Слайд 1Системно-деятельностный подход
как средство реализации современных целей образования
2017 г.
Слайд 2Цель:
познакомить слушателей с системно-деятельностным подходом как методологической основой федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования
Задачи:
1. Сформировать готовность слушателей к саморазвитию.
2.Рассмотреть особенности проектирования образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
3.Расскрыть возможности системно-деятельностного подхода для активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Слайд 35. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
формирование готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
I. Общие положения
Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897)
Слайд 4Деятельностный подход
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его
привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать –
вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории
учебной деятельности…»
Галина Анатольевна Цукерман, доктор псих. наук
Слайд 5Пирамида усвоения учебного материала (по Эдгару Дейлу)
Слайд 8СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПОДХОД (СДП)
Системно-деятельностный подход (СДП) – это деятельностный подход, основывающийся на общих законах деятельности, описанных
в теории деятельности.
В.В. Давыдов (Теория развивающего обучения, 1996)
«… достаточно убедительные ответы на свои вопросы психологи и педагоги смогут получить, лишь опираясь на науки о человеческой деятельности…»
Слайд 9Технологии системно-деятельностного подхода..
Слайд 10СВЯЗЬ МЕЖДУ ДП И СДП
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:
Какой геометрической фигуры не хватает?
Слайд 11СВЯЗЬ МЕЖДУ ДП И СДП
1) система «ЧЕЛОВЕК»
2) система «СИММЕТРИЯ»
РЕШИТЕ ЗАДАЧУ:
Какой
геометрической фигуры не хватает?
ВЫВОД: СДП позволяет обеспечить не случайное, надежное разрешение имеющихся сегодня проблем математического образования методом КОНКРЕТИЗАЦИИ.
Слайд 12Сколько теорий деятельности существует? Какие это теории?
Теория деятельности
Л.С. Выготского,
А.Н.
Леонтьева и др.
(психологическая версия)
Теория деятельности
О.С. Анисимова (ММПК)
(методологическая версия)
Теория деятельности
Г.П. Щедровицкого и др.
(социотехническая версия)
Слайд 13Схема-аксиома «Воспроизводимая деятельность»
1 – субъект деятельности по норме N
2 –
пространство рефлексии
деятельности (инструмент РФСО)
3 – ресурсы
4 – средства контроля, соответств. N
5 – способности к выполнению N
6 – понимание нормы N
7 – мотивация к деятельности по
норме N
8 – пространство деятельности
9 – исходный материал
10 – средства деятельности
11 – способ деятельности
12 – преобразование исходного
материала
13 – продукт деятельности
.
14 – процесс контроля
и рефлексия деятельности
15 – выход из деятельности
ПОДГОТОВКА
РЕАЛИЗАЦИЯ
ОКОНЧАНИЕ
Слайд 14Задание 1
Определите исходный материал и продукт деятельности:
а) ученика;
б)
учителя.
Задание 2
Сформулируйте определения :
а) ученика;
б) учителя (в деятельностной парадигме образования).
ЗАДАНИЕ слушателям
Слайд 15УЧЕНИК как субъект
учебной деятельности
Исходный материал – исходный уровень ЗУНС и
личностных качеств (I)
Продукт – конечный уровень ЗУНС и личностных качеств (I + )
УЧЕНИК – человек, который под руководством учителя осуществляет самоизменение своих ЗУНС и осваивает инструменты саморазвития для успешной социализации.
«Ничему нельзя научить, можно только научиться».
К.С. Станиславский
Слайд 16УЧИТЕЛЬ как субъект
профессиональной деятельности
Исходный материал – неорганизованный процесс самоизменения учеников.
Продукт –
организованный процесс самоизменения учеников (в результате у них возникает личностное новообразование )
УЧИТЕЛЬ – человек, организующий самоизменение и саморазвитие ученика.
Слайд 17Дидактические принципы построения урока в режиме системно-деятельностного подхода
Принцип деятельности
Принцип непрерывности
Принцип целостности
Принцип
минимакса
Принцип психологической комфортности
Принцип вариативности
Принцип творчества
Слайд 18Принцип непрерывности
означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии,
содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Слайд 19 Проблема:
снижение учебной успешности у значительной
части учащихся при переходе из начальной ступени в среднюю вследствие рассогласованности образовательного процесса на ступенях школы на организационном, содержательном и методическом уровнях
Слайд 20Принцип целостности
предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом
себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук)
Слайд 21Принцип минимакса
заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования
на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний)
Слайд 24Принцип вариативности
предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию
решений в ситуациях выбора.
Слайд 25Принцип творчества
означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся
собственного опыта творческой деятельности
Слайд 26Принцип психологической комфортности
предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в
школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения
Слайд 27Принцип деятельности
заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом
виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Слайд 28Схема-аксиома
«Рефлексивная самоорганизация»
3
7
1 – выполнение нормы, которое привело к затруднению
2 –
фиксирование затруднения («я не могу решить данную конкретную задачу …»)
3 – выход в пространство мышления
4 – выявление места затруднения (И – исследование)
5 – выявление ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЯ
(К – критика)
6 – построение проекта выхода из затруднения (П – проект)
7 – возврат в деятельность
8 – реализация проекта
Слайд 29Технологии системно-деятельностного подхода..
Структура учебной деятельности
(педагогическая версия)
Слайд 30Технология деятельностного метода –
механизм качественного достижения новых результатов образования
мотивация к
учебной деятельности
актуализация знаний
проблемное объяснение нового знания
первичное закрепление во внешней речи
самостоятельная работа с самопроверкой (внутренняя речь)
включение нового знания в систему знаний и повторение
итог урока
Слайд 32Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу
действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Слайд 33Структура урока «открытия» нового знания:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
Этап актуализации
пробного действия;
Этап выявления места и причины затруднения;
Этап построения проекта выхода из затруднения;
Этап реализации построенного проекта;
Этап первичного закрепления с проговариванием в речи;
Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону;
Этап включения в систему знаний и повторения;
Этап рефлексии учебной деятельности.
Слайд 34Этап 4. ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ
СДМ обеспечивает каждому ребенку возможность
не просто выполнять некоторые УУД в некоторых заданиях, но создает условия для выполнения на каждому роке всего комплекса УУД, предусмотренных ФГОС.
Слайд 35Урок рефлексии
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа
и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Слайд 36Структура урока рефлексии:
Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
Этап актуализации и пробного
учебного действия;
Этап локализации индивидуальных затруднений;
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
Этап реализации построенного проекта;
Этап обобщения затруднений во внешней речи;
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
Этап включения в систему знаний и повторения;
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Слайд 37Урок общеметодологической направленности
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия,
связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
Слайд 38Урок развивающего контроля
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная
цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Слайд 39Особенности формирования УУД
Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной
системе Л.Г. Петерсон («Школа 2000...»), состоит в следующем: универсальные учебные умения формируются тем же способом, что и любые умения.
Например, чтобы научить обучающегося ставить перед собой цель
1) вначале надо сформировать у него опыт целеполагания;
2) затем предоставить ему возможность узнать, что такое цель, и почему важно самому уметь её ставить;
3) после этого организовать тренинг осознанного применения алгоритма целеполагания;
4) проконтролировать это умение ученика.
Слайд 40Приобретение первичного опыта выполнения действия в ходе пробных попыток
Проблематизация прежнего способа
выполнения опыта как недостаточного для получения требуемого результата
Формирование нового способа (алгоритма) действия, установление первичных связей с имеющимися способами
Тренинг по применению нового способа, приобретение умения, промежуточный самоконтроль и коррекция
Итоговый контроль и установление системных связей с имеющимися способами
Этапы формирования
универсальных учебных действий
Слайд 41Литература для дополнительного
изучения темы слушателями
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова
О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. С. 158.
Гин, А. Приемы педагогической техники / А.Гин // – М.: Просвещение, 2004.
Губанова, О. М. Теория и методика обучения математике. Ч. 2. Частная методика : учеб.- метод. пособие / О. М. Губанова, М. А. Родионов. – Пенза : Изд-во ПГУ, 2014. – 76 с.
Педагогическая деятельность в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования [Текст] : методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации (для педагогических работников образовательных учреждений) / [авт.-сост.Д.Ф.Ильясов, М.И.Солодкова, Ю.Ю.Баранова и др.]; МОиН Челяб.обл.; ГБОУ ДПО ЧИППКРО. - Челябинск : ЧИППКРО, 2011. - 174с.
Педагогическая деятельность в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Достижение современного качества образования на основе государственно-общественного управления реализацией основных образовательных программ общего образования [Текст]: образовательная программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) для педагогических и руководящих работников образовательных учреждений / [авт.-сост. В.Н.Кеспиков, М.И.Солодкова, А.В.Коптелов и др.]; МОиН Челяб.обл.; ГБОУ ДПО ЧИППКРО. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – 248 с.
Преподавание математики в 5-7 классах [электронный ресурс]. − Режим доступа: http://edu.tomsk.ru/teacher_help/57.htm
Савников Ю. А. Формирование универсальных учебных действий современными средствами обучения / Ю. А. Савников, Т. В. Дубовицкая // Alma mater. – 2014. – № 1. – С. 74-79.
Слайд 42Литература для дополнительного
изучения темы слушателями
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
[Текст] / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2011. - 48с. - (Стандарты второго поколения). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/938
Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Т. А. Данельченко, А. В. Ильина и др. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 74 с. – Режим доступа: http://ipk74.ru//images/stories/ contentimages/documents/2836-4149.pdf.
Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение [Текст] : учебное пособие / А. П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192с.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки РФ. - М. : Просвещение, 2013. - 63с. - (Стандарты второго поколения). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: минобрнауки.рф/документы/2365
Федеральный закон «Закон об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года: Федеральный закон принят Госдумой 21 декабря 2012 года и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://news.sfu-kras.ru/node/11515