Презентация, доклад на тему Выступление на МО классных руководителей по теме: Роль толерантности как неотъемлемой части в формировании ключевых компетенций школьника в условиях ФГОС

Ключевые компетенциисоциально-политические (активная жизненная позиция в многокультурном обществе);коммуникативные (способность эффективно общаться, сотрудничать, работать в команде);информационные (умения поиска информации,отбора, решение профессиональных задач);личностные (способности самоуправления, использования собственного потенциала, рефлексивные умения).Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю

Слайд 1«Роль толерантности как неотъемлемой части в формировании ключевых компетенций школьника в

условиях ФГОС»
«Роль толерантности как неотъемлемой части в формировании ключевых компетенций школьника в условиях ФГОС»

Слайд 2


Ключевые компетенции
социально-политические
(активная жизненная позиция
в многокультурном обществе);
коммуникативные
(способность эффективно общаться,


сотрудничать, работать в команде);
информационные
(умения поиска информации,
отбора, решение профессиональных задач);
личностные
(способности самоуправления,
использования собственного
потенциала, рефлексивные умения).

Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя.
Франсуа Вийон

Слова в эпиграфе принадлежат средневековому французскому поэту и философу.

«…Однажды учитель истории рассказал нам о древних греках, которые начертали на фронтоне одного из знаменитых храмов: «Познай самого себя». Я учился в пятом классе и, естественно, подумал о том. Что эти греки – довольно странные люди, если сочли нужным сделать именно эту надпись. Мой «пятиклассный ум» не мог представить, что в этом требовании могло содержаться что-то значительное, так как я был совершенно уверен, что знаю себя достаточно хорошо, чтобы над этим задумываться».
Ю.М.Орлов, Восхождение к индивидуальности

ДОЛЖНЫ ФОРМИРОВАТЬ…

Ключевые компетенциисоциально-политические (активная жизненная позиция в многокультурном обществе);коммуникативные (способность эффективно общаться, сотрудничать, работать в команде);информационные (умения поиска

Слайд 3Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур

нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок»
На птичьем дворе. - Славные у тебя детки! - сказала старая утка с красным лоскутом на лапе, - все славные, вот только один... Этот не удался! Хорошо бы его переделать! Бедный утенок просто не знал, что ему делать, куда деваться. И надо же ему было уродиться таким безобразным, что весь птичий двор смеется над ним!.. Так прошел первый день, а потом пошло еще хуже. Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.

Проявление «толерантности» на практике…

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов

Слайд 4Тревога — это беспокойство при мысли о будущих неприятностях, которые чаще всего не

происходят.
Д. Локк
Каждый человек хоть раз испытывал чувство тревоги. Оно возникает в ситуации неопределенности и сопровождается ощущениями напряжения, беспокойства, недобрыми предчувствиями

Широко известный термин «стресс» ввел автор учения о стрессе, канадский психолог Ганс Селье в 1936 году. Он описал два вида стресса: эустресс — конструктивный, мобилизующий стресс, и дистресс — деструктивный, хронический стресс, приводящий к заболеваниям.
Любой межличностный конфликт можно считать стрессом, и только от его участников зависит, будет он конструктивным или деструктивным.

Тревога — это беспокойство при мысли о будущих неприятностях, которые чаще всего не происходят. Д. ЛоккКаждый человек

Слайд 5Определение уровня тревожности
Если вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом

с его номером «+», если нет — «—».
1. У меня бывают головные боли после напряженной работы.
2. Перед важными уроками мне снятся тревожные сны.
3. В школе я чувствую себя неуютно.
4. Мне трудно сосредоточить внимание на объяснении учителя.
5. Если преподаватель отступает от темы урока, меня это сбивает.
6. Меня тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене.
7. Иногда мне кажется, что я почти ничего не знаю о предмете.
8. Если у меня что-то не получается, я опускаю руки.
9. Я часто не успеваю усвоить учебный материал на уроке.
10. Я болезненно реагирую на критические замечания.
11. Неожиданный вопрос приводит меня в замешательство.
12. Мне трудно сосредоточиться на каком-либо задании или предмете.
13. Я боюсь отвечать, даже если хорошо знаю предмет.
14. Иногда мне кажется, что я не смогу усвоить весь учебный материал.
15. Мне больше нравятся письменные ответы, чем устные ответы у доски.
16. Меня тревожат возможные неудачи в учебе.
17. Когда я волнуюсь, я краснею и заикаюсь.
18. Я часто ссорюсь с друзьями из-за пустяков и потом жалею об этом.
19. Психологический климат в классе влияет на мое состояние.
20. После спора или ссоры с друзьями я долго не могу успокоиться.
Обработка и интерпретация результатов: Подсчитайте количество положительных ответов: 0—6 — низкий уровень тревожности 7—13 — средний уровень тревожности 14—20 — высокий уровень тревожности.

Чем меньше у вас положительных ответов, тем спокойней вы реагируете на события. Вас не слишком беспокоят ваши отношения с людьми и ваши успехи в школе…..

Определение уровня тревожностиЕсли вы согласны с утверждением, поставьте в бланке рядом с его номером «+», если нет

Слайд 6Критерии толерантности (по Солдатовой Г. У.):
равноправие (равный доступ к социальным благам,

к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);
взаимоуважение членов группы или общества, добро­желательность и терпимое отношение к различным груп­пам (инвалидам, беженцам и др.);
равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;
возможность следовать своим традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности других членов общества;
сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;
позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.
Критерии толерантности (по Солдатовой Г. У.):равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям

Слайд 7Проявления нетерпимости (по Солдатовой Г. У.):
оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;
игнорирование (отказ в

беседе, в признании);
негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки;
поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополучие и социальные проблемы на ту или иную группу);
преследования, запугивания, угрозы;
дискриминация по признаку пола, сексуальной ориентации и других различий
национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);
фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массо­вый террор);
эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное исполь­зование ресурсов и природных богатств);
осквернение религиозных или культурных символов;
религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);
изгнание (официальное или насильственное);
репрессии
Проявления нетерпимости (по Солдатовой Г. У.):оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;игнорирование (отказ в беседе, в признании);негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки;поиск

Слайд 9Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно

чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.
Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает

Слайд 10Методы и формы работы по развитию толерантности
Первая группа приемов связана с

организацией деятельности детей в классе
Прием «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся из разных групп.
Прием «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
Прием «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
Прием «Ломка стереотипов». Во время беседы педагог стремится к тому, чтобы дети поняли то, что не всегда правильным может быть общественное мнение. Начать такой разговор можно с примера, как ошибается зал, подсказывая во время игры «Хочу быть миллионером».
Прием «Истории про себя». Применяется тогда, когда педагог хочет, чтобы дети больше были информированы друг о друге и лучше поняли друг друга. Каждый может сочинить историю про себя и попросить друзей проиграть ее как маленький спектакль.
Прием «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в значительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.
Прием «Общее мнение». Учащиеся «по цепочке» высказываются на тему отношений с различными группами людей: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным является само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) следует довести соответствующие ограничения (требования) перейти к аналитическим, а затем проблемным высказываниям учащихся.
Методы и формы работы по развитию толерантностиПервая группа приемов связана с организацией деятельности детей в классеПрием «Эстафета».

Слайд 11Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексии
Диалоговая рефлексия это диалог педагога

и ребенка, способствующий формированию отношения ученика к какой-либо значимой проблеме, вопросу, проявляющегося в соответствующем поведении и поступках. Для воспитания толерантности можно применить следующие приемы в рамках проведения рефлексивной беседы с ребенком.
Прием «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить уже не от своего имени, а от его лица.
Прием «Прогнозирование развития ситуации». Во время беседы педагог предлагает высказать предположение о том, как могла развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведется поиск выхода из сложившейся ситуации.
Прием «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определенный интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т. п.
Прием «Встречные вопросы». Учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению.
Вторая группа связана с организацией диалоговой рефлексииДиалоговая рефлексия это диалог педагога и ребенка, способствующий формированию отношения ученика

Слайд 12Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.
Прием

«Сочини конец истории». Детям предлагается завершить предлагаемую историю. Придумать свое завершение проблемы отношений между людьми или животными, которые являются героями литературного произведения.
Прием «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (кинофильмы, песни) любят их товарищи по классу.
Прием «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т. п.).
Прием «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).
Прием «Киностудия». Дети сочиняют пародию на известный фильм, используя сюжеты из их жизни. Потом пытаются изобразить эту пародию.

Диагностика уровня толерантности
Тест Филипса «Определение школьной тревожности» для 5-6 классовМодификация опросника тревожности И. Д. Спилбергера (автор Андреева А. Д.) для 7-11 классов.Методика диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и Д. Арки (в адаптации А. К. Осницкого)Опросник Бойко В. В. «Диагностика толерантных и интолерантных установок личности, проявляющихся в процессе общения.

Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т. д.Прием «Сочини конец истории». Детям предлагается завершить

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть