Презентация, доклад на тему Дидактический материал для подготовки к олимпиаде школьников по литературе в 8 классе

Содержание

ЦЕЛЬ:наглядно провести подготовку восьмиклассников к муниципальному туруВсероссийской олимпиады школьников по литературе

Слайд 1Автор презентации:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика

Республики Мордовия
Печказова Светлана Петровна

Подготовка к муниципальному туру
Всероссийской олимпиады школьников по литературе в 8 классе

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзика Республики МордовияПечказова Светлана ПетровнаПодготовка к муниципальному

Слайд 2ЦЕЛЬ:
наглядно провести подготовку восьмиклассников к муниципальному туру
Всероссийской олимпиады школьников по литературе


ЦЕЛЬ:наглядно провести подготовку восьмиклассников к муниципальному туруВсероссийской олимпиады школьников по литературе

Слайд 3Соотнесите фамилии русских писателей
и род их деятельности, не связанной с

литературным творчеством
Соотнесите фамилии русских писателей и род их деятельности, не связанной с литературным творчеством

Слайд 4а) Зеркало, свеча, светлица, Светлана;
б) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха;
в)

Городовой Елдырин, генерал Жигалов, мастер Хрюкин;
г) Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын;
д) Лещик, потроха, стерляди кусочек, бедный Фока.

Определите название произведения и его автора по приведённым перечням слов

а) баллада В.А.Жуковского «Светлана»;
б) повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»;
в) рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»;
г) былина «Илья Муромец и Соловей- разбойник»;

д) басня И.А.Крылова «Демьянова уха».

а) Зеркало, свеча, светлица, Светлана;б) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха;в) Городовой Елдырин, генерал Жигалов, мастер Хрюкин;

Слайд 5Еду ли ночью по улице тёмной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день –
Друг

беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень!

Определите, каким размером написано это стихотворение

(Н.А. Некрасов)

ДАКТИЛЬ - трёхсложный размер, в котором два безударных слога следуют за ударным слогом:

¯ ˘ ˘

Е-ду ли ночь-ю по у-ли-це тём-ной …

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 …

Еду ли ночью по улице тёмной,Бури заслушаюсь в пасмурный день –Друг беззащитный, больной и бездомный,Вдруг предо мной

Слайд 6Какие ещё размеры стихосложения вам известны
¯ ˘ 
— ЯМБ
˘ ¯  
— ХОРЕЙ
¯ ˘ ˘
— ДАКТИЛЬ
 ˘ ¯

˘

— АМФИБРАХИЙ

 ˘ ˘ ¯

— АНАПЕСТ

Ту́чки небе́сные, ве́чные стра́нники…
М. Ю.Лермонтов

О, весна́ без конца́ и без кра́ю…
А.А.Блок

Не ве́тер бушу́ет над бо́ром…
Н.А.Некрасов



Мой дя́дя са́мых че́стных пра́вил…
А. С.Пушкин

Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет…
А. С.Пушкин

Какие ещё размеры стихосложения вам известны¯ ˘ — ЯМБ˘ ¯  — ХОРЕЙ¯ ˘ ˘ — ДАКТИЛЬ ˘ ¯ ˘ — АМФИБРАХИЙ ˘ ˘ ¯ — АНАПЕСТТу́чки

Слайд 7Определите, какие изобразительно-выразительные средства использует автор в стихотворении
Терек воет, дик и

злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят…

(М.Ю. Лермонтов)

Метафора

Эпитет

Сравнение

Гипербола

Аллитерация

Инверсия

Терек воет

Терек … дик и злобен

Слёзы брызгами летят

Буре плач его подобен

Слёзы брызгами …

Буре плач его подобен

Определите, какие изобразительно-выразительные средства использует автор в стихотворенииТерек воет, дик и злобен,Меж утёсистых громад,Буре плач его подобен,Слёзы

Слайд 8ЭПИТЕТ - переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём

может использоваться и сходство и контраст: «костёр рябины» (С.А.Есенин), «небо осенью дышало» (А.С.Пушкин).

Составьте словарную статью литературоведческого термина
ЭПИТЕТ

ЭПИТЕТ - переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому, причём может использоваться и сходство и контраст:

Слайд 9Задание:
найдите эпитеты
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день

стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Ф.И. Тютчев

Задание: найдите эпитетыЕсть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора –Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…Где

Слайд 10Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как

бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде, –
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

Проверь себя

Есть в осени первоначальнойКороткая, но дивная пора –Весь день стоит как бы хрустальный,И лучезарны вечера…Где бодрый серп

Слайд 111. Хоть пруд пруди
2. Кот наплакал
3. Тьма-тьмущая
4. Яблоку негде упасть
1. Во

все лопатки
2. Сломя голову
3. Черепашьим шагом
4. В мгновение ока

1. Слово в слово
2. Тютелька в тютельку
3. Комар носа не подточит
4. Вилами на воде писано

1. Попасть впросак
2. Попасть на седьмое небо
3. Попасть в переделку
4. Попасть в переплёт

I.

II.

III.

IV.

Найдите «четвёртый лишний»
фразеологизм

1. Хоть пруд пруди2. Кот наплакал3. Тьма-тьмущая4. Яблоку негде упасть1. Во все лопатки2. Сломя голову3. Черепашьим шагом4.

Слайд 121)Красна птица перьем…


2)Где жить…


3) Слово серебро…


4) Сто человек…




, там и

слыть.

- молчанье золото.

- сто мнений.

Закончите пословицы

, а человек уменьем.

1)Красна птица перьем…2)Где жить…3) Слово серебро… 4) Сто человек…, там и слыть. - молчанье золото. - сто

Слайд 13Текст 1. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между

так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Это разряды–молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром…

Текст 2. До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам. Солнце, ещё не скрытое облаками, ярко освещает её мрачную фигуру и серые полосы, которые от неё идут до самого горизонта. Изредка, вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в раскаты, обнимающие весь небосклон…

Текст 3. Как передаёт наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии.

Текст 4. Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинён значительный ущерб собственности нескольких колхозов, исчисляемый сотнями тысяч рублей.

Текст 5. Ну и гроза прошла сегодня над нами! Поверишь ли, я человек не робкого десятка, да и то испугался насмерть. Сначала всё было тихо, нормально, я уже собрался было лечь спать, как вдруг сверкнёт ослепительная молния и бабахнет гром, да с такой силищей, что весь наш домишко задрожал…

Определите стиль речи

научный

художественный

публицистический

официально-деловой

разговорный

Текст 1. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между

Слайд 14ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Паритет, 2005.
Тодоров Л.В.,

Федоров А.В. Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. - М.: Просвещение, 2010.
Информационный портал Всероссийской олимпиады школьников: http://www.rosolymp.ru/
Словарь литературоведческих терминов: http://www.gramma.ru/
Словарь литературоведческих терминов: http://enc-dic.com/
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. - М.: Паритет, 2005.Тодоров Л.В., Федоров А.В. Литература. Всероссийские олимпиады. Выпуск

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть