Презентация, доклад на тему Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования

Содержание

Цель: познакомить слушателей с системно-деятельностным подходом как методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образованияЗадачи:1. Сформировать готовность слушателей к саморазвитию.2.Рассмотреть особенности проектирования образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.3.Расскрыть возможности системно-деятельностного подхода для активизации учебно-познавательной

Слайд 1Системно-деятельностный подход как средство реализации современных целей образования
2017 г.

Системно-деятельностный подход  как средство реализации современных целей образования 2017 г.

Слайд 2Цель:
познакомить слушателей с системно-деятельностным подходом как методологической основой федеральных государственных

образовательных стандартов общего образования

Задачи:

1. Сформировать готовность слушателей к саморазвитию.
2.Рассмотреть особенности проектирования образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
3.Расскрыть возможности системно-деятельностного подхода для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Цель: познакомить слушателей с системно-деятельностным подходом как методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов общего образованияЗадачи:1. Сформировать готовность

Слайд 35. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к

саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

I. Общие положения

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)

5. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;проектирование и конструирование

Слайд 4Деятельностный подход
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его

привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Галина Анатольевна Цукерман, доктор псих. наук
Деятельностный подход «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны

Слайд 5Пирамида усвоения учебного материала (по Эдгару Дейлу) 

Пирамида усвоения учебного материала (по Эдгару Дейлу) 

Слайд 8СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПОДХОД (СДП)
Системно-деятельностный подход (СДП) – это деятельностный подход, основывающийся на общих законах деятельности, описанных

в теории деятельности.

В.В. Давыдов (Теория развивающего обучения, 1996)

«… достаточно убедительные ответы на свои вопросы психологи и педагоги смогут получить, лишь опираясь на науки о человеческой деятельности…»

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙПОДХОД (СДП)Системно-деятельностный подход (СДП) – это деятельностный подход, основывающийся на общих законах деятельности, описанных в теории деятельности.В.В. Давыдов (Теория развивающего

Слайд 9Технологии системно-деятельностного подхода..

Технологии системно-деятельностного подхода..

Слайд 10СВЯЗЬ МЕЖДУ ДП И СДП
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:
Какой геометрической фигуры не хватает?

СВЯЗЬ МЕЖДУ ДП И СДПРЕШИТЕ ЗАДАЧУ: Какой геометрической фигуры не хватает?

Слайд 11СВЯЗЬ МЕЖДУ ДП И СДП
1) система «ЧЕЛОВЕК»
2) система «СИММЕТРИЯ»
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:
Какой

геометрической фигуры не хватает?

ВЫВОД: СДП позволяет обеспечить не случайное, надежное разрешение имеющихся сегодня проблем математического образования методом КОНКРЕТИЗАЦИИ.

СВЯЗЬ МЕЖДУ ДП И СДП1) система «ЧЕЛОВЕК»2) система «СИММЕТРИЯ»РЕШИТЕ ЗАДАЧУ: Какой геометрической фигуры не хватает?ВЫВОД: СДП позволяет

Слайд 12Сколько теорий деятельности существует? Какие это теории?

Теория деятельности
Л.С. Выготского,
А.Н.

Леонтьева и др.
(психологическая версия)


Теория деятельности
О.С. Анисимова (ММПК)
(методологическая версия)


Теория деятельности
Г.П. Щедровицкого и др.
(социотехническая версия)

Сколько теорий деятельности существует? Какие это теории?Теория деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др.(психологическая версия)Теория деятельностиО.С. Анисимова

Слайд 13Схема-аксиома «Воспроизводимая деятельность»
1 – субъект деятельности по норме N
2 –

пространство рефлексии
деятельности (инструмент РФСО)
3 – ресурсы
4 – средства контроля, соответств. N
5 – способности к выполнению N
6 – понимание нормы N
7 – мотивация к деятельности по
норме N



8 – пространство деятельности
9 – исходный материал
10 – средства деятельности
11 – способ деятельности
12 – преобразование исходного
материала
13 – продукт деятельности



.


14 – процесс контроля
и рефлексия деятельности
15 – выход из деятельности

ПОДГОТОВКА

РЕАЛИЗАЦИЯ

ОКОНЧАНИЕ

Схема-аксиома «Воспроизводимая деятельность»1 – субъект деятельности по норме N 2 – пространство рефлексии    деятельности

Слайд 14Задание 1
Определите исходный материал и продукт деятельности:
а) ученика;
б)

учителя.

Задание 2
Сформулируйте определения :
а) ученика;
б) учителя (в деятельностной парадигме образования).

ЗАДАНИЕ слушателям

Задание 1 Определите исходный материал и продукт деятельности: а) ученика; б) учителя. Задание 2Сформулируйте определения : а)

Слайд 15УЧЕНИК как субъект
учебной деятельности
Исходный материал – исходный уровень ЗУНС и

личностных качеств (I)
Продукт – конечный уровень ЗУНС и личностных качеств (I + )

УЧЕНИК – человек, который под руководством учителя осуществляет самоизменение своих ЗУНС и осваивает инструменты саморазвития для успешной социализации.

«Ничему нельзя научить, можно только научиться».
К.С. Станиславский

УЧЕНИК как субъектучебной деятельности Исходный материал – исходный уровень ЗУНС и личностных качеств (I)Продукт – конечный уровень

Слайд 16УЧИТЕЛЬ как субъект
профессиональной деятельности
Исходный материал – неорганизованный процесс самоизменения учеников.
Продукт –

организованный процесс самоизменения учеников (в результате у них возникает личностное новообразование  )

УЧИТЕЛЬ – человек, организующий самоизменение и саморазвитие ученика.

УЧИТЕЛЬ как субъектпрофессиональной деятельностиИсходный материал – неорганизованный процесс самоизменения учеников.Продукт – организованный процесс самоизменения учеников (в результате

Слайд 17Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип

минимакса

Принцип психологической комфортности

Принцип вариативности

Принцип творчества

Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подходаПринцип деятельностиПринцип непрерывностиПринцип целостностиПринцип минимаксаПринцип психологической комфортностиПринцип вариативностиПринцип творчества

Слайд 18Принцип непрерывности
означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии,

содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип непрерывностиозначает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных

Слайд 19 Проблема:
снижение учебной успешности у значительной

части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях
Проблема:  снижение учебной успешности у значительной части учащихся при переходе из начальной

Слайд 20Принцип целостности 
предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом

себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)

Принцип целостности предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности,

Слайд 21Принцип минимакса
заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования

на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний)
Принцип минимаксазаключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом

Слайд 24Принцип вариативности
предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию

решений в ситуациях выбора.

Принцип вариативностипредполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Слайд 25Принцип творчества
означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся

собственного опыта творческой деятельности

Принцип творчестваозначает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности

Слайд 26Принцип психологической комфортности
предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в

школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения

Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы,

Слайд 27Принцип деятельности
заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом

виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.


Принцип деятельностизаключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает

Слайд 28Схема-аксиома
«Рефлексивная самоорганизация»
3
7
1 – выполнение нормы, которое привело к затруднению
2 –

фиксирование затруднения («я не могу решить данную конкретную задачу …»)
3 – выход в пространство мышления
4 – выявление места затруднения (И – исследование)
5 – выявление ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
(К – критика)
6 – построение проекта выхода из затруднения (П – проект)
7 – возврат в деятельность
8 – реализация проекта
Схема-аксиома «Рефлексивная самоорганизация»371 – выполнение нормы, которое привело к затруднению2 – фиксирование затруднения («я не могу решить

Слайд 29Технологии системно-деятельностного подхода..
Структура учебной деятельности
(педагогическая версия)

Технологии системно-деятельностного подхода.. Структура учебной деятельности (педагогическая версия)

Слайд 30Технология деятельностного метода – механизм качественного достижения новых результатов образования
мотивация к

учебной деятельности
актуализация знаний
проблемное объяснение нового знания
первичное закрепление во внешней речи
самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь)
включение нового знания в систему знаний и повторение
итог урока

Технология деятельностного метода –  механизм качественного достижения новых результатов образованиямотивация к учебной деятельностиактуализация знанийпроблемное объяснение нового

Слайд 32Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу

действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.Образовательная цель: расширение понятийной базы за

Слайд 33Структура урока «открытия» нового знания:

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
Этап актуализации

пробного действия;
Этап выявления места и причины затруднения;
Этап построения проекта выхода из затруднения;
Этап реализации построенного проекта;
Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;
Этап включения в систему знаний и повторения;
Этап рефлексии учебной деятельности.
Структура урока «открытия» нового знания:Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;Этап актуализации пробного действия;Этап выявления места и причины

Слайд 34Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ


СДМ обеспечивает каждому ребенку возможность

не просто выполнять некоторые УУД в некоторых заданиях, но создает условия для выполнения на каждому роке всего комплекса УУД, предусмотренных ФГОС.
Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ		СДМ обеспечивает каждому ребенку возможность не просто выполнять некоторые УУД в

Слайд 35Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа

и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

Урок рефлексииДеятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных

Слайд 36Структура урока рефлексии:
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
Этап актуализации и пробного

учебного действия;
Этап локализации индивидуальных затруднений;
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
Этап реализации построенного проекта;
Этап обобщения затруднений во внешней речи;
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
Этап включения в систему знаний и повторения;
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Структура урока рефлексии: Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;Этап актуализации и пробного учебного действия;Этап локализации индивидуальных затруднений;Этап

Слайд 37Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия,

связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

Урок общеметодологической направленностиДеятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий

Слайд 38Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная

цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Урок развивающего контроляДеятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий

Слайд 39Особенности формирования УУД
Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной

системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
Например, чтобы научить обучающегося ставить перед собой цель
1) вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
2) затем предоставить ему возможность узнать, что такое цель, и почему важно самому уметь её ставить;
3) после этого организовать тренинг осознанного применения алгоритма целеполагания;
4) проконтролировать это умение ученика.

Особенности формирования УУДКонцептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит

Слайд 40Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток
Проблематизация прежнего способа

выполнения опыта как недостаточного для получения требуемого результата
Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами
Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный самоконтроль и коррекция
Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами

Этапы формирования универсальных учебных действий

Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попытокПроблематизация прежнего способа выполнения опыта как недостаточного для получения

Слайд 41Литература для дополнительного изучения темы слушателями
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова

О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. С. 158.
Гин, А. Приемы педагогической техники / А.Гин // – М.: Просвещение, 2004.
Губанова, О. М. Теория и методика обучения математике. Ч. 2. Частная методика : учеб.- метод. пособие / О. М. Губанова, М. А. Родионов. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 76 с.
Педагогическая деятельность в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Текст] : методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации (для педагогических работников образовательных учреждений) / [авт.-сост.Д.Ф.Ильясов, М.И.Солодкова, Ю.Ю.Баранова и др.]; МОиН Челяб.обл.; ГБОУ ДПО ЧИППКРО. - Челябинск : ЧИППКРО, 2011. - 174с.
Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Достижение современного качества образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования [Текст]: образовательная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений / [авт.-сост. В.Н.Кеспиков, М.И.Солодкова, А.В.Коптелов и др.]; МОиН Челяб.обл.; ГБОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 248 с.
Преподавание математики в 5-7 классах [электронный ресурс]. − Режим доступа: http://edu.tomsk.ru/teacher_help/57.htm
Савников Ю. А. Формирование универсальных учебных действий современными средствами обучения / Ю. А. Савников, Т. В. Дубовицкая // Alma mater. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
Литература для дополнительного изучения темы слушателямиАсмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В.

Слайд 42Литература для дополнительного изучения темы слушателями
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

[Текст] / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011. - 48с. - (Стандарты второго поколения). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/938
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Т. А. Данельченко, А. В. Ильина и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 74 с. – Режим доступа: http://ipk74.ru//images/stories/ contentimages/documents/2836-4149.pdf.
Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение [Текст] : учебное пособие / А. П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2013. - 63с. - (Стандарты второго поколения). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/2365
Федеральный закон «Закон об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года: Федеральный закон принят Госдумой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://news.sfu-kras.ru/node/11515

Литература для дополнительного изучения темы слушателямиФедеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / М-во образования и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть