Презентация, доклад на тему Акмеизм. Серебряный век. 11 класс

Содержание

Акмеизм

Слайд 1Акмеизм Автор: Шаповалова О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Лингвистическая гимназия

№20»
Акмеизм    Автор: Шаповалова О.В., учитель русского языка и литературы МБОУ «Лингвистическая гимназия №20»

Слайд 2Акмеизм

Акмеизм

Слайд 3Конкретно-чувственное восприятие мира

Акмеизм – модернистское течение ( от греч. аkme –

острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное качество), декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.

Конкретно-чувственное восприятие мираАкмеизм – модернистское течение ( от греч. аkme – острие, вершина, высшая степень, ярко выраженное

Слайд 4В начале пути

В начале творческого пути будущие акмеисты были близки к

символизму, посещали «ивановские среды». В «башне» Иванова велись занятия с молодыми поэтами. Позже эти слушатели «поэтической академии» основали новое литературное объединение «Цех поэтов».

В начале путиВ начале творческого пути будущие акмеисты были близки к символизму, посещали «ивановские среды». В «башне»

Слайд 5«Цех поэтов»

В 1906 г. Валерий Брюсов заявил, что круг развития символизма

можно считать замкнувшимся. Осенью 1911 г. Н.Гумилев
и С.Городецкий в поисках выхода из «замыкающегося круга» создали «Цех поэтов» – содружество стихотворцев, объединенных ощущением, что символизм прошел свой высший пик.
«Цех поэтов»В 1906 г. Валерий Брюсов заявил, что круг развития символизма можно считать замкнувшимся. Осенью 1911 г.

Слайд 6«Цех поэтов»

Костяк «Цеха» образовали молодые поэты. Среди них были те, чьи

имена в последующие десятилетия составили славу русской литературы, и те, чьи стихи известны только специалистам.

Рисунок С.Городецкого
Н.Клюев, М.Лозинский, А.Ахматова, М.Зенкевич на заседании «Цеха поэтов»

«Цех поэтов»Костяк «Цеха» образовали молодые поэты. Среди них были те, чьи имена в последующие десятилетия составили славу

Слайд 7П

Собирались на квартире одного из членов «Цеха». Расположившись по кругу, читали

свои стихи, которые затем разбирали.
Обязанность вести собрание вменялась одному из синдиков – руководителей «Цеха» – Н.Гумилева и С.Городецкого.


ПСобирались на квартире одного из членов «Цеха». Расположившись по кругу, читали свои стихи, которые затем разбирали. Обязанность

Слайд 8П

Синдик имел право прервать речь оратора, если она носила слишком общий

характер, не содержала конкретных наблюдений и рекомендаций. Слово «цех » говорило о том, что основатели сообщества считают поэзию ремеслом, которому можно и должно обучать.


ПСиндик имел право прервать речь оратора, если она носила слишком общий характер, не содержала конкретных наблюдений и

Слайд 9»

Едва ли не главной отличительной чертой коллективного облика поэзии «Цеха» стал

вкус к изображению земной, обыденной жизни, привитый участникам объединения «синдиками».
«Цеховики» решительно сделали выбор в пользу тщательного и любовного описания реальных «степей, и скал, и вод»

»Едва ли не главной отличительной чертой коллективного облика поэзии «Цеха» стал вкус к изображению земной, обыденной жизни,

Слайд 10«беспутный червь и каменный осколок»

Крупным планом стали даваться «…кора деревьев, заросль

тростника, / Беспутный червь и каменный осколок» (В.Гиппиус). Поэтическая периферия была выбрана центром новой картины мира.
«беспутный червь и каменный осколок»Крупным планом стали даваться «…кора деревьев, заросль тростника, / Беспутный червь и каменный

Слайд 11«домашняя филология»

Среди участников «Цеха» почиталась «домашняя филология», которая противопоставлялась стремлению символистов

писать стихотворения-заклинания, стихотворения-молитвы.»
Цеховики» внимательно изучали мировую поэзию. Зачастую в их произведениях слышатся чужие строки, много скрытых цитат

«домашняя филология»Среди участников «Цеха» почиталась «домашняя филология», которая противопоставлялась стремлению символистов писать стихотворения-заклинания, стихотворения-молитвы.»Цеховики» внимательно изучали мировую

Слайд 12«да будет в старости печаль моя светла»

Мандельштам повторяет известную пушкинскую строчку.

А строчки самого Мандельштама из стихотворения «Казино»:
Но я люблю на дюнах казино,
Широкий вид в туманное окно
И тонкий луч на скатерти измятой, -
Как бы «просвечивают» в
стихотворении Г. Иванова «Уже
бежит полночная прохлада…»:
Но я люблю лучи иной Авроры,
Которой рассветать не суждено,
Туманный луч, позолотивший горы:
И дальний вид в широкое окно.

«да будет в старости печаль моя светла»Мандельштам повторяет известную пушкинскую строчку. А строчки самого Мандельштама из стихотворения

Слайд 13«совокупность красот и безобразий»

С.Городецкий выступил против «размытости» символизма, его установки на

непознаваемость мира: «Борьба между символизмом и акмеизмом есть прежде всего борьба за этот мир, звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время… Мир бесповоротно принят акмеизмом, во всей совокупности красот и безобразий»

«совокупность красот и безобразий»С.Городецкий выступил против «размытости» символизма, его установки на непознаваемость мира: «Борьба между символизмом и

Слайд 14Реальный мир

Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в

ее конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намекам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. Затуманенное стекло поэзии было тщательно протерто и заиграло яркими красками реального мира.

Реальный мирАкмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях. Туманности и намекам

Слайд 15«Земное» и «небесное»

Поэты-акмеисты пытались удержать «живое равновесие» между «земным» и «небесным»,

между бытом и бытием. Образу поэта-пророка акмеисты противопоставили образ поэта-ремесленника, без лишнего пафоса соединяющего «земное с «небесно-духовным»

«Земное» и «небесное»Поэты-акмеисты пытались удержать «живое равновесие» между «земным» и «небесным», между бытом и бытием. Образу поэта-пророка

Слайд 16«золотая середина»

Какое место отводил себе акмеизм в борьбе двух литературных лагерей

того времени: символическим и реалистическим?
Поэзия, в которой не находилось места трем главным темам «серебряного века» - темам Жизни, Смерти, Бога (воплощение такой поэзии акмеисты видели в творчестве реалистов) не могла привлекать акмеистов.
«золотая середина»Какое место отводил себе акмеизм в борьбе двух литературных лагерей того времени: символическим и реалистическим?Поэзия, в

Слайд 17«золотая середина»

В то же время мистика, впущенная в стихи, грозила подменить

прогулку по реальному лесу блужданиями по «лесу символов».
Н.Гумилев нашел афористическую формулу для словесного выражения пропорции между «мистическим» и «земным»:
Есть Бог, есть мир – они живут вовек,
А жизнь людей мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога
«золотая  середина»В то же время мистика, впущенная в стихи, грозила подменить прогулку по реальному лесу блужданиями

Слайд 18Символизм и акмеизм

Различие символизма и акмеизма можно представить в системе четких

противопоставлений:

Эти противопоставления можно свести к единой формуле: символизм – искусство Иного, акмеизм – поэзия Этого

Символизм и акмеизмРазличие символизма и акмеизма можно представить в системе четких противопоставлений: Эти противопоставления можно свести к

Слайд 19Новизна поэтического языка

Поэты-акмеисты при всей броскости их заявлений не выдвинули детально

разработанной философско-эстетической программы. Новое течение принесло с собой не столько новизну мировоззрения, сколько новизну поэтического языка, вкусовых ощущений.
Новизна поэтического языкаПоэты-акмеисты при всей броскости их заявлений не выдвинули детально разработанной философско-эстетической программы. Новое течение принесло

Слайд 20Гармония во всем

В противоположность символизму, проникнутому духом музыки, акмеизм был ориентирован

на пространственные искусства: живопись, архитектуру, скульптуру.
В отличие от футуризма, тоже противопоставлявшего себя символизму, акмеизм не провозглашал революционного изменения стихотворной техники, а стремился к гармоничному использованию повседневного языка в сфере поэзии


Гармония во всемВ противоположность символизму, проникнутому духом музыки, акмеизм был ориентирован на пространственные искусства: живопись, архитектуру, скульптуру.В

Слайд 21Великолепная шестерка

Во второй половине 1912 г. шесть участников «Цеха» - Н.Гумилев,

С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Нарбут и М.Зенкевич – провели целый ряд поэтических вечеров, где заявили о своих претензиях вести русскую словесность в новом направлении.

Великолепная шестеркаВо второй половине 1912 г. шесть участников «Цеха» - Н.Гумилев, С.Городецкий, А.Ахматова, О.Мандельштам, В.Нарбут и М.Зенкевич

Слайд 22«два живых крыла»

Владимир Нарбут и Михаил Зенкевич выступили не просто в

защиту «конкретного и жизненного», но и шокировали читателя обилием натуралистических подробностей. Подобно футуристам, они любили эпатировать публику, поэтому их называли «левыми акмеистами»

«два живых крыла»Владимир Нарбут и Михаил Зенкевич выступили не просто в защиту «конкретного и жизненного», но и

Слайд 23«два живых крыла»

Напротив, «справа» в списке акмеистов оказались имена Анны Ахматовой

и Осипа Мандельштама – «неоклассицистов», приверженцев строго и четкого(как у русских классиков) построения стихотворений

«два живых крыла»Напротив, «справа» в списке акмеистов оказались имена Анны Ахматовой и Осипа Мандельштама – «неоклассицистов», приверженцев

Слайд 24«Центр»

И наконец, «центр» в этой группе занимали два поэта старшего поколения

– синдики Сергей Городецкий и Николай Гумилёв. Первый был близок к Нарбуту и Зенкевичу, второй – к Ахматовой и Мандельштаму.

«Центр»И наконец, «центр» в этой группе занимали два поэта старшего поколения – синдики Сергей Городецкий и Николай

Слайд 25П

Шесть этих поэтов не были абсолютными единомышленниками, но как бы воплощали

идею равновесия между двумя крайними полюсами современной им поэзии – символизмом и натурализмом

ПШесть этих поэтов не были абсолютными единомышленниками, но как бы воплощали идею равновесия между двумя крайними полюсами

Слайд 26Акмеизм

Т

О.Мандельштам
А.Ахматова
Н.Гумилёв
А.Ахматова
О.Мандельштам

Правое крыло


Левое крыло
Участники «Цеха поэтов»
Г.Адамович
Г.Иванов
М.Лозинский
и другие
Н.Гумилёв
А.Ахматова
О.Мандельштам
С.Городецкий
Н.Гумилёв
В.Нарбут
М.Зенкевич





Акмеизм Т О.МандельштамА.АхматоваН.ГумилёвА.АхматоваО.МандельштамПравое крылоЛевое крылоУчастники «Цеха поэтов»Г.АдамовичГ.ИвановМ.Лозинскийи другиеН.ГумилёвА.АхматоваО.МандельштамС.ГородецкийН.ГумилёвВ.НарбутМ.Зенкевич

Слайд 27Трёхголосье



Триаде Гумилёв – Мандельштам – Ахматова было суждено закрепить

в сознании современников и ближайших потомков представление об акмеистическом каноне. Для этих трех поэтов характерна интенсивность, напряженность, изощренность поэтического диалога.
Трёхголосье Триаде Гумилёв – Мандельштам – Ахматова было суждено закрепить в сознании современников и ближайших потомков представление

Слайд 28Трёхголосье

Строки Гумилева задавали тему для «разговора» трех поэтов, которую затем

Ахматова и Мандельштам варьировали и углубляли.

Трёхголосье Строки Гумилева задавали тему для «разговора» трех поэтов, которую затем Ахматова и Мандельштам варьировали и углубляли.

Слайд 29Художественные принципы акмеизма

Активное приятие многокрасочной и яркой земной жизни

Реабилитация простого

предметного мира, имеющего «формы, вес и время»

Отрицание запредельности и мистики

Первобытно-звериный, мужественно-твердый взгляд на мир

Художественные принципы акмеизма Активное приятие многокрасочной и яркой земной жизниРеабилитация простого предметного мира, имеющего «формы, вес и

Слайд 30Художественные принципы акмеизма
Установка на живописность образа

Передача психологических состояний человека при внимании

к телесному началу.

Выражение «тоски по мировой культуре»

Внимание к конкретному смыслу слова
Совершенство форм


Художественные принципы акмеизмаУстановка на живописность образаПередача психологических состояний человека при внимании к телесному началу. Выражение «тоски по

Слайд 31Акмеизм в живописи и музыке

Явления, родственные акмеизму, появились в живописи (Б.Кустодиев,

Ф.Малявин) в музыке (А.Лядов и И.Стравинский)

Б.Кустодиев

Ф. Малявин

Акмеизм в живописи и музыкеЯвления, родственные акмеизму, появились в живописи (Б.Кустодиев, Ф.Малявин) в музыке (А.Лядов и И.Стравинский)

Слайд 32Ощущение красоты жизни

Новое литературное направление просуществовало недолго. Творческие поиски Гумилева, Ахматовой,

Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен – возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение ее красоты.

Ощущение красоты жизниНовое литературное направление просуществовало недолго. Творческие поиски Гумилева, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но

Слайд 33Трагическая судьба

Судьба литературного акмеизма трагична. Ему пришлось утверждать себя в напряженной

и неравной борьбе. Он не раз подвергался гонениям и шельмованию. Виднейшие его творцы были уничтожены (В.Нарбут, О.Мандельштам), трагическая судьба выпала на долю А.Ахматовой. А первой жертвой оказался лидер течения – Н.Гумилев.

Трагическая судьбаСудьба литературного акмеизма трагична. Ему пришлось утверждать себя в напряженной и неравной борьбе. Он не раз

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть