Слайд 1
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»
на тему:
«Плод
добрых трудов славен»
по программе: Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко,
А.В. Полякова
5 класс
Золотарева С.Н. МКОУ Волоконовская СОШ
учитель ОРКСЭ 1 КК
Слайд 3
В любую историческую эпоху, любой народ был
богат людьми, славные трудовые подвиги которых вносили вклад в развитие страны, её культуры.
Слайд 4Представление о труде
в мировых религиях
Шантидева -выдающийся индийский мыслитель,
буддийский монах VIII века монастыря Наланда.
Слайд 5 Трудитесь усердно
Будда призывал своих последователей
проявлять усердие в труде.
Что такое «трудиться усердно»? Это значит, преодолевая лень, с удовольствием совершать то, что приносит пользу людям.
Трудиться надо, не ожидая похвалы и не обращая внимания на насмешки.
Никогда нельзя бросать дело, не завершив его.
Буддийский монах Шантидева
Слайд 6
Живший в VIII веке буддийский монах Шантидева говорил: «Много вреда на
свете от тех, кто не способен к усердию, и от тех, кто хочет достичь результатов, не прилагая усилий… Как нет движения без ветра, так нет мудрости без усердия… Мудрый человек — усердный человек.
Если тебя постигло уныние и желание бросить всё на полпути, скажи про себя: „О нет, я завершу!“ — и продолжай своё дело».
Слайд 7 Шантидева о труде
Взрастивший терпение пусть
разовьет усердие,
Ибо без усердия не придешь к Пробуждению.
Подобно тому, как без ветра нет движения,
Без усердия нет заслуг.
УСЕРДИЕ - это стремление к благому.
А его противоположность -
это лень, тяга к предосудительному,
уныние и самоуничижение.
Если змея заползет на колени,
Ты мгновенно на ноги вскочишь.
Подобно этому, если охватят тебя сонливость и лень,
Немедленно дай им отпор.
Вспомнив наставления
о самоконтроле,
Преисполнись решимости,
Дабы всегда быть готовым
К исполнению всякого дела.
Слайд 8 Своим трудом…
Пророк Мухаммад всю
свою жизнь трудился. Как ты уже знаешь, ещё ребёнком он пас коз и овец, а когда подрос, стал сопровождать торговые караваны в разные страны. Мухаммад никогда не просил милостыни, ел только то, что сам заработал.
Когда пророк Мухаммад со своими сподвижниками прибыл в Медину, они были очень бедны. Жители Медины, желая помочь им, обратились к Пророку: «Разреши нам разделить с твоими приближёнными своё имущество». «Нет, — ответил он, — пусть они трудятся». Сподвижники Мухаммада помогали местным жителям ухаживать за финиковыми деревьями, продавали на рынке масло и творог.
Слайд 9Мухаммед является реальной исторической личностью, о его жизни можно узнать в
Сунне, где сказано, что Мухаммед родился в Мекке в 570 г. До его рождения умер отец, а в шесть лет мальчик потерял мать. Воспитанием ребенка сначала занялись дед, а после – дядя.
С юных лет Мухаммед был приучен зарабатывать себе на жизнь своим трудом: вначале он был пастухом, а позже – караванвожатым.
.
Представление о труде
в мировых религиях
Слайд 10Представление о труде
в исламе
«Поистине, Аллах любит, когда вы выполняете свою
работу добросовестно»
Никто из нас не знает, откуда Аллах пошлёт помощь, поэтому если вашей семье нечего есть, то лучше, возможно, соглашаться на любую работу, которая позволит покрыть эту необходимость.
Слайд 11Представление о труде
в христианстве
Бог сотворил человека по образу и подобию
Своему, а Сам Бог трудился, как написано: «…и совершил Бог к седьмому дню дела Свои, Которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал»
Слайд 12
Создав первых людей, Бог поручил им возделывать райский сад, иными словами —
трудиться. «И взял Господь Бог человека, которого создал, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».
Трудолюбивый человек угоден Богу, а лентяй и бездельник своим празднолюбием нарушает Божье повеление о труде. «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Всевышнего» — говорится в Ветхом Завете.
Придя в этот мир, Иисус Христос в своём учении заповедовал не только обязательно трудиться, но и своим трудом или результатами своего труда помогать другим людям.
Слайд 13
«Трудящийся достоин награды за труды свои», — наставлял Иисус. Его апостолы своим
упорным трудом «давали себя в образец для подражания». Они говорили: «Мы ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день».
Так, апостол Павел зарабатывал себе на пропитание ремеслом, которому был обучен, — изготовлением палаток. Он писал: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь…»
Слайд 14Цитаты из Библии о труде
“Если кто не хочет трудиться, тот и
не ешь”
“Выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера”
“Трудящийся достоин пропитания”
“Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов”
“И, по одинаковости ремесла, остался у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток”
“Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас”.
Слайд 15 Обобщение
В труде проявляются нравственные качества
человека.
Труд облагораживает нас, а безделье портит.
Заботясь о нравственном состоянии человека, религия повелевает ему трудиться.
Слайд 16Рефлексия
Как вклад в культуру общества внесли люди, с которыми мы познакомились?
Есть
ли в жизни место трудовым подвигам или героем можно стать только на войне?
Пострадала бы нравственность общества, если бы люди не думали о результатах своего труда, а заботились только о своем благе?
Слайд 17 Задание на дом
Подготовиться к следующему занятию:
Узнать о трудовом
подвиге родителей (родных) и написать мини-сочинение «Плод добрых дел славен».
Слайд 18 Источники:
Основы духовно-нравственной культуры
народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.
Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. методические рекомендации
/ Н.Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф, 2016.