Слайд 1Возрастные особенности младших подростков
Рекомендации педагогам
Педагоги-психологи КГАОУ КЦО:
Гамануха И.С., Баравкова М.М.
Слайд 2Актуальность
К началу младшего подросткового возраста меняется социальная ситуация, происходит смена ведущей
деятельности, что приводит к предъявлению новых требований к личности, повышению умственных, эмоциональных и физических нагрузок. Поэтому возрастной период 10-13 лет является переломным этапом в развитии личности, самосознания.
Слайд 3Личностные УУД по ФГОС в 5-7 классах
Самооценка. Оценивать ситуации и поступки
(ценностные установки).
Объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей (личностная саморефлексия, способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учѐбе).
Самоопределяться в жизненных ценностях (на словах) и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность).
Слайд 4Физиологические особенности
Физиологические и психологические изменения отражаются на функциональных состояниях подростка. Дети
10-12 лет часто проявляют повышенную вспыльчивость, обидчивость, прежде всего по отношению ко взрослому. Для поведения нередко характерна демонстративность.
Поведение подростков зачастую бывает непредсказуемым, за короткий период они могут продемонстрировать абсолютно противоположные реакции:
целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Слайд 5Рекомендации
Будьте терпеливы. Скоро настроение ребенка изменится и он придет к Вам
за советом
Постарайтесь понять и принять, объяснить, что Вам больно и неприятно от его бурной негативной реакции. Чтобы подросток мог видеть последствия своих поступков, анализировать их.
Устанавливайте границы дозволенного. Если у ребенка есть негативные эмоции, подскажите, в какое русло их можно направить, чтоб спустить.
Слайд 6Изменение социальной ситуации развития
Характеризуя потребностно-мотивационную сферу младших подростков, можно отметить следующие
моменты:
Появление потребности выйти за рамки школы, приобщиться к жизни и деятельности взрослых;
Соответствия поведения подростка прежде всего собственным требованиям и самооценке; требования окружающих людей отходят на второй план;
Появление потребности найти и защитить свое место в окружающей социальной среде.
Содержание перечисленных потребностей определяет новый вид деятельности для их реализации - общение.
Слайд 7Изменение социальной ситуации развития
В младшем подростковом возрасте наиболее распространенные пути компенсации
неудовлетворенности своим положением в системе взаимоотношений сводятся к стремлению снизить ценность желаемого, к сублимации (замещающей деятельности), фантазии (погружению в мир воображаемых образов), фрустрации (в форме агрессии или ухода).
Слайд 8Рекомендации
Общение должно быть в виде диалога, где существует равенство позиций взрослого и
подростка.
Крайне важно наличие системы последовательных требований, правил и санкций за их нарушение, а также поощрений.
Слайд 9Открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих
взаимоотношений
Внешне это проявляется в активном интересе к себе: подростки постоянно что-то доказывают друг другу и самому себе; появляется интерес к исследованию себя, уровня развития своих способностей через прохождение тестов, участие в олимпиадах.
Ребенок в подростковом возрасте склонен к уходу в себя, чрезмерно самокритичен и чувствителен к посторонней критики. Поэтому любая оценка со стороны значимых взрослых может вызвать бурную и непредсказуемую реакцию.
Слайд 10Рекомендации
Избегайте оценок личности, напротив, высказывайте отношение к поступкам, к поведению.
Развивайте самосознание
(спрашивайте о смыслах поступков, о намерениях)
Резервами становления мотивации является интерес к совместным коллективным формам работы, интерес к использованию результатов работы в социально-значимых видах деятельности. Ребенок осознает свою значимость, важность в коллективе, учится анализировать свои способности и достоинства, и переносит их затем во взрослую жизнь.
Слайд 11Рекомендации педагогам по организации обучения
с учетом типа темперамента
Темперамент – базовая психологическая
характеристика индивидуальности, основа, на которой строится человеческая личность. Тип темперамента, согласно И.П. Павлову, обусловлен свойствами нервных процессов возбуждения и торможения, их различными сочетаниями. Таких свойств – три:
сила, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители; она характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток;
уравновешенность, которая определяется соотношением процессов возбуждения и торможения;
подвижность как показатель быстрой смены процессов возбуждения и торможения.
Слайд 12Холерик
В поведении ребенка наблюдаются неугомонность, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству,
шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность.
Такой ребенок бурно проявляет эмоции, любит шумные азартные игры. В общении ему всегда нужны сподвижники и зрители. Особенности познавательной деятельности ребенка-холерика: все схватывает на лету и быстро забывает. Предпочитает делать только то, что ему интересно.
Его движения порывистые, резкие, речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Очень легко приспосабливается к новой обстановке, но с трудом – к установленным требованиям.
Слайд 13Рекомендации
Постоянно загружать работой, чередовать виды деятельности.
Для выполнения задания должны быть
очерчены временные промежутки и дисциплинарные требования. Учить его проговаривать сначала вслух, потом про себя этапы работы и следовать своему плану.
Необходима четко регламентированная система поощрений и наказаний, желательно отрицательные оценки давать индивидуально.
Работу стимулирует указание на ошибки.
Чаще спрашивать.
Поощрение проявлений старательности и терпения. Использовать стремление к лидерству через ролевую реализацию.
Слайд 14Сангвиник
Для сангвиника характерны жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромиссам, гибкость, деловитость,
общительность.
Такой ребенок чувствует себя везде как дома, любит общество детей и взрослых, является душой компании, лидер по выбору.
Легко и быстро усваивает новое, как правило, имеет хорошую долговременную и кратковременную память.
Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Адаптация легкая и быстрая.
Слайд 15Рекомендации
Быстрый темп, высокая активность, эмоциональность в процессе работы и представлении результата.
Для выполнения задания следует уточнить временные промежутки и дисциплинарные требования.
Необходимо менять виды деятельности (ставить новые интересные задачи, которые требуют внимания и напряжения), включать его в активную деятельность.
Стимулирование результата за счет оценки.
Публично могут быть отмечены недостатки, сделаны замечания.
Поощрять настойчивость, старательность, целеустремленность, аккуратность, постепенно повышать планку требований, добиваясь устойчивости и результативности.
Слайд 16Флегматик
Основными чертами флегматика являются спокойствие, медлительность, неторопливость, сдержанность, несклонность к риску,
обстоятельность, солидность, малая эмоциональность, сдержанность, миролюбие. При этом тяготеет к положительным эмоциям.
Любит спокойные и тихие игры. Предпочитает одиночество. Неавторитетен среди сверстников.
Медленно запоминает, но схватывает целое. Хорошо развита долговременная память, движения нерасторопные, неторопливые, солидные.
Речь медленная, невыразительная, без жестов и мимики.
Адаптируется долго.
Слайд 17Рекомендации
Спокойный темп работы. Невыраженная активность, эмоциональность.
Требуется время на подготовку к
ответу.
Необходим настрой на работу, работоспособность высокая в середине и конце занятия. Не следует торопить и ограничивать во времени.
Исключить одновременное выполнение нескольких заданий.
Допустимо снижение объема задания.
Обучение самостоятельной оценке своей работы по заданным критериям и рациональному использованию времени при выполнении задания.
Стимулировать включение в работу. Поощрять повышение темпа деятельности.
Слайд 18Меланхолик
Основные черты – робость, застенчивость, замкнутость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, обидчивость,
ранимость, чувствительность и впечатлительность. Характерен высокий уровень тревожности.
Предпочитают тихие уединенные игры. Общительны лишь с близкими людьми.
Движения неуверенные, неточные, суетливые. Речь зачастую интонационно выразительна, но очень тихая, неуверенная. Адаптируется долго и с трудом.
Слайд 19Рекомендации
Письменный опрос предпочтителен.
При устных ответах необходимо подбадривание, создании ситуации успеха.
Не следует сразу спрашивать новый материал.
К концу занятия работоспособность снижается. Нуждается в щадящем режиме, доброжелательном отдыхе.
Осуществлять подбадривающий контроль, т.е. в первую очередь оценивать успехи.
Поощрять старательность, неудачи отмечать деликатно. Переключать внимание на результат деятельности, а не на оценку.
Демонстрировать достижения. Подчеркивать, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Напоминать о прошлых успехах. Не давить на него.
Слайд 20СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
ХОРОШЕГО ДНЯ!