Слайд 1Духовно-нравственное воспитание
на уроках литературы
Учитель русского языка и литературы Е.В. Беляева
Слайд 2 В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
12 июня 2014 г. № 426 в Российской Федерации 2015 год объявлен Годом литературы.
Слайд 3 "Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет
Год литературы, указ о его проведении в 2015 году подписан", - сказал В.Путин на церемонии вручения государственных премий за 2013 год в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.
Слайд 5Словесное искусство духовно
по своей природе
Слайд 6Словесное искусство духовно
по своей природе
Слайд 7Евгений Николаевич Ильин
Урок литературы – это школьная церковь, где тебя примут
поймут, утешат.
Слайд 9Наш век
Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно
тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.
Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит...
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
"Впусти меня!- Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!..»
Ф. И. Тютчев
Слайд 10И. А. Крылов
Стрекоза и муравей
Притчи Соломоновы
Слайд 11Памятник
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пойдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна;
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
1836 А. С. Пушкин
Слайд 12Ф. М. Достоевский
Преступление и наказание
Притча о воскрешении Лазаря
Слайд 13М. А. Булгаков
«Мастер и Маргарита»
Образ Иисуса Христа
Образ Иешуа
Слайд 16Е. Н. Ильин
Начинать надо с «мелочи»
и с «детали». Необходимо
рассуждать, искать, спорить, ошибаться и исправляться, доходя до больших обобщений.
Именно от детали через поиск к обобщениям с использованием приемов, рассчитанных на эмоциональное воздействие,
мы можем говорить о воспитательной функции произведений литературы.
Слайд 17К. Д. Ушинский
называл слово «великим педагогом», потому что «не условным звукам
учится ребенок, но пьёт живительную силу из родимой груди родного слова».
Слайд 18Методы и средства духовно-нравственного воспитания
Рассказ как форма словесного изложения учебного материала.
Разъяснение
как метод эмоционально-словесного воздействия.
Этическая беседа как метод привлечения обучающихся к обсуждению и анализу поступков, выработки нравственных оценок, и моральных представлений, являющихся основой для формирования нравственных взглядов и убеждений.
Слайд 19Методы и средства духовно-нравственного воспитания
Литературная дискуссия имеет ценность в гражданском воспитании.
Уроки-исследования,
беседы, семинары дают возможность непринужденного рассуждения о настоящих общечеловеческих и духовных ценностях, таких как долг, честь, ответственность за свои поступки, любовь, семья.