Слайд 1
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы»
Педагогический
совет
Взаимодействие семьи и
школы как одно из условий воспитания гармоничной, всесторонне развитой личности
31.03.2017
Слайд 2Цель:
поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах
гармоничного развития ребенка.
Слайд 3Задачи
1.Выявить наиболее эффективные формы взаимодействия школы и семьи
2.Обобщить опыт работы
образовательного учреждения по созданию единого воспитательного пространства семьи и школы.
Слайд 4 «Воспитание
процесс социальный в самом широком
смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги»
Макаренко
Слайд 5Типы «трудных родителей»
«Особенные»
«Лежачие камни»
«Эксперты по чрезвычайным происшествиям»
«Снежный человек»
«Травмированные»
«Нависающие»
«Без границ»
Слайд 6 «Особенные»
Имеют непоколебимую веру в то, что их ребенок
не способен совершать дурные проступки и быть нечестным, а в реальности подобная манера воспитания чаще всего вырабатывает именно такой стиль поведения ребенка.
Рекомендации:
Не критикуйте и не торопите,
Найдите и подчеркните в оценках все
то, что является полезным и
конструктивным
Слайд 7 «Лежачие камни»
Убеждены в
том, что вклад родителей не играет особой роли в процессе обучения и воспитания даже самых младших школьников. При этом требования к детям и их учителям будут максимально завышенными.
Рекомендации:
Необходима четкая договоренность: что, где, когда. Подчеркните, что вам
важна правдивость высказываний.
Слайд 8«Эксперты по чрезвычайным происшествиям»
Какая бы проблема ни возникла у ребенка,
учащегося в вашем классе, эти родители, в попытке решить вопрос, просто пропускают этап разговора с учителем и направляются прямиком к директору.
Рекомендации.
Говорить необходимо кратко, ясно, спокойно, уверенно, так, чтобы чувствовалась ваша сила. Не говорите, что он не прав. Излагайте свою точку зрения как иную, отличную от его точки зрения. Оставляйте последнюю реплику за собой.
Слайд 9 «Снежный человек»
Вы знаете, что родители у вашего ученика существуют,
но никогда их не видите. Иногда вам даже приходится сомневаться в существовании этих родителей, но краткие ответы на ваши вопросы по телефону ненадолго рассеивают эти сомнения.
Рекомендации
Показать, что позиция «в тени» не только вредит самому родителю, но и может иметь отрицательные последствия для ребенка.
Слайд 10«Травмированные»
Воспринимает учителей как врагов, у них сформировалась позиция
жертвы, которой нужно защищаться. Поэтому, любое замечание, предложение или просьба со стороны педагога воспринимается в штыки или порождает агрессию.
Рекомендации
Покажите, что вы понимаете проблему, это поможет такому родителю вернуть уважение к себе. Ему важно, чтобы его услышали и поняли. Переключите его энергию на поиск выхода из проблемы.
Слайд 11 «Нависающие»
Они пытаются контролировать каждую мелочь и могли бы
запросто рассказать вам, как правильно обучать и воспитывать. «Нависающие» не дают своим детям никакого личного пространства и даже шанса быть хоть немного самостоятельными.
Рекомендации:
Излагайте свою позицию в разговоре с ним: «может быть», «мне кажется». Используйте местоимения: «мы», «у нас». Этот подход поможет превратить такого родителя в союзника.
Слайд 12 «Без границ»
Этот тип родителей не чувствует себя
неловко, если вторгается в вашу личную жизнь и свято верит в то, что ваша профессиональная деятельность не заканчивается за пределами школы.
Рекомендации:
-терпеть, сохраняя его, как союзника;
-поставить жесткие рамки
Слайд 13 Условия создания единого пространства развития ребенка
Взаимное доверие педагога и родителей;
Учет
индивидуальности каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;
Использование разнообразных форм работы с родителями;
Систематичность и последовательность работы с родителями;
Педагогический такт.
Конструктивное взаимодействие учителей и родителей – это создание условий для разностороннего развития ребенка.
Слайд 14Методика «Анализ тревоги в семье»
Инструкция:
Напротив номера вопроса
поставьте выбранный вами вариант ответа:
Да – «+», Нет – « - ».
Вопросы
Знаю, что мои родители бывают часто недовольны мной.
Чувствую, что как бы я не поступил дома, все равно что-то будет не так.
Я многое не успеваю дома.
Так получается, что именно я оказываюсь виноват во всем, что случается в дома.
Часто дома я чувствую себя беспомощным.
Дома мне часто приходится нервничать.
Когда я дома, я чувствую себя неловким и неуклюжим.
Мои родители считают меня бестолковым.
Когда я дома, я все время за что-нибудь переживаю.
Часто я чувствую на себе критические взгляды своих родителей.
Иду домой и с тревогой думаю, что же еще случилось в мое отсутствие.
Дома у меня постоянное ощущение, что еще что-то нужно сделать.
Часто я чувствую себя лишним дома.
Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
Мне кажется, что если бы я исчез, то дома никто этого бы не заметил.
С родителями мне постоянно приходится сдерживаться.
Идешь домой и думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое.
Как подумаю о своих отношениях с родителями, сразу начинаю волноваться.
Иногда мне бывает неудобно из-за моих родителей перед другими.
Мне многое у нас дома не нравится, но я стараюсь этого не показывать.
Думаю, что мои родители никогда не будет мною довольны
Обработка:
0 – 6 -низкий уровень (дополнительная диагностика, коррекционная работа)
7 -13 – средний уровень (норма)
14 – 20 – высокий уровень
Слайд 15Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
Ведите
беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.
Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
Памятка педагогу:
Слайд 16Советы педагогу по работе с родителями
Приглашая родителей в школу, спросите себя:
что я хочу получить в результате? Если просто выговориться, осудить действия ребенка или методы воспитания родителей, то этот путь неэффективен. Попробуйте найти конструктивное решение, ведь это облегчит прежде всего вашу работу.
•Во время обсуждения в присутствии ребенка помните: как бы он ни был виноват, родители всегда (по крайней мере на людях) должны быть адвокатами своих детей. Двое на одного – это нечестно!
•Не полагайтесь на слухи. Говорите только о достоверно известных фактах, не поощряйте ябедничество.
•Говорите о конкретных вещах, старайтесь не употреблять неопределенных выражений типа “плохо себя ведет”, “не хочет учиться”. Выражайтесь ясно: “Не сделал два домашних задания по математике”, “Отказался отвечать на уроке химии” и так далее. Тогда родителям будет легче проконтролировать дальнейшую учебную деятельность ребенка.
•Предлагая возможные способы решения проблемы, не провоцируйте взрослых на насилие, когда закончится “разбор полетов”, этим вы лишь настроите детей против себя. Как результат: дети будут стараться скрыть от родителей дату очередного собрания.
•Заканчивая встречу, спросите себя: оправдались ли мои ожидания от этой встречи? С каким чувством родители уходят домой? Как посмотрит на меня ученик завтра?
Слайд 17Решение педагогического совета
Администрации и педагогическому коллективу школы в своей работе
ориентироваться на “Правила педагогической этики работы с родителями”; в просветительской работе с семьей и консультировании руководствоваться “Памяткой педагогу”.
Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразия форм проведения родительских собраний, чаще использовать нетрадиционные формы.
Активизировать деятельность по привлечению родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д.).
Возобновить работу родительского всеобуча
Проведение общешкольных родительских собраний по параллелям (младшая школа, среднее звено, старшая школа
Классным руководителям на родительских собраниях распространить практические советы и идеи, оформленные памяткой родителям “Мы вместе”.
Проведение в конце учебного года анкетирования родителей учащихся “Удовлетворенность учебным процессом и внеклассной деятельностью.
Слайд 18Развитие ребенка – сложный, неоднозначный процесс.
Куда приведет его
та дорога, которую он,
пыхтя и отдуваясь, неуклонно преодолевал, опираясь на ваши и родительские руки?
Ведь когда тебя поддерживают с двух сторон, как-то надежнее…