Презентация, доклад на тему Исследовательская работа на тему: Профилактика школьной дезадаптации в среднем звене школы

Содержание

Актуальность темы. Анализируя проблемы адаптации пятиклассников, необходимо начинать профилактическую работу с детьми ещё в начальной школе (в 4 классе). Требует научного осмысления опыт профилактики дезадаптации школьников, что может

Слайд 1Исследовательская работа по теме: «Профилактика школьной дезадаптации в среднем звене школы» Выполнила: Ложкина Елена

Николаевна, учитель МБОУ СОШ №13 г.Кунгура 2014 год
Исследовательская работа по теме:  «Профилактика  школьной дезадаптации  в среднем звене  школы»  Выполнила:

Слайд 2Актуальность темы.
Анализируя проблемы адаптации пятиклассников, необходимо

начинать профилактическую работу с детьми ещё в начальной школе (в 4 классе).
Требует научного осмысления опыт профилактики дезадаптации школьников, что может послужить толчком к разработке рекомендаций для комплексного подхода к предупреждению дезадаптации в среднем звене.

Актуальность темы.      Анализируя проблемы адаптации пятиклассников, необходимо начинать профилактическую работу с детьми

Слайд 3Объект исследования:
адаптивные возможности учеников 4 класса.

Предмет исследования:
профилактика

школьной дезадаптации.

Гипотеза исследования:
профилактическая работа с детьми 4 класса обеспечит профилактику школьной дезадаптации в среднем звене.

Объект исследования:   адаптивные возможности учеников 4 класса.Предмет исследования: профилактика школьной дезадаптации.Гипотеза исследования: профилактическая работа с

Слайд 4 Цель исследования:
Приобретение системы навыков психолого-педагогического сопровождения учебного и внеучебного процессов.
Выявление

адаптивных возможностей учащихся 4 класса.
Проведение профилактической работы с детьми по предупреждению школьной дезадаптации.

Задачи:
Изучить теоретические основы школьной дезадаптации.
Определить уровень адаптации детей 4 класса МБОУ СОШ №13 г.Кунгура на основе диагностических исследований с целью выявления дезадаптивных учеников.
Создать и частично реализовать коррекционно-развивающую программу по предупреждению школьной дезадаптации.
Приобрести навыки работы по ведению и учёту необходимой профессиональной документации.
Формировать навыки профессиональной рефлексии и самоанализа.


Цель исследования:  Приобретение системы навыков психолого-педагогического сопровождения учебного и внеучебного процессов.Выявление адаптивных возможностей учащихся 4

Слайд 5Психологическое содержание ФГОС
Приоритетным является профилактическая работа с детьми

по предупреждению проблем:
социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации),
личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.),
познавательных (недоразвитие отдельных психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).


Психологическое содержание ФГОС   Приоритетным является профилактическая работа с детьми по предупреждению проблем:социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации),

Слайд 6 Школьная дезадаптация - невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением

в условиях той индивидуальной среды, в которой он существует.

Ранние признаки школьной дезадаптации проявляются в виде:
утраты интереса к учебе;
страха перед ситуациями, контролирующими уровень знаний;
отказа отвечать у доски, прогулы, отгороженность;
антидисциплинарные поступки;
повышенная тревожность;
отстранение от взрослых.



Школьная дезадаптация - невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением в условиях той индивидуальной

Слайд 7Виды школьной дезадаптации пятиклассников
1. Интеллектуальная - низкий уровень развития мышления,

несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).
3. Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная - тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.

Виды школьной дезадаптации пятиклассников 1. Интеллектуальная - низкий уровень развития мышления, несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений

Слайд 8Система работы МБОУ СОШ №13 по формированию адаптационно- развивающей среды.
1. Психолого-педагогическое

сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента: изучение личности учащегося; создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения; непосредственную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Работа осуществляется по следующим направлениям:
психологическое просвещение,
диагностика,
консультирование,
коррекционно-развивающая работа,
профилактика.
Система работы МБОУ СОШ №13 по формированию адаптационно- развивающей среды.   1. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает

Слайд 9Система работы МБОУ СОШ №13 по формированию адаптационно- развивающей среды.
2. Создание

в школе педагогической среды, учитывающей особенности дезадаптивных детей.
Наиболее благоприятные организационно-педагогические условия, созданы в специальных (коррекционных) классах 7 вида:
вариативные учебные планы, образовательные и коррекционно-развивающие программы;
наполняемость классов 9-12 человек;
щадящий санитарно-гигиенический, психологический и дидактический режим, с дополнительными услугами коррекционно-развивающего характера;
групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогами и специалистами (психологом, логопедом, социальным педагогом), направленные на развитие и коррекцию школьно-значимых функций, умений и навыков.

Система работы МБОУ СОШ №13 по формированию адаптационно- развивающей среды.  2. Создание в школе педагогической среды,

Слайд 10Система работы МБОУ СОШ №13 по формированию адаптационно- развивающей среды.
3. Освоение и внедрение

в образовательный процесс
инновационных технологий:
здоровьесберегающая;
коррекционно-развивающее обучение;
проектно-исследовательская деятельность;
информационно–коммуникационная технология.

Система работы МБОУ СОШ №13 по формированию адаптационно- развивающей среды.3. Освоение и внедрение в образовательный процесс инновационных

Слайд 11Система работы МБОУ СОШ №13 по формированию адаптационно- развивающей среды.
4. На уровне организации

учебно-воспитательного процесса:
построение образовательной деятельности с учетом уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка, а также сферы преобладающего недоразвития;
включение в обучение в качестве обязательного его компонента различных форм фронтальной и индивидуальной помощи учащимся;
существенная переориентация оценочной деятельности педагога с оценки результатов учебной деятельности детей на оценку процесса деятельности;
оценка процесса и результатов учебной деятельности школьников по критерию относительной успешности.

Система работы МБОУ СОШ №13 по формированию адаптационно- развивающей среды.4. На уровне организации учебно-воспитательного процесса: построение образовательной

Слайд 12Методика диагностики школьной мотивации (Н.Г.Лусканова)
Мотивация — побуждение, вызывающее

активность организма и осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие к совершению действий.
  В тесте 10 вопросов. В каждом из вопросов теста необходимо выбрать один ответ.
Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке «высокий уровень», оценивается в 2 балла; «средний уровень» - в 1 балл; «низкий уровень» - 0 баллов. Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Уровни школьной мотивации у учащихся определяются по следующим диапазонам:
4-20 баллов - высокий уровень;
7-13 баллов - средний уровень;
1-6 баллов - низкий уровень.

Методика диагностики школьной  мотивации (Н.Г.Лусканова)    Мотивация — побуждение, вызывающее активность организма и осознаваемые

Слайд 13Анализ результатов исследования школьной мотивации учащихся 4 класса МБОУ СОШ №13

В данном исследовании участвовали 17 человек 4 класса. Исследование было проведено в марте 2013 года.








Вывод: Высокий уровень мотивации показали 8 чел. (47%)
Средний уровень показали 9 чел. (53%)
Низкого уровня мотивации не выявлено.

Анализ результатов исследования школьной мотивации учащихся 4 класса МБОУ СОШ №13     В данном

Слайд 14 Методика диагностики уровня тревожности (Ч.Филлипс)
Цель методики (опросника) состоит в изучении

уровня и характера тревожности, связанной со школой. Тест состоит из 58 вопросов. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы, на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 24-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности.
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
Общая тревожность в школе;
Переживания социального стресса;
Фрустрация потребности в достижении успеха;
Страх самовыражения;
Страх ситуации проверки знаний;
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих;
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
Проблемы и страхи в отношениях с учителями.

Методика диагностики уровня  тревожности (Ч.Филлипс)  Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера

Слайд 15 Анализ результатов исследования уровня тревожности учащихся 4 класса
Исследование

проводилось в марте 2013г. Участвовали 15 человек 4 класса.
Испытывают общую тревожность, связанную со школой (общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы) – 3 чел.(20%);
переживания социального стресса (эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками) – испытывают 2 чел. (13%);
фрустрацию потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.) – испытывают 7 чел. (47%);
страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённой с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей) – 5 чел. (33%);
5) страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки знаний, особенно публичной, достижений, возможностей) – испытывают 3 чел. (20%);


Анализ результатов исследования  уровня тревожности учащихся 4 класса    Исследование проводилось в марте

Слайд 16Анализ результатов исследования уровня тревожности учащихся 4 класса
страх не соответствовать ожиданиям

окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок) – испытывают 7 чел. (47%);
низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (особенности психофизиологической организации, снижающей приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды) – 2 чел. (13%);
проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка) – 5 чел. (33%).
Если число несовпадений больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребёнка, если больше 75% - о высокой тревожности.
Вывод: Повышенную тревожность испытывают 5 учеников (33%). Детей с высокой тревожностью в классе нет.

Анализ результатов исследования  уровня тревожности учащихся 4 классастрах не соответствовать ожиданиям окружающих (ориентация на значимость других

Слайд 17Результаты диагностики уровня тревожности учащихся 4 класса

Результаты диагностики уровня тревожности учащихся 4 класса

Слайд 18Общие выводы по результатам исследования учащихся 4 класса МБОУ СОШ №13

г.Кунгура

Выводы: 1. Высокий уровень мотивации показали 8 чел. (47%)
Средний уровень показали 9 чел. (53%)
Низкого уровня мотивации не выявлено.
Большинство детей учатся на «4 и 5», с одной-двумя «3» - 3 человека, неуспевающих – нет. Данный класс работает по направлению «Юный инспектор дорожного движения» (по желанию родителей и детей класса).
2. Детей с высокой тревожностью в классе не выявлено.
Повышенную тревожность испытывают 5 человек, что
составляет (33%).
3. В результате диагностики определена группа детей
(5 человек), нуждающаяся в коррекции выделенных
параметров тревожности, именно для них составлена
программа коррекционно-развивающей работы.

.

Общие выводы по результатам исследования  учащихся 4 класса МБОУ СОШ №13 г.КунгураВыводы: 1. Высокий уровень мотивации

Слайд 19Коррекционно-развивающая программа
Цель программы:
Психологическая профилактика дезадаптации

и поддержка детей, имеющих тревожность и страхи при переходе из начального в среднее звено.

Задачи программы:
Снизить тревожность.
Усилить «Я» ребёнка.
Повысить психический тонус ребёнка.
Осуществить контроль над объектом страха.
Повысить уверенность в себе.

Критерии эффективности программы:
повышение уверенности в себе;
снижение тревожности;
снижение количества страхов;
улучшение взаимоотношений ребёнка с окружающими людьми.
 
Коррекционно-развивающая программа     Цель программы:  Психологическая профилактика дезадаптации и поддержка детей, имеющих тревожность

Слайд 20 Методы и техники, используемые в программе:
Релаксация. Подготовка тела и психики к

деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов.
Телесная терапия. Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.

Методы и техники, используемые  в программе:  Релаксация. Подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение

Слайд 21Разработка и реализация мероприятий
1. Классный час на тему: «Что значит

быть настоящим другом?»
Цель: помочь детям разобраться в том, каким должен быть настоящий друг.
2. Мастер-класс: «Формула решения конфликтов в классе»
Цель: формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.
3. Педагогический совет на тему: «Тревожный ребёнок»
Цель: выявление критериев тревожного ребенка и оказание профилактической помощи.
4. Игры на развитие навыков общения.
Цель игры: развитие коммуникативных навыков у детей, создание возможности для самовыражения.
5. Кружок «Школа вежливых наук»
 Цель: формирование навыков общения и  культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
6. Беседа: «Уважайте в себе и других человеческую личность».



Разработка и реализация мероприятий 1. Классный час на тему: «Что значит быть настоящим другом?»   Цель:

Слайд 22 Результаты исследования с помощью U-критерия Манна-Уитни Результаты сравнения групп респондентов до

проведения программы (n=5) и после проведения программы (n=5) в таблице.
Результаты исследования с помощью  U-критерия Манна-Уитни  Результаты сравнения групп респондентов до проведения

Слайд 23Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Слайд 24 Страх самовыражения

Страх самовыражения

Слайд 25Проблемы и страхи в отношениях с учителями

Проблемы и страхи  в отношениях с учителями

Слайд 26Фрустрация потребности в достижении успеха

Фрустрация потребности в достижении успеха

Слайд 27 Анализ эффективности формирующего эксперимента.
1. Диагностика школьной мотивации учащихся 4 класса показала

высокий и средний уровень. Низкого уровня мотивации не выявлено.
2. Диагностика тревожности помогла выявить детей, имеющих повышенный уровень школьной тревожности. Эти дети, перейдя в 5 класс, могут оказаться «в группе риска» (дезадаптированы). Из их числа была сформирована экспериментальная группа в количестве 5 человек.
3. У вышеперечисленных детей преобладают показатели фрустрации потребности в достижении успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
4. Проанализирована работа в МБОУ СОШ №13 г.Кунгура, направленная на профилактику школьной дезадаптации, обобщён имеющийся опыт в работе с детьми.
5. Разработана и частично реализована программа, направленная на снижение уровня тревожности детей, разработаны и проведены мероприятия для детей, учителей и родителей.
6. По результатам контрольного эксперимента выявлена положительная динамика и снижение уровня тревожности детей.
7. Разработаны памятки и рекомендации для учителей и родителей по работе с тревожными детьми.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Анализ эффективности формирующего эксперимента. 1. Диагностика школьной мотивации учащихся 4 класса показала высокий и средний уровень.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть