Слайд 1Эффективные формы и методы работы с родителями
Слайд 2
Родители были и остаются первыми воспитателями своих детей.
Семья – сильнейший фактор
в жизни ребенка. Она закладывает все его основы в детском возрасте. Ведущие психологи считают, что основные черты характера ребенка формируются в раннем возрасте, до 5 лет.
Семья как важнейший институт социализации личности должна быть в центре внимания и помощи школы.
Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей.
Возрастает роль школы в педагогизации семьи.
Слайд 3
Единые, согласованные требования семьи и школы обеспечивают правильное воспитание. Родителям нужна
система педагогических знаний, умение применять их с учетом индивидуальных особенностей, специфики жизни и возможностей каждой семьи.
Педагог призван строить свою работу с родителями, изучая типы семей и их образовательные потребности.
Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей – соучастниками педагогического процесса.
Слайд 4Типы семей (классификация)
1. По количеству семей (бездетная, малодетная -1 ребенок,
многодетная
- от3<);
2. По составу (неполная, простая, сложная- несколько поколений вместе живут или с другими родственниками, материнская -изначально безбрачная, семья повторного брака);
3. По структуре (с одной брачной парой или более);
4. По лидерству (демократическая, традиционная- лидер мужчина, авторитарная- или деспотичная);
5. По семейному быту;
6. По стажу;
7. По социальному составу в зависимости от национальности, уровня образования, профессии;
8. По качеству отношений и атмосферы в семье(благополучная, неблагополучная, педагогически слабая, дезорганизованная- воспитывается у родственников или бабушки с дедушкой);
Слайд 5
9. По географическому признаку (городская, сельская, отдаленная или кочевая);
10. По типу
потребительского поведения (с «культом денег», интеллектуального типа, смешанного типа);
11. По особым условиям жизни ( студенческая, дистантная- муж на вахтовом методе работы или геолог, жена-домохозяйка; внебрачная);
12. По характеру проведения досуга (открытые -для гостей, закрытые-узкий семейный круг);
13. По социальной активности (реактивные, средней активности, активные);
14. По степени кооперации совместной деятельности (традиционные, коллективные, индивидуалистические);
15. По состоянию психологического здоровья (здоровая, невротическая- эмоционально нестабильная, виктимогенная- были жертвы; семья, где кто-нибудь из членов семьи отбывали срок)
Слайд 6Правила работы с семьей:
Информация (сбор- составление социального паспорта семьи).
Диагностика (рисуночные тесты
«Моя семья», «Цветок», анкеты, опросники).
Анализ- изучение и учет особенностей семьи.
Слушать и соглашаться, быть искренним и естественным, проявлять сочувствие к человеку.
Чувство меры, тактичность, максимум осторожности.
Говорить с каждым на его языке.
Не использовать отрицательных формулировок.
Во время разговора вызывать на положительное(найти что-то хорошее в жизни).
Вести разговор на расстоянии удобном для собеседника.
Внешне нужно быть аккуратной, цвета одежды спокойные, без вычурной косметики и слишком дорогих украшений.
Никогда не жалуйтесь на ученика, попросите помощи, совета – родитель должен быть союзником.
Слайд 7
Для выстраивания партнерских отношений с родителями, следует отходить от привычных, довольно
консервативных форм работы с родителями.
Наиболее эффективно общение учителя с родителями в домашней обстановке для установления контакта.
Родительские собрания являются чуть не единственным источником информации для педагогов об образовательных запросах родителей; степени их удовлетворенности условиями пребывания детей в школе, качеством предоставляемых образовательных услуг и т.п.
Дискуссии, обмены мнениями, опросы, диагностика в рамках собраний дают возможность выявить наиболее востребованные для обсуждения проблемы, связанные с конкретными затруднениями родителей в практике семейного воспитания.
Слайд 8Формы педагогического самообразования
Слайд 9Функции родительского собрания
Слайд 10Почему некоторые родители не ходят на родительские собрания?
Низкая мотивация родителей.
Размытость цели
собрания, непонимание участниками своей задачи.
Негативные переживания «провинившихся» родителей, вызванные порицанием или суровой критикой ведущего собрание.
Пассивность, незаинтересованность участников.
Негативный фон собрания.
Отсутствие «практического выхода», исп-е лишь устной и словесной формы предъявления родителям результата значимого для них обсуждения.
Несоблюдение регламента.
Слайд 11Правила подготовки родительского собрания
Выбрать наиболее благоприятный день и час, чтобы в
это время не было других интересных мероприятий и т.п.
Размещение в виде «круглого стола» или в форме круга.
Подготовить визитки с именами, если плохо знают друг друга.
Придумать вместе с родителями правила для участников собрания.
Установить регламент (ценить время).
Организовать чай для непринужденной обстановки.
Предварительно побеседуйте с родителями, на чей жизн. опыт вы намерены опереться на собрании.