус человека?
Проблема духовности в искусстве.
Проблема экологии культуры.
Почему следует беречь памятники культуры?
Что такое массовая культура?
Как массовая культура влияет на человека?
Как влияет телевидение на человека?
Какова роль книги в жизни человека?
Проблема выбора книг для чтения.
Почему молодежь стала меньше читать?
Может ли Интернет заменить книгу?
Всегда ли полезно скорочтение?


Человек и культура/искусство Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты.Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический

Слайд 17 Человек и язык/речь
Проблема развития и сохранения русского языка.
Что такое хорошая

речь?
Как сохранить чистоту речи?
Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами.
Проблема канцелярита.
В чем опасность штампов в нашей речи?


Человек и язык/речь Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту

Слайд 18 Человек и нравственные ценности
Проблема подлинных и мнимых ценностей.
Какую роль в

жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)?
Что такое благородство?
Какие поступки можно назвать благородными?
Что такое честь, совесть?
Какова роль этих понятий в жизни современного человека?
Как сохранить нравственное достоинство?
Что такое интеллигентность?
Какого человека можно назвать интеллигентным?


Человек и нравственные ценности Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта

Слайд 19  Позиция автора — это авторское отношение к проблеме текста, предлагаемое решение проблемы.

Позиция автора по основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста. Другими словами , если проблема в тексте - это вопрос, то позиция автора- ответ на поставленный вопрос.

Что такое позиция автора?

  Позиция автора — это авторское отношение к проблеме текста, предлагаемое решение проблемы. Позиция автора по основной проблеме текста

Слайд 20Смысл текста и авторской позиции во многом зависят от стиля речи


В текстах публицистического стиля

идея текста и позиция автора,
как правило, выражаются прямо.



В текстах художественного
стиля

идея текста и позиция автора,
как правило,
выражена косвенно( в подтексте).

Смысл текста и авторской позиции во многом зависят от стиля речи В текстах публицистического стиляидея текста и

Слайд 21Речевые образцы для формулирования авторской позиции

Речевые образцы для формулирования авторской позиции

Слайд 22Авторскую позицию можно отразить, умело используя частичное цитирование.
Например:
а) Автор приходит к

интересному, неожиданному выводу: «Шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе».
б) Публицист .. делится с читателями своими размышлениями о том, что вера — это «важнейшая функция души». Автор ненавязчиво, без чрезмерной назидательности доказывает, что без этого «передаточного механизма» между умом и сердцем «высохнет душа» человека.


Авторскую позицию можно отразить, умело используя частичное цитирование.Например:а) Автор приходит к интересному, неожиданному выводу: «Шедевры существуют не

Слайд 23 Задание

       1. Определите

тему и основную проблему текста.       2. Укажите, в каких словах и предложениях наиболее полно выражается позиция автора по данной проблеме. Сформулируйте позицию автора.       
Задание       1. Определите тему и основную проблему текста.       2. Укажите,

Слайд 24      



I. В России мы некогда жили, дышали ее воздухом, любовались полями, лесами,

водами, чувствовали себя в своем народе.2. Жили и полагали: все это естественно, так и надо, есть Россия, была и будет.       3. Но нам всегда ставили в пример Запад. Мы читали о нем больше, чем о России, и относились к нему почтительнее.       4. Родину свою даже мало знали. 5.Многие из нас так и не побывали в Киеве, не видали Кавказа, Урала, Сибири. Случалось, лучше знали музеи Рима, Флоренции, чем Московский Кремль.       6.С тех пор точно бы целый век прошел. 7.Многое видишь на Родине теперь по-иному, иначе оцениваешь.8. Сильнее ощущаешь связь истории, связь поколений.9. Из «прохладного» Запада пейзаж и климат русский выступают душевнее и трогательнее. 10. Ярчайший плод русской культуры создан лучшими, достойнейшими сынами тысячелетней России.       11.Для русского человека в изгнании мировая слава Родины имеет еще оттенок защиты, укрытия в одиночестве и заброшенности.12. Наследие наше — история, величие Родины, и этого не отнять.13. И поклонения не отнять, и надежды...       14. Чужбина, беспризорность, беды — пусть. Негеройская жизнь, но над всем этим нечто: немеркнущее духовное ядро, живое сердце моей Родины.
Справка: Б. К. Зайцев (1881—1972 г.— прозаик, драматург-переводчик. Жил в Берлине, Италии,  Париже. Основной темой творчества Зайцева в эмиграции стала тема России.
      I. В России мы некогда жили, дышали ее воздухом, любовались полями, лесами, водами, чувствовали себя в своем народе.2.

Слайд 25 
      1.Даже на фоне богатейшей мировой классики русская литература XIX века — явление исключительное.2.

Впечатление, которое производит этот золотой век русской литературы на читателя, прекрасно выразил Томас Манн, говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».       3.Можно было бы сказать, что она подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили в нашем читательском восприятии, скорее, на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные».      4. Одни только имена Пушкина или Достоевского сразу же вызывают представление об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании все новых и новых поколений читателей.       5.Каждая из великих книг — это не только часть души и зачастую целые годы жизни самого автора, но и страницы народной истории.6. Недаром Тургенев сказал о Гоголе: «Для нас он был больше, чем писатель: он раскрыл нам нас самих».

А.С. Турков – русский публицист.

       1.Даже на фоне богатейшей мировой классики русская литература XIX века — явление исключительное.2. Впечатление, которое производит этот золотой век

Слайд 26      1.Правильное общение необходимо каждому человеку, чтобы утвердить себя как личность и,

наконец, чтобы любить самого себя. 2.Ведь поведение каждого человека связано с поведением других. 3.И если один человек изменит себя, сделает свое общение с другими комфортнее, то в итоге будет лучше всем.      4. Конечно, в одиночку никто не переделает жизнь, не разрушит сложившиеся нормы общения, если они нам не нравятся. 5.Мы не вольны по своему желанию изменить отношение людей к себе, но зато можем пересмотреть свое отношение к ним.       6.Великий психолог С. Рубинштейн написал прекрасные слова: «Сердце человека соткано из его человеческого отношения к людям. 7.То, что оно стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку он способен устанавливать». Человек, отделяющий себя от других, лишает себя счастья. (По И. Крохиной)
      1.Правильное общение необходимо каждому человеку, чтобы утвердить себя как личность и, наконец, чтобы любить самого себя. 2.Ведь

Слайд 27      1.Осенью лес молчит. 2.Такая тишина. 3.За сто шагов слышно, как убегает

мышь по сухим листьям. 4.В предчувствии холодов умолкли птицы. 5.Ни звука. 6.В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла.7. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.     8. Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. 9.Дятел работал без устали. 10.На заболевшей сосне виднелся узор его «долота».11. В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. 12.Я спрятался за куст, любуясь работой.13. Дятел косился вниз, но продолжал работать. 14.В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая.15. Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе в ней на желтую траву упала птица. 16.Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.       17.Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. 18.Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего.19. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.      20. — Зачем?      21. — А просто так...       22.Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.       23.Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки?24. Кто должен научить их беречь и любить природу?25. 26.Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? 27.Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле? (В. М. Песков- писатель, публицист).






(В. М. Песков- )
      1.Осенью лес молчит. 2.Такая тишина. 3.За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. 4.В предчувствии

Слайд 28Это было на оккупированной немцами территории... (В. Солоухин)
Это было на оккупированной немцами

территории в Орловской области. В деревеньке произошла стычка немцев с партизанами. После перестрелки партизаны отошли в лес, а немцы тоже куда-то делись, наверное, переместились в другой населённый пункт. Во дворе дома, где обитала женщина-крестьянка с двумя мальчишками, остался лежать тя жело раненный немецкий солдат. Без сознания, стонет. И вот задача для женщины с мальчишками: что с ним делать? Добить? Но разве они способны на такое? Оставить так, пусть сам «доходит»? Но ведь человек всё-таки. Каково слушать его пред смертные стоны? В конце концов они, сжалившись, затащили его в избу, дали попить. (Он - таки через несколько дней пришёл в себя. Теперь уж и вовсе невозможно было добить его, несмотря на то, что он враг, оккупант. Шаг за шагом, день за днём начали они немца чисто по-человечески выхаживать. Каждое существо, которому помогаешь, не вольно и неизбежно привязывает к себе. И, конечно, женщина и мальчишки тоже стали привязываться к раненому. Так среди чудовищной мясорубки и бойни той жуткой войны расцвёл цветок милосердия. И когда при новой перестрелке партизан и фашистов немца всё же убили, его (вы, может быть, не поверите) жалели уже почти как родного. Нарочно не придумаешь такого сюжета — настолько необыкновенны, интересны, общечеловечны, гуманны, остры, прекрасны материал и сам сюжетный ход этого эпизода.

Это было на оккупированной немцами территории... (В. Солоухин) Это было на оккупированной немцами территории в Орловской области. В

Слайд 29Домашнее задание:
Написать сочинение- рассуждение по данному тексту

Домашнее задание:Написать сочинение- рассуждение по данному тексту

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть