Слайд 1ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ ГРУПП
Учитель-логопед МБДОУ № 81 г
Владикавказа
Бязрова Лилия Юрьевна.
Слайд 2В нашем ДОУ осуществляется преодоление недостатков речи у детей с логопедическими
заключениями : общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие.
Положительные результаты достигаются тесным сотрудничеством учителя-логопеда и воспитателей.
Слайд 3В нашем ДОУ работают две группы для детей старшего дошкольного возраста
с ограниченными возможностями в речевом развитии.
Помещения оформлены в соответствии с рекомендациями по созданию речевой среды в группах коррекционной направленности для наиболее полной логопедизации педагогического процесса.
Слайд 4 Основную работу по формированию речевых навыков проводят учителя-логопеды, а
воспитатели включаются в неё на этапе закрепления уже сформированных навыков.
Многие из коррекционных задач решаются нами совместно (развитие коммуникативной функции речи, воспитание речевой активности, обучение грамматически правильной речи и рассказыванию, обогащение и активизация словаря, формирование звуковой культуры речи).
Вместе с этим чётко разграничены функции учителя-логопеда и воспитателей, чтобы исключить возможность дублирования коррекционного материала. Для этого воспитатели присутствуют на занятиях логопеда, а тот в свою очередь посещает отдельные занятия воспитателей с целью контроля за качеством речи детей, а также оказания методической помощи .
Слайд 5В основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:
Принцип
комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
Принцип сотрудничества между учителем-логопедом, воспитателями и детьми
Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
Принцип дифференцированного подхода к логопатам в процессе воспитания у них правильной речи
Слайд 6Деятельность учителя-логопеда предусматривает:
Диагностику уровня речевого развития детей, определение направления работы
Развитие мышления,
памяти, внимания дошкольников
Коррекцию звукопроизношения
Развитие фонематического слуха
Усвоение норм лексико-грамматических категорий
Обучение связной речи, свободному смысловому высказыванию
Формирование речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи
Коррекцию нарушений слоговой структуры
Развитие просодической стороны речи
Профилактику нарушений письма и чтения
Формирование навыков послогового чтения
Совершенствование общей и мелкой моторики
Слайд 7Обязанности работы воспитателей логопедических групп
Обследование всех видов детской деятельности, установление соответствия
их возрастной норме
Создание условий, способствующих активизации речи логопатов
Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программой «Детство», а также индивидуальной работы с детьми по заданию логопеда в вечернее время
Систематический контроль качеством детской речи
Объяснение (при необходимости) заданий учителя-логопеда родителям для закрепления дома пройденного материала
Слайд 8Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы
Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и
общей моторики.
Закрепление произношения поставленных логопедом звуков.
Обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами программы.
Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.
Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.
Формирование связной речи.
Закрепление формирующихся навыков звуко-слогового анализа и синтеза (закрепление навыков чтения и письма).
Слайд 9Формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп в МДОУ № 81
Выполнение
воспитателем заданий учителя-логопеда в вечернее время
Применение воспитателями комплексов самомассажа на физкультминутках
Взаимопосещения занятий
Оформление картотек по разным разделам коррекционной работы
Заседания «Логопедической гостиной»
Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы
Совместный выпуск журнала для родителей о детях «АБВГдейка»
Взаимодействие логопедов и воспитателей в разработке тем по самообразованию
Слайд 10Тематика бесед в «Логопедической гостиной»
Сентябрь. Итоги диагностики, планирование работы на
учебный год.
Октябрь. Формирование речевого дыхания.
Ноябрь. Самомассаж в коррекции речи.
Декабрь. Развитие монологической речи и творческого воображения детей посредством сочинения сказок.
Январь «Формирование лексико-грамматических категорий детей посредством дидактических игр».
Февраль. Обогащение словаря детей в процессе их социально-эмоционального развития.
Март. Совершенствование диалогической речи дошкольников посредством драматизации русских народных сказок.
Апрель. Эти трудные звуки. Систематизация материала по обучению ЗБА.
Май. Подведение итогов коррекционной работы.
Слайд 11«Логопедическая гостиная»
В начале учебного года учитель-логопед знакомит воспитателей с результатами обследования,
проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями.
При определении содержания работы учителя-логопеда знакомит педагогов с перспективным планом, уточняет наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
Слайд 12 Тематика «Логопедических гостиных» охватывает все стороны взаимодействия учителя-логопеда и
воспитателей. Здесь мы обсуждаем новинки литературы, интересные методические находки, вместе апробируем новые пособия или формы работы.
Слайд 13 В рамках «Логопедической гостиной» были опробованы, а теперь применяются
на практике комплексы массажных мероприятий.
На физкультминутках воспитатели применяют комплексы, включающие не только самомассаж артикуляционного аппарата, но и самомассаж пальцев рук, аурикулы.
Слайд 15
Планирование и проведение итоговых мероприятий после прохождения лексической темы
Одной из форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей логопедических групп мы считаем совместное обсуждение итоговых мероприятий после изучения лексической темы или большого блока тем. Данный вид работы позволяет аккумулировать знания детей по данной теме, предусматривает привлечение родителей к жизни детей в ДОУ.
Слайд 16Выполнение воспитателями заданий учителя-логопеда в вечернее время
В целях наиболее
полной логопедизации жизни в наших группах планируем взаимодействие логопедов и воспитателей в соответствии с рекомендациями О.Гомзяк. В её разработках представлена система, охватывающая все направления коррекции речевых нарушений.
Слайд 17 Только тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей МБДОУ
д/с № 81 позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.