Слайд 1МОБУ Усть - Ярульская сош
Учитель - дефектолог
Бондарева Анна Михайловна
Август 2016
Использование
оборудования на занятиях дефектолога с обучающимися ОВЗ
Слайд 2«Логические блоки Дьенеша »
Золтан Дьенеш - всемирно известный венгерский педагог и
математик, профессор. Основатель игрового подхода к развитию детей "Новая математика" ("New Mathematics"), идея которого заключается в освоениидетьми математики посредством увлекательных логических игр, песен и танцев. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступны, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные
процессы (восприятие, память, внимание и
воображение).
Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет
разнообразные предметные действия
(разбиение, выкладывание по определенным
правилам, перестроение и др.).
Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет.
Слайд 3«Логические блоки Дьенеша »
Логический материал представляет собой набор из 48 логических
блоков, различающихся четырьмя свойствами:
1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
2. цветом - красные, желтые, синие;
3. размером-большие и маленькие;
4. толщиной-толстые и тонкие.
Логические блоки изготавливаются из дерева или пластика разной толщины. Примерные размеры больших и маленьких фигур (в см) следующие:
Слайд 4Толстые блоки должны быть толще тонких, по крайней мере, в два
раза.
Наборы плоских логических фигур можно сделать из картона или пластика по примеру логических блоков. Отличительная особенность таких наборов — одинаковая толщина всех фигур. Размеры фигур примерно такие:
В зависимости от возраста детей можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук).
Слайд 5Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5 см), на которых
условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому мышлению.
Слайд 6Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные представления.
Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование).
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
Развивать знания, умения и навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных задач.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
Задачи:
Слайд 7Первое задание — найдите все
блоки как эта фигура (по
цвету,
по форме) красный треугольник
Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.
Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры).
а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);
б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);
в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.
Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).
Найдите не такую фигуру
как эта (по цвету, по форме) синий квадрат
Формы организации работы с логическими блоками.
Слайд 8Логико-математические игры способствуют развитию таких умственных операций как классификация, группировка предметов
по свойствам, абстрагирование свойств от предмета. дети учатся догадываться, доказывать.
Слайд 94 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:
для развития
умений выявлять и абстрагировать свойства
для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
для развития действий классификации и обобщения;
для развития способности к логическим действиям и операциям.
Вашему вниманию предлагается игра с алгоритмами
«Построй дорожку»
Цель: развивать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач.
Ход игры: перед детьми – таблица, на полу – блоки. Игровая задача: построить дорожки для пешеходов и автомобилей в городе. Правила построения дорожек записаны в таблице.
Слайд 10Умение детей оперировать полученными знаниями
помогает
в конструировании, аппликации, рисовании по образцу:
сначала путем накладывания
затем самостоятельного выкладывая
рисования фигуры на чистом листе.
Подбери недостающие блоки
Ориентировка на листе бумаги
Слайд 12Игра «Художники»
Цель: развитие умения анализировать форму предметов, развитие умения
сравнивать по их свойствам, развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения композиции)
Развивающая среда: «Эскизы картин», листы цветного картона, дополнительные детали из картона для составления композиции картины, набор блоков.
Ход игры: детям предлагается «написать картины» по эскизам. Одну картину могут «писать» сразу несколько человек. Дети выбирают «эскиз» картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена— выбирается тонкий блок, если закрашена — толстый. В конце работы дети придумывают название своим картинам.
Слайд 13Игра «Найди свой домик»
Цель: закреплять умение различать цвет, форму. Формировать представление
о символическом изображении предметов. Учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету и форме.
Развивающая среда: Ленты красного, желтого, синего и белого цвета (можно из бумаги) геометрические фигуры: круг (З. штуки — красного, желтого, синего цвета); квадрат — (З.штуки — красного, синего, желтого цвета); треугольник (З. штуки - красный, синий, желтый), «чудесный мешочек».
Ход игры: В лесу дети идут по дорожке белого цвета, которая расходится на три цветных дорожки: желтого, синего и красного цвета. Каждая дорожка приводит к домику — обручу, где живут геометрические фигуры (круг, квадрат и треугольник), но чтобы попасть в домик, нужен ключ. В чудесном мешочке дети находят волшебные фигурки — ключик. По сигналу воспитателя дети бегут по своей дорожке к домику и занимают место своей фигурки. Играть можно и с детьми младшего возраста и с детьми старшего
возраста, предварительно усложнив правила.
Блоки Дьенеша прекрасный материал
для замещения любых предметов в
сюжетно — ролевых играх.
Слайд 14Играя в предлагаемые в комплекте игры , ребенок учится сравнивать, обобщать,
классифицировать предметы по нескольким признакам. Кодировать - декодировать информацию с помощью специальных символов. Знакомится с алгоритмами. Закрепляет умение складывать и вычитать.
Слайд 15Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности: на
занятиях (как по развитию математических способностей, так и на развитии речи – поскольку перед воспитателем старшей и тем более подготовительной группы стоит задача научить ребенка звукобуквенному анализу слова, а в дальнейшем и чтения, то блоки очень могут помочь в вычленении изучаемого звука в слове, месте его в слове, а в дальнейшем и квази-письма, пока ребенок не научится писать буквы и слова), в изодеятельности, в настольно-печатных играх, в сюжетно-ролевых играх, в подвижных играх, в дидактических играх, вне занятий в развивающей среде группы. Еще раз хочется подчеркнуть, что деление игр по возрасту условно, все зависит от уровня индивидуального развития ребенка, его игрового опыта с блоками Дьенеша.
Слайд 19Развивающие игры Каналетто, Колоретто, Виколетто.
Каждая развивающая игра содержит по100 карточек. Карточки
должны стыковываться по цвету.
Каналетто- зелёные карточки с жёлтой окантовкой.
Колоретто – чёрные карточки.
Виколетто –разноцветные карточки. Развивающие игры способствуют развитию мышления, воображения, мелкой моторики, познавательной деятельности обучающихся.
Слайд 26Развивающие игры Каналетто, Колоретто, Виколетто вызывают большой интерес у обучающихся с
ЗПР, лёгкой умственной отсталостью и обучающихся с ОВЗ по программе образовательной школы.
Слайд 27Использование дидактического материала Фридриха Фрёбеля
Слайд 28Использование этих материалов развивает у детей способность наблюдать, развивает пространственное мышление,
сенсорное восприятие. А также способствует развитию творческих способностей, развитию речи и зрительно-моторной координации.
Дети играя, знакомятся с геометрическими фигурами и телами, числами, учатся сортировать, классифицировать, сравнивать, считать, складывать, составлять последовательности, вычитать.
Одна из образовательных целей использования дидактических материалов Ф.Фребеля: научить решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников и младших школьников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих материалов дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Слайд 29Учебный набор «Дары Фрёбеля»
Деревянные наборы в деревянных ящиках.
Состоят из нескольких
вариантов заданий.
Набор «Мозаика».
Набор «Шнуровка» (только из геометрических фигур).
Слайд 33
Набор «Деревянные геометрические фигуры и тела»
Слайд 37Геометрические деревянные фигуры и тела хорошо использовать на занятиях по математике,
при счёте, конструировании, как раздаточный наглядный счётный материал.
Слайд 39Комплекс оборудований для организации коррекционной работы с детьми с нарушением интеллекта.
Набор
«Цветные кольца»
Для формирования элементарных математических представлений и познавательной деятельности у умственно отсталых учащихся.
Слайд 40Набор «Логика»
Для формирования элементарных математических представлений и познавательной деятельности у обучающихся
с умеренной умственной отсталостью . Для формирования зрительного восприятия, памяти.
Слайд 41Набор «Открой геометрические фигуры в повседневной жизни»
Слайд 42Набор «Геоборт»
Для работы на занятиях по математике. С помощью резинки изображать
различные геометрические фигуры, цифры, элементы букв. Для развития мелкой моторики, зрительного восприятия, воображения.
Слайд 43Набор «Осикординат»
Для работы на уроках математики в старших классах с учащимися
с умственной отсталостью и ЗПР.
Слайд 44Набор «Временная подготовка»
Для работы по теме «Временные представления», чем могут быть
заняты дети в разное время суток.
Слайд 45Набор «Геометрический конструктор»
Слайд 47«Графические дорожки»
Ученик работает с помощью маркера.
Слайд 49Сенсорные игрушки (собрать кольца по цвету или по образцу). Осьминог, улитка,
змейка, черепашка.
Слайд 51Д\И «Хорошие манеры в школе и дома» 16 пар карточек.