Слайд 1«Взаимодействие семьи
и школы»
Слайд 2 Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с родителями.
Задачи:
проанализировать школьную
систему воспитания по взаимодействию семьи и школы;
выявить наиболее эффективные формы взаимодействия школы и семьи.
Слайд 3Задачи взаимодействия
Подготовка ребёнка к саморазвитию и самовоспитанию
Воспитание гармонически развитой творческой личности
обучающихся
Привитие навыков здорового образа жизни
Развитие интересов, склонностей, способностей обучающихся
Формирование активной жизненной позиции родителей и обучающихся
Слайд 4Направления
Изучение семей обучающихся
Психолого-педагогическое просвещение родителей
Привлечение родителей к управлению образовательным
учреждением, образовательным
процессом
Совместная деятельность родителей
и обучающихся
Слайд 5Основы взаимодействия педагогов с родителями
«Как можно меньше вызовов в школу
родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновней отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», – и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, душе, в тетради, дневнике, – все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
В.А. Сухомлинский
Слайд 6 При формировании структуры образования XXI века, имея в перспективе задачу воспитания
«человека и гражданина», необходимо делать ставку на воспитательный потенциал семьи.
Приоритетными направлениями деятельности определены:
а) здоровье,
б) образование,
в) социализация,
г) готовность жить в семье и обществе XXI века.
Слайд 7ребенок
Равноправные субъекты воспитания
Слайд 9Критерии взаимодействия
семья
школа
Слайд 12Семья формирует у ребёнка такие базовые понятия, как:
отношение к себе;
стиль отношений
с другими людьми;
нравственные ценности или представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
представления о себе как о мужчине или о женщине;
стремления и идеалы;
смысл жизни;
чувство связи поколений, ощущение сопричастности к своей малой Родине, к своему народу, к своей стране.
Слайд 132017-2018
2019-2020
Социальный паспорт семей
Дети с особенностями психофизического развития 1
Слайд 15СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ
Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной
ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения.
В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?
Слайд 16СИТУАЦИЯ 1
После уроков мама Оли заходит в класс.
Мать. Здравствуйте, я пришла
поговорить с вами. Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?
Мать. Да?! Я не знала.
Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.
Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.
Учитель . О чем вы хотите поговорить?
Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница... Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит-. “Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!” Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике “4” и “3”. Вот за что сегодня “3” по математике?
Учитель. Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо еще дома потренироваться.
Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам еще дома доучивать приходится?
Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочеты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.
Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?
Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.
Мать. Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.
Учитель. Но я пока не могу посадить ее ближе, Оля высокая девочка.
Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.
Слайд 17СИТУАЦИЯ 2
Учительница вызвала а школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской
во время перемены.
Учитель. Вы совершенно перестали следить за сыном
Мать. То есть как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.
Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать вызвала вас в школу?!
Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.
Учитель . Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки ...
Мать. Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.
Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведет себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.
Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках черчения они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашел, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.
Учитель. А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!
Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.
Учитель. В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).
Мать уходит.
Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!
Слайд 18СИТУАЦИЯ 3
Мама пришла в школу по вызову учителя.
Мать. Здравствуйте, М. И.,
получила Вашу записку. Что случилось?
Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось?
Ученик молчит.
Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с ИЗО? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?
Ученик. Да я не ...
Мать . Ну как тебе не стыдно?
Ученик. Да это не я ...
Мать. Сколько можно с тобой разговаривать на эту тему?
Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.
Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?
Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!
Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!
Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.
Мать. Ну все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет.
Слайд 19Формы взаимодействия с семьёй
Сотрудничество
Родительские собрания
«День открытых дверей»
Родительская конференция
Посещение семьи
Консультирование
Совет школы
Родительский комитет
Собрания
совместно с детьми
Внеурочные мероприятия
Мастер-класс
Слайд 20Памятка педагога:
Выработка правил педагогической этики во взаимодействии с родителями учащихся (использование
мозгового штурма).
Учитывайте личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
Ведите беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.
Обращайтесь к родителям по имени и отчеству. Умейте расположить родителей к себе.
Не вызывайте огонь на себя, станьте собеседником, умейте слышать и слушать.
Не оскорбляйте родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке найдите положительные черты и качества.
Хвалите ребенка и родителей при всех, о проблемах говорите индивидуально.
Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
Слайд 21 Эффективное развитие образовательного процесса в школе возможно, если осуществить комплексный подход
к организации учебно-воспитательного процесса на основе партнерства с родителями и общественностью и сформировать устойчивое положительное отношение к школе у учащихся и их родителей посредством участия в различных формах учебно-воспитательной деятельности.
Слайд 22Решение педагогического совета
Классным руководителям обратить внимание на необходимость разнообразия форм проведения
родительских собраний, чаще использовать нетрадиционные формы.
Активизировать деятельность по привлечению родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет).
Проведение в конце учебного года анкетирования родителей учащихся на предмет на предмет удовлетворенности учебным процессом и внеурочной деятельности.
Слайд 23«Прежде чем убеждать других, убедись в этом сам», считал Станиславский, а
я действительно убежден, что «учитель - профессия дальнего действия, главная на Земле!» Я думаю, что и все присутствующие разделяют мою уверенность, что мы – педагоги, люди самой гуманной профессии на Земле. В наших руках прошлое, настоящее и будущее мира. Только мы, имеем возможность, направлять «семейные кораблики» по реке с названием «Жизнь». Поэтому нам необходимо крепко держать штурвал, чётко знать маршрут, уметь вовремя помочь своим подшефным корабликам обогнуть и «подводные камни», и миновать бурю, и пройти все пороги горной реки, и просто уверенно направляться к цели, в солнечную погоду.
Слайд 24Литература
Брюхова В.М. Партнёрство семьи и школы/ В.М. Брюхова – М.: Чистые пруды,
2007. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Управление школой». Вып.4(16)).
Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я. – М.: Просвещение, 2006.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Дереклеева Н. Планирование сотрудничества классного руководителя с родителями учеников. //Школьное планировние. – 2005. № 6. – С.68-108.
Ерофеева Н.Ю., Иванченко С.Н., Левит М.В., Лизинский В.М., Морозова Т.В., Плахова Л.М., Полянская Н.Я. Педсовет: идеи, методики, формы. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
Зинкевич-Евстигнеева Т., Грабенко Т. Шесть шляп мышления. //Школьный психолог. – 2001. № 15. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200101518
Зыкова К.С. Совместная работа школы и семьи. Обобщение опыта работы школы № 28 г. Томска – Т., 2000.
Социализация ребёнка. Взаимодействие школы и семьи /авт.-сост.: В.Е. Шиковец, Е.Н. Пархоць, В.И. Давыдова. Минск: Красико-Принт, 2012. – (Деятельность классного руководителя).
Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. Избр. соч. в 3 т. – М., 1981 г.т.3
Шепелева Г.Г., Сотикова С.В. Классный руководитель и семья: как организовать эффективное взаимодействие. //Воспитание школьников. – 2012. № 5. – С.24–30.
Щекина О.А. Взаимодействие семьи и школы в условиях современного информационного пространства.// Классный руководитель. – 2012. № 5. – С. 19-26.
Часовитина Г.Н. Семья и школа: пути эффективного взаимодействия. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2011/09/24/pedsovet-vzaimodeystvie-semi-i-shkoly-v