Слайд 1РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ
Педагог- психолог 2 роты КСВУ Суржко Л.А.
Слайд 2Конфликт - это отсутствие согласия между двумя или более сторонниками людьми
или группами.
Человек должен развивать свои умения регулировать конфликты и тогда он приобретает ключ к познанию себя и окружающих людей.
Слайд 3Возможность человека выходить из конфликтной ситуации «Без потерь», с положительным опытом
определяется умениями:
- анализировать ситуации и свои устремления;
-соотносить их с другими людьми;
-видеть противоречие;
-договариваться о правилах и стратегиях поведения;
-нести ответственность за свои действия
Слайд 4Тренируемся!
Вопросы для обсуждения:
Почему случаются
конфликты ?
В чем заключается опасность конфликтных ситуаций?
Как
действовать, если в коллективе конфликт?
Известны ли вам примеры, когда конфликт принес какую – либо пользу?
(ответы суворовцев- видео сюжеты)
Слайд 5Рассмотрим некоторые конфликтные ситуации .
Слайд 6Как научиться регулировать конфликты, какие действия приводит к их возникновению?
Слайд 7 Тест« Самооценка конфликтности» развивает умения: самооценки , самоанализа
Инструкция. Оцените по 7-балльной
шкале, насколько в вас представлено каждое свойство, приведенное в таблице.
Семь баллов означает, что в вашем поведении всегда проявляется свойство, описанное в левой части таблицы, 1 балл — что оно не проявляется никогда, для вас характерна его противоположность, описанная в правой части таблицы.
Обработка и интерпретация результатов: подсчитайте общую сумму баллов и оцените свою степень конфликтности.
60 и более баллов — высокая степень конфликтности. Зачастую вы сами ищите повод для споров. Не обижайтесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Лучше подумайте, не скрывается ли за таким поведением глубинное чувство собственной неполноценности?
50-60 баллов — выраженная конфликтность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, даже если это может отрицательно повлиять на ваши взаимоотношения с окружающими. За это вас не всегда любят, но зато уважают.
30-50 баллов — конфликтность выражена слабо. Вы умеете сглаживать конфликты и избегать критических ситуаций, но при необходимости готовы решительно отстаивать свои интересы.
15-30 баллов — конфликтность не выражена. Вы тактичны, не любите конфликтов. Если же вам приходится вступать в спор, вы всегда учитываете, как это может отразиться на ваших взаимоотношениях с окружающими.
Менее 15 баллов – для вас свойственно избегать конфликтных ситуаций. Вы предпочитаете отказаться от своих интересов, но избежать какой – либо напряженности в отношениях. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение окружающих?
Слайд 8УРОВЕНЬ КОНФЛИКТНОСТИ суворовцев 2 роты
Слайд 9Конфликт может возникнуть, если вы:
Перебиваете собеседника при высказывании им своего мнения
Придираетесь
по мелочам, проявляете несдержанность
Занижаете личностные особенности и преувеличиваете свои
Постоянно навязываете свою точку зрения
Проявляете открытое недоверие, антипатию
Не желаете признать свои ошибки или чью-то правоту
Угрожаете
Нарушаете физическое пространство
(норма 80-100см)
Слайд 10Как можно разрешать конфликтные ситуации?
Существует 5-ть основных стилей поведения
в конфликтной ситуации:
Соперничество
Сотрудничество
Компромисс
Избегание
Приспособление, уступчивость
Слайд 11Рассмотрим особенности стилей поведения.
Соперничество - стремление добиться своих целей любой ценой,
в ущерб другому человеку, такой человек достигает цели, используя свои волевые качества.
Сотрудничество - сначала формулируются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет обсуждение- это удовлетворение обоюдных интересов
Слайд 12Компромисс - при котором каждая сторона что - то выигрывает и
при этом и теряет - это достигается путем уступок и обмена.
Избегание - уход от конфликтных ситуаций, это значит, что человек не отстаивает свои права, человек стремиться уйти от проблемы, перекладывает ответственность за решение проблемы на другого участника, « тянет время».
Приспособление, уступчивость - принесение в жертву своих интересов ради интересов партнера, без попытки отстаивать собственные идеи, он идет на согласие делает то, что хочет другой участник конфликта.
Слайд 13«Благоразумие в беседе всегда важнее, чем красноречие.» Б. Грасиан
Если все участники образовательного процесса будут уметь слушать и слышать друг друга, то конфликтных ситуаций будет меньше.
Обмен мнениями, терпимость и уважение к позиции других людей, соблюдение правил общения - это то основание, на котором базируется преодоление конфликтов при работе в коллективе.
Слайд 14АЛГОРИТМ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Проанализируйте причину конфликта (Какие действия и поступки
привели к возникновению конфликта? Как вы понимаете суть конфликта?)
Проясните позицию другой стороны (Как оппонент видит проблему? Какие его и ваши действия лежат в основе конфликта?)
Контролируйте свои эмоции (Запишите свои и оппонента эмоции во время конфликта, соответствуют ли эмоции вашему поведению?)
Учитывайте особенности вашего оппонента (Какая из стратегий выше перечисленная соответствует вашему оппоненту и вам?)
Взаимно выслушайте друг друга (В каких вопросах вы сходитесь, в каких расходитесь?)
Предложите возможную стратегию выхода из конфликта. ( Договоритесь о правилах поведения и дальнейших действиях, которые взаимно устраивают, проговорите их.)
Будьте справедливы по отношению к инициатору конфликта (Внимательно и без эмоций выслушайте инициатора конфликта.)
Не расширяйте зону конфликта и его предмет (Сократите число претензий.)
Используйте позитивные формулировки острой ситуации. ( У меня сегодня болит голова, вы не могли бы вы немного потише говорить, я услышал вас).
Ведите спор, не переходя на личности (оскорбляя оппонента, вы сами показываете свою невоспитанность и уровень собственного достоинства.)
Слайд 15Вариант перечня качеств личности,
важных для межличностного общения.
Эмпатия;
Доброжелательность;
Конкретность;
Инициативность;
Открытость;
Умение слушать;
Тактичность;
Гибкость.
Слайд 16Спасибо за внимание!
Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет.
Тот,
кто слишком торопится, ничего не достигнет.
Тот, кто виден всем, не может быть ясным.
Тот, кто считает себя правым, не может быть лучше.
Тот, кто заставляет себя, не достигнет успеха.
Тот, кто жалеет себя, не может совершенствоваться…
Лао-цзы. Дао дэ цзин.