Слайд 1
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: «ВОСПРИЯТИЕ. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ».
.
Слайд 2ВОСПРИЯТИЕ. ОСНОВНЫЙ СВОЙСТВА И ВИДЫ.
Восприятие — это целостное отражение предметов, ситуаций,
явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Свойства восприятия по классификации А.М.Веккера. 1. Целостность. Целостность восприятия состоит в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент не воспринимаются. 2. Константность. Определяется как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия. 3. Предметность. Способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения. 4. Обобщенность. Каждый воспринимаемый объект мы обозначаем словом - понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом мы ищем в воспринимаемом предмете признаки свойственные всем предметам данного класса. Несмотря на индивидуальную специфичность воспринимаемых объектов, можно по каким-либо признакам отнести их к определенному классу. 5. Избирательность. Это преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Каждый специалист склонен воспринимать в предметах и явлениях то, что его интересует, что он изучает. Поэтому говорят о профессиональном восприятии у людей разных специальностей.
Слайд 4КОМПЛЕКС ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ.
Слайд 5ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
Игра «Чей
домик?» (Развитие зрительного восприятия. Восприятие формы.) Цель. Учить соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные. Оборудование. Четыре коробки из плотного материала, в каждой из них по одной прорези (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик, овал, треугольная призма), по размеру подходящие к прорези. Ход игры. Педагог ставит на стол одну из коробок, например, с круглым отверстием, кладет около нее шар и кубик и говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться: шарик или кубик? Вызывает ребенка и предлагает ему протолкнуть в отверстие одну из форм. Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстию. Другому ребенку предлагает уже другое сочетание форм, например, шар и овал, формы которых не имеют столь четкого различения. В дальнейшем форма коробок меняется, увеличивается их количество до 3—5. Надо помнить, что при выполнении задания результат должен быть закреплен словом
педагога: «Правильно ты подобрал форму, здесь должен находиться шарик (кубик, кирпичик)».
Слайд 6 Игра «Цветные кубики». (Восприятие цвета. Различение цветов). Цель. Учить различать цвета,
ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении; обозначать результат
словами «такой», «не такой»; действовать по подражанию. Оборудование. Крупные пластмассовые кубики по два каждого цвета (красные, желтые, белые, синие, голубые, зеленые). Ход игры (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Взрослый расставляет перед собой и ребенком по 3—4 парных кубика, обращая внимание ребенка на их одинаковость: «Тебе такой, мне такой, тебе такой, мне такой...» Затем предлагает построить
красивые одноцветные башни, показывает, как это делать. Мо-
мент постройки обыгрывает: берет сначала свой красный кубик,
ставит на желтый и тут же выражает недовольство («не такой»),
переставляет на красный, проводит по кубикам рукой сверху вниз,
подчеркивая их однородность. Таким же образом устанавливает
другие кубики. Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает. Ребенок строит башни 2—3 раза. По окончании
педагог хвалит его.
Слайд 7
ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ
Игра «Чудесный мешочек». (Развитие тактильно-двигательного восприятия.)
Цель: Учить выбирать предметы по образцу на ощупь, сопоставлять результаты зрительного и осязательного обследования формы предметов. Оборудование: мешочек из непрозрачной ткани с завяз-
кой, парные предметы. Ход игры: Взрослый по одному предмету ставит на стол. Ребенок, используя зрительный образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. В случае ошибочного выбора предмета ребенку предлагается рассмотреть предмет и дать его словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь другой предмет.
Слайд 8 Игра «Лото». (Развитие зрительного восприятия. Зрительное восприятие формы.) Цель. Учить вычленять
контур предмета, соотносить объемную
форму с плоскостной, узнавать предметы в рисунке, знать их названия. Оборудование. Карточки с изображением трех одноцветных форм (например, на одной — круг, квадрат, треугольник; на другой — круг, овал, квадрат; на третьей — квадрат, прямоугольник, треугольник и т. п.), набор мелких карточек с изображением одной формы для наложения на большие карточки. Ход игры. Каждому ребенку педагог дает большую карточку, а себе берет маленькие карточки, предварительно разложив их по формам. Поднимает одну карточку, например круг, и спрашивает: «У кого такая?» (Форма не называется.) Те, у кого на карточках есть круг, поднимают руки, и педагог раздает им маленькие карточки с кругами, одновременно проверяя правильность выбора: «Молодцы, у меня круг и у вас круг». Дети накладывают маленькие карточки на соответствующее изображение. Затем он переходит к следующей форме и поднимает, например, трапецию. Однако при оценке ответа детей он не называет эту форму, так как с ее названием детей не знакомят, а просто отмечает, что дети сделали правильно. По мере усвоения игры детям дают по две, а затем по три карты. Выбор производится уже не из 3, а из 6—9 форм. В дальнейшем в роли ведущего может быть ребенок, педагог садится среди детей и берет себе большую карту.
Слайд 9 Игра «Найди свою пару». (Восприятие цвета. Зрительное соотнесение цветов.) Цель зрительное
соотнесение цветов. Продолжать учить осуществлять выбор цвета по образцу,
действовать по цветовому сигналу, развивать внимание. Оборудование. Парные флажки разного цвета (например,
два красных, два оранжевых, два желтых и т.д.), бубен. Ход игры. Педагог раздает детям флажки — по одному каждому ребенку. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате, затем по другому сигналу педагога останавливаются и ищут каждый
свою пару — ребенка, у которого флажок такого же цвета. Дети с
одинаковыми флажками берутся за руки, пары встают друг за другом
и под удары в бубен маршируют по комнате. По мере усвоения игры задание усложняется: когда дети пройдут парами по комнате, они снова разбегаются, а педагог подходит к ним и поочередно меняет флажки. Дети должны найти новые пары, ориентируясь на другой цвет флажка.
Слайд 10 Игра «Тук-тук-тук». (Развитие слухового восприятия.
Цель. Учить прислушиваться к неречевым звукам, вызывать внимание и интерес к ним; показать, что неречевые звуки (стук) могут о чем-то сообщать, предупреждать. Оборудование. Кукла, мишка. Ход игры (в игре вместе с детьми участвуют двое взрослых). 1-й вариант. Дети сидят на стульях, один педагог с ними. Раздается стук в дверь. Педагог прислушивается, прикладывает палец к губам, всем видом показывает интерес к звуку. Стук повторяется, усиливается. Педагог встает, идет к двери, открывает ее. Входит второй взрослый с куклой. Радостно: «Кукла пришла! Это она стучала»,— говорит педагог. Кукла предлагает вместе с детьми поплясать. 2-й вариант. Дети сидят так же. Раздается стук в дверь. За дверью оказывается мишка. Педагог садится с ним в круг, где сидят дети, и спрашивает, где он был. Мишка говорит, что он был на улице. Педагог спрашивает, не замерз ли он — на улице холодно, а он без пальто, без шапки. Мишка отвечает, что ему не бывает холодно — у него теплый мех. Педагог предлагает детям по очереди потрогать мишку, погладить его. Мишка обходит всех детей.
Слайд 11 Игра «Чего не хватает?» (Формирование целостного образа предмета.) Цель. Обратить
внимание на то, что при отсутствии какой-либо части целое нарушается; уточнять представление о предметах, о соотношении частей. Оборудование. Сборно-разборные игрушки (игрушки, у которых можно снимать отдельные детали), картинки с изображением предметов, у которых отсутствуют существенные или характерные детали. Ход игры. 1-й вариант. Педагог ставит на стол сборноразборную игрушку без какой-либо важной и легко выделяемой части (например, дом без крыши или машину без колес) и просит сказать, целая ли это игрушка. Если дети говорят, что нет, спрашивает, чего в ней не хватает. После ответа или в случае затруднений достает коробку с деталями. В ней, кроме нужных, имеются и другие детали. Педагог предлагает кому-либо найти в коробке то, чего не хватает. Вместе с ребенком окончательно собирает игрушку. 2-й вариант. Педагог размещает на доске крупное аппликативное изображение какого-либо предмета, просит внимательно рассмотреть, чего не хватает в изображении, что еще надо наклеить. По мере того как дети называют недостающие части, педагог их наклеивает. Когда работа завершена, нужно рассмотреть ее с детьми, раскрывая целое и анализируя детали, составляющие это целое.
Слайд 12 Игра «Найди свою половинку». (Формирование целостного образа предмета.). Цель: обратить
внимание на то, что предметы могут по-разному выглядеть спереди, сзади, сбоку; уточнять представление о предмете. Оборудование. Картинки-половинки, изображающие предметы с разных сторон — спереди и сзади (кукла спереди и та же кукла со спины; мишка спереди и со спины; клоун спереди и со спины; дом спереди и сзади; портфель школьный спереди и сзади; шкаф спереди и сзади; матрешка спереди и сзади; телевизор спереди и сзади и др.), целлофановые мешочки, бубен. Ход игры (проводится подгруппами из 6 детей). Играющие сидят на стульях, расставленных в ряд. Педагог кладет на большой поднос мешочки с картинками и предлагает каждому взять по одному мешочку. По сигналу бубна дети разбегаются по комнате. С окончанием звучания останавливаются, педагог предлагает раскрыть мешочки, достать картинки и найти свою пару, чтобы сесть на стул рядом. Дети достают картинки и сличают их. Затем парами садятся на стулья, складывая картинки так, чтобы получилось единое двустороннее изображение.
Слайд 13 Игра «Где я взял воду». (Развитие тактильно-двигательного восприятия.)
Цель. формировать тактильное различение свойств предметов, познакомить с тактильным различением температуры; учить соотносить качества предметов. Оборудование. Бутылочки или тазики с холодной и теплой водой, картинки (первая пара картинок: на одной изображен чайник, стоящий на плите, на другой — речка в осенний день; вторая пара картинок: на одной — речка зимой с прорубью, на другой — речка летом). Ход игры. Педагог предлагает ребенку угадать, откуда он, налил воду в тазик, раскладывает перед ним две картинки. Ребенок щупает воду и показывает или называет картинку, откуда взята вода. Педагог спрашивает ребенка, как он узнал, т. е. дает возможность самостоятельно сделать вывод: «Теплая вода взята из чайника, который нагрели на плите, а холодная — из речки». В дальнейшем можно использовать другие картинки, сохраняя ту же дидактическую задачу.
Слайд 14 Игра «Платочек для куклы». (Развитие тактильно-двигательного восприятия.) Цель. Узнавать знакомые предметы
на ощупь, опираясь на
один признак — фактуру материала. Оборудование. Три куклы в разных платочках: одна — в шелковом, другая — в шерстяном, третья — в вязаном (крупная вязка), «чудесный мешочек». Ход игры (проводится небольшими подгруппами сначала по два, а затем по три ребенка). Педагог показывает детям трех кукол в платочках: на одной — шелковый платок, на другой — тканевый шерстяной, на третьей — вязаный. Куклы здороваются с детьми, радуются, что пришли в гости. Педагог предлагает посадить их за стол и угостить, но прежде надо снять платочки. Каждый ребенок получает куклу, снимает с нее платок, усаживает за стол. Все платочки поочередно рассматриваются и ощупываются детьми. Педагог предлагает сложить их в мешочек. Потом дети угощают кукол. Куклы благодарят, собираются уйти и просят детей надеть им свои платочки. Дети на ощупь отыскивают платочки в «чудесном мешочке» и с помощью педагога надевают их на своих кукол. Куклы прощаются и уходят.