Презентация, доклад на тему Трудности социально-психологической адаптации в начальной школе

Такая «банальная» адаптация…Т.В. Дорожевец предлагает трехкомпонентную модель адаптации ребенка к условиям школьного обучения. 1) академическая, характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни;2) социальная, отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его

Слайд 1«Трудности социально-психологической адаптации в начальной школе"
Коныжева Лариса Вячеславовна
педагог-психолог Дмитровской гимназии «Логос»


Материал подготовлен для регионального научно-практического семинара педагогов-психологов образовательных учреждений Московской области «Профилактика девиантного поведения обучающихся: от школы до колледжа и ВУЗа», 18 апреля 2018 года
«Трудности социально-психологической адаптации в начальной школе

Слайд 2Такая «банальная» адаптация…
Т.В. Дорожевец предлагает трехкомпонентную модель адаптации ребенка к условиям

школьного обучения.
1) академическая, характеризующая степень соответствия поведения ребенка нормам школьной жизни;
2) социальная, отражающая успешность вхождения ребенка в новую социальную группу в виде принятия его одноклассниками, достаточное количество коммуникативных связей, умение решать межличностные проблемы и т. д.;
3) личностная, характеризующая уровень принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности; выражается в виде соответствующих самооценки и уровня притязаний.

В исследовании Г.М. Чуткиной выявлено 3 уровня адаптации детей к школе.
1. Высокий уровень адаптации.
2. Средний уровень адаптации.
3. Низкий уровень адаптации. Ученик отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Такая «банальная» адаптация…Т.В. Дорожевец предлагает трехкомпонентную модель адаптации ребенка к условиям школьного обучения. 1) академическая, характеризующая степень

Слайд 3Критерии дезадаптации:
1. Неуспешность ребенка в обучении по программам, соответствующим способностям ребенка,

включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, а также бессистемность знаний и учебных навыков (когнитивный компонент школьной дезадаптации).
2. Постоянные нарушения эмоционально-личностного отношения к отдельным предметам и обучению в целом, к учителям, к жизненной перспективе, связанной с учебой, например, равнодушно безучастное, пассивно-негативное, протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие активно проявляемые ребенком формы отклонений (эмоционально-оценочный, личностный компонент школьной дезадаптации).
3. Систематически повторяющиеся нарушения поведения в школьном обучении и в школьной среде. Неконтактность и пассивно-отказные реакции, включая полный отказ от посещения школы; стойкое антидисциплинарное поведение с оппозиционным, опозиционно-вызывающим поведением, включая активное противопоставление себя соученикам, учителям, демонстративное пренебрежение правилам школьной жизни, случаи школьного вандализма (поведенческий компонент школьной дезадаптации).

К числу факторов, отрицательно влияющих на адаптацию, относятся:
- несоответствие школьного режима санитарно-гигиеническим условиям обучения, ориентированным на средневозрастные нормы, психофизиологическим особенностям физически и психически ослабленных детей;
- несоответствие этим особенностям темпа учебной работы в гетерогенном классе;
- экстенсивный характер учебных нагрузок;
- преобладание отрицательной оценочной ситуации и, возникающие на этой почве «смысловые барьеры» в отношениях ребенка и педагогами;
- повышенный уровень респектации родителей в отношении своего ребенка, невозможность ребенка оправдать их ожидания и надежды и, в связи с этим возникающая психотравмирующая ситуация в семье.

Критерии дезадаптации:1. Неуспешность ребенка в обучении по программам, соответствующим способностям ребенка, включая такие формальные признаки, как хроническая

Слайд 4Формы дезадаптации у младших школьников:
- неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности,

как правило, обусловлена недостаточным интеллектуальным и психомоторным развитием ребенка, отсутствием помощи и внимания со стороны родителей и учителей. Эта форма школьной дезадаптации переживается детьми остро лишь тогда, когда взрослые подчёркивают «бестолковость», «неумелость» детей. + Латентное формирование мотивационной стороны.
- неспособность произвольно управлять своим поведением. На уроках такие дети ведут себя несдержанно, не выполняют правила поведения. Эта форма дезадаптации чаще всего является следствием неправильного воспитания в семье: или полного отсутствия внешних форм контроля и ограничений, которые подлежат интериоризации (стили воспитания «гиперопека», «кумир семьи»), или вынесения средств контроля вовне («доминирующая гиперпротекция»).
- неспособность принять темп школьной жизни (чаще встречается у соматически ослабленных детей, детей со слабым типом нервной системы). Причиной этой формы дезадаптации может быть неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей;
- дезадаптация как результат дезинтеграции норм семейной общности и школьного окружения. Этот вариант дезадаптации возникает у детей, не имеющих опыта идентификации с членами своей семьи. В этом случае они не могут образовать настоящие глубокие связи с членами новых общностей. Во имя сохранения неизменного Я они с трудом вступают в контакты, не доверяют учителю. В других случаях результатом невозможности разрешить противоречия между семейным и школьным МЫ является панический страх расставания с родителями, желание избежать школы, нетерпеливое ожидание конца занятий (т.е. то, что обычно называют школьным неврозом).
Формы дезадаптации у младших школьников:- неприспособленность к предметной стороне учебной деятельности, как правило, обусловлена недостаточным интеллектуальным и

Слайд 5Причины трудностей одаренных детей
Социально-экономические и культурные условия
Физические ограничения (имеют две стороны)
Трудности

усвоения учебных навыков и эмоциональные проблемы
Высокий творческий потенциал и, как следствие, нестандартность и неподчинение правилам
Перфекционизм (двойственная природа)
Неравномерность психологического и социального развития

Причины трудностей одаренных детейСоциально-экономические и культурные условияФизические ограничения (имеют две стороны)Трудности усвоения учебных навыков и эмоциональные проблемыВысокий

Слайд 6Наиболее характерные особенности одаренных детей, которые осложняют их адаптацию:
• Блестящая долговременная

память, свойственная большинству одаренных детей и позволяющая им овладевать огромной и сложной информацией, может сочетаться со слабостью кратковременной памяти, из-за которой им часто трудно повторить только что сказанное.
• Превосходное понимание смысла текста, прочитанного другими, может сочетаться у одаренных детей с трудностями в декодировании букв и слов не только младшем, но даже в среднем и старшем школьном возрасте. Им часто легче шить суть сложной абстрактной концепции на слух, чем справиться с фонематическим и буквенным анализом.
• Одаренные дети с легкостью осваивают работу на компьютере, но часто не могут научиться писать разборчиво.
• Развитая речь и богатый словарный запас могут проявляться только в устной речи, тогда как письменная речь может быть скудной и отставать не толь­ко от устной, но даже и от письменной речи менее способных сверстников.
• Многие одаренные дети гораздо лучше справляются со сложной и напряженной работой, предъявляющей вызов их способностям. Рутинная деятельность, простое запоминание, упражнения на повторение выполняются ими с трудом.

Наиболее характерные особенности одаренных детей, которые осложняют их адаптацию: • Блестящая долговременная память, свойственная большинству одаренных детей

Слайд 7Наиболее характерные особенности одаренных детей, которые осложняют их адаптацию:
• Одаренные дети

часто хорошо рассуждают, но их могут так захлестывать эмоции от желания высказать свои идеи, что они теряют нить рассуждений или нужные слова, и их речь кажется сум­бурной и непродуманной. Нередко им трудно сформулировать свои интересные и творческие идеи для других из-за присущего им эгоцентризма.
• Их превосходное математическое мышление может не замечаться учителем из-за того, что даже несложные вычисления выполняются с трудом. Часто одаренным детям требуются большие усилия, чтобы заучить таблицу умножения и формулы, порой им легче заново выводить эти формулы, чем запомнить наизусть.
• Восприимчивые и сообразительные, иногда даже мудрые не по годам, одаренные дети могут быть безнадежно неорганизованными, например, в работе с тестами.
• Обладая острой наблюдательностью и развитым воображением, они могут быть крайне невнимательными на уроках.
• Они имеют блестящее чувство юмора, находчивы, умеют манипулировать людьми, поэтому часто находят изобретательные способы избегать тех областей, в которых не сильны.

Наиболее характерные особенности одаренных детей, которые осложняют их адаптацию: • Одаренные дети часто хорошо рассуждают, но их

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть