Слайд 1Акмеизм
Автор: Шаповалова О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Лингвистическая гимназия
№20»
Слайд 3Конкретно-чувственное восприятие мира
Акмеизм – модернистское течение ( от греч. аkme –
острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
Слайд 4В начале пути
В начале творческого пути будущие акмеисты были близки к
символизму, посещали «ивановские среды». В «башне» Иванова велись занятия с молодыми поэтами. Позже эти слушатели «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов».
Слайд 5«Цех поэтов»
В 1906 г. Валерий Брюсов заявил, что круг развития символизма
можно считать замкнувшимся. Осенью 1911 г. Н.Гумилев
и С.Городецкий в поисках выхода из «замыкающегося круга» создали «Цех поэтов» – содружество стихотворцев, объединенных ощущением, что символизм прошел свой высший пик.
Слайд 6«Цех поэтов»
Костяк «Цеха» образовали молодые поэты. Среди них были те, чьи
имена в последующие десятилетия составили славу русской литературы, и те, чьи стихи известны только специалистам.
Рисунок С.Городецкого
Н.Клюев, М.Лозинский, А.Ахматова, М.Зенкевич на заседании «Цеха поэтов»
Слайд 7П
Собирались на квартире одного из членов «Цеха». Расположившись по кругу, читали
свои стихи, которые затем разбирали.
Обязанность вести собрание вменялась одному из синдиков – руководителей «Цеха» – Н.Гумилева и С.Городецкого.
Слайд 8П
Синдик имел право прервать речь оратора, если она носила слишком общий
характер, не содержала конкретных наблюдений и рекомендаций. Слово «цех » говорило о том, что основатели сообщества считают поэзию ремеслом, которому можно и должно обучать.
Слайд 9»
Едва ли не главной отличительной чертой коллективного облика поэзии «Цеха» стал
вкус к изображению земной, обыденной жизни, привитый участникам объединения «синдиками».
«Цеховики» решительно сделали выбор в пользу тщательного и любовного описания реальных «степей, и скал, и вод»
Слайд 10«беспутный червь и каменный осколок»
Крупным планом стали даваться «…кора деревьев, заросль
тростника, / Беспутный червь и каменный осколок» (В.Гиппиус). Поэтическая периферия была выбрана центром новой картины мира.
Слайд 11«домашняя филология»
Среди участников «Цеха» почиталась «домашняя филология», которая противопоставлялась стремлению символистов
писать стихотворения-заклинания, стихотворения-молитвы.»
Цеховики» внимательно изучали мировую поэзию. Зачастую в их произведениях слышатся чужие строки, много скрытых цитат
Слайд 12«да будет в старости печаль моя светла»
Мандельштам повторяет известную пушкинскую строчку.
А строчки самого Мандельштама из стихотворения «Казино»:
Но я люблю на дюнах казино,
Широкий вид в туманное окно
И тонкий луч на скатерти измятой, -
Как бы «просвечивают» в
стихотворении Г. Иванова «Уже
бежит полночная прохлада…»:
Но я люблю лучи иной Авроры,
Которой рассветать не суждено,
Туманный луч, позолотивший горы:
И дальний вид в широкое окно.
Слайд 13«совокупность красот и безобразий»
С.Городецкий выступил против «размытости» символизма, его установки на
непознаваемость мира: «Борьба между символизмом и акмеизмом есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время… Мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий»
Слайд 14Реальный мир
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в
ее конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто и заиграло яркими красками реального мира.
Слайд 15«Земное» и «небесное»
Поэты-акмеисты пытались удержать «живое равновесие» между «земным» и «небесным»,
между бытом и бытием. Образу поэта-пророка акмеисты противопоставили образ поэта-ремесленника, без лишнего пафоса соединяющего «земное с «небесно-духовным»
Слайд 16«золотая середина»
Какое место отводил себе акмеизм в борьбе двух литературных лагерей
того времени: символическим и реалистическим?
Поэзия, в которой не находилось места трем главным темам «серебряного века» - темам Жизни, Смерти, Бога (воплощение такой поэзии акмеисты видели в творчестве реалистов) не могла привлекать акмеистов.
Слайд 17«золотая
середина»
В то же время мистика, впущенная в стихи, грозила подменить
прогулку по реальному лесу блужданиями по «лесу символов».
Н.Гумилев нашел афористическую формулу для словесного выражения пропорции между «мистическим» и «земным»:
Есть Бог, есть мир – они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога
Слайд 18Символизм и акмеизм
Различие символизма и акмеизма можно представить в системе четких
противопоставлений:
Эти противопоставления можно свести к единой формуле: символизм – искусство Иного, акмеизм – поэзия Этого
Слайд 19Новизна поэтического языка
Поэты-акмеисты при всей броскости их заявлений не выдвинули детально
разработанной философско-эстетической программы. Новое течение принесло с собой не столько новизну мировоззрения, сколько новизну поэтического языка, вкусовых ощущений.
Слайд 20Гармония во всем
В противоположность символизму, проникнутому духом музыки, акмеизм был ориентирован
на пространственные искусства: живопись, архитектуру, скульптуру.
В отличие от футуризма, тоже противопоставлявшего себя символизму, акмеизм не провозглашал революционного изменения стихотворной техники, а стремился к гармоничному использованию повседневного языка в сфере поэзии
Слайд 21Великолепная шестерка
Во второй половине 1912 г. шесть участников «Цеха» - Н.Гумилев,
С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Нарбут и М.Зенкевич – провели целый ряд поэтических вечеров, где заявили о своих претензиях вести русскую словесность в новом направлении.
Слайд 22«два живых крыла»
Владимир Нарбут и Михаил Зенкевич выступили не просто в
защиту «конкретного и жизненного», но и шокировали читателя обилием натуралистических подробностей. Подобно футуристам, они любили эпатировать публику, поэтому их называли «левыми акмеистами»
Слайд 23«два живых крыла»
Напротив, «справа» в списке акмеистов оказались имена Анны Ахматовой
и Осипа Мандельштама – «неоклассицистов», приверженцев строго и четкого(как у русских классиков) построения стихотворений
Слайд 24«Центр»
И наконец, «центр» в этой группе занимали два поэта старшего поколения
– синдики Сергей Городецкий и Николай Гумилёв. Первый был близок к Нарбуту и Зенкевичу, второй – к Ахматовой и Мандельштаму.
Слайд 25П
Шесть этих поэтов не были абсолютными единомышленниками, но как бы воплощали
идею равновесия между двумя крайними полюсами современной им поэзии – символизмом и натурализмом
Слайд 26Акмеизм
Т
О.Мандельштам
А.Ахматова
Н.Гумилёв
А.Ахматова
О.Мандельштам
Правое крыло
Левое крыло
Участники «Цеха поэтов»
Г.Адамович
Г.Иванов
М.Лозинский
и другие
Н.Гумилёв
А.Ахматова
О.Мандельштам
С.Городецкий
Н.Гумилёв
В.Нарбут
М.Зенкевич
Слайд 27Трёхголосье
Триаде Гумилёв – Мандельштам – Ахматова было суждено закрепить
в сознании современников и ближайших потомков представление об акмеистическом каноне. Для этих трех поэтов характерна интенсивность, напряженность, изощренность поэтического диалога.
Слайд 28Трёхголосье
Строки Гумилева задавали тему для «разговора» трех поэтов, которую затем
Ахматова и Мандельштам варьировали и углубляли.
Слайд 29Художественные принципы акмеизма
Активное приятие многокрасочной и яркой земной жизни
Реабилитация простого
предметного мира, имеющего «формы, вес и время»
Отрицание запредельности и мистики
Первобытно-звериный, мужественно-твердый взгляд на мир
Слайд 30Художественные принципы акмеизма
Установка на живописность образа
Передача психологических состояний человека при внимании
к телесному началу.
Выражение «тоски по мировой культуре»
Внимание к конкретному смыслу слова
Совершенство форм
Слайд 31Акмеизм в живописи и музыке
Явления, родственные акмеизму, появились в живописи (Б.Кустодиев,
Ф.Малявин) в музыке (А.Лядов и И.Стравинский)
Б.Кустодиев
Ф. Малявин
Слайд 32Ощущение красоты жизни
Новое литературное направление просуществовало недолго. Творческие поиски Гумилева, Ахматовой,
Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты.
Слайд 33Трагическая судьба
Судьба литературного акмеизма трагична. Ему пришлось утверждать себя в напряженной
и неравной борьбе. Он не раз подвергался гонениям и шельмованию. Виднейшие его творцы были уничтожены (В.Нарбут, О.Мандельштам), трагическая судьба выпала на долю А.Ахматовой. А первой жертвой оказался лидер течения – Н.Гумилев.