Слайд 1Исследовательская работа
по теме:
«Профилактика
школьной дезадаптации
в среднем звене
школы»
Выполнила:
Ложкина Елена
Николаевна,
учитель МБОУ СОШ №13 г.Кунгура
2014 год
Слайд 2Актуальность темы.
Анализируя проблемы адаптации пятиклассников, необходимо
начинать профилактическую работу с детьми ещё в начальной школе (в 4 классе).
Требует научного осмысления опыт профилактики дезадаптации школьников, что может послужить толчком к разработке рекомендаций для комплексного подхода к предупреждению дезадаптации в среднем звене.
Слайд 3Объект исследования:
адаптивные возможности учеников 4 класса.
Предмет исследования:
профилактика
школьной дезадаптации.
Гипотеза исследования:
профилактическая работа с детьми 4 класса обеспечит профилактику школьной дезадаптации в среднем звене.
Слайд 4
Цель исследования:
Приобретение системы навыков психолого-педагогического сопровождения учебного и внеучебного процессов.
Выявление
адаптивных возможностей учащихся 4 класса.
Проведение профилактической работы с детьми по предупреждению школьной дезадаптации.
Задачи:
Изучить теоретические основы школьной дезадаптации.
Определить уровень адаптации детей 4 класса МБОУ СОШ №13 г.Кунгура на основе диагностических исследований с целью выявления дезадаптивных учеников.
Создать и частично реализовать коррекционно-развивающую программу по предупреждению школьной дезадаптации.
Приобрести навыки работы по ведению и учёту необходимой профессиональной документации.
Формировать навыки профессиональной рефлексии и самоанализа.
Слайд 5Психологическое содержание ФГОС
Приоритетным является профилактическая работа с детьми
по предупреждению проблем:
социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации),
личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.),
познавательных (недоразвитие отдельных психических процессов – восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).
Слайд 6
Школьная дезадаптация - невозможность обучения и адекватного взаимодействия ребенка с окружением
в условиях той индивидуальной среды, в которой он существует.
Ранние признаки школьной дезадаптации проявляются в виде:
утраты интереса к учебе;
страха перед ситуациями, контролирующими уровень знаний;
отказа отвечать у доски, прогулы, отгороженность;
антидисциплинарные поступки;
повышенная тревожность;
отстранение от взрослых.
Слайд 7Виды школьной дезадаптации пятиклассников
1. Интеллектуальная - низкий уровень развития мышления,
несформированность познавательной мотивации, несформированность учебных умений и навыков.
2. Поведенческая - несоответствие поведения ребенка правовым, и моральным нормам (конфликтность, агрессивность, недисциплинированность асоциалъность).
3. Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми (тревожность замкнутость, чрезмерная зависимость).
4. Эмоциональная - тревога и переживание по поводу проблем в школе, страх перед учителем нежелание посещать школу.
Слайд 8Система работы МБОУ СОШ №13
по формированию адаптационно-
развивающей среды.
1. Психолого-педагогическое
сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента: изучение личности учащегося; создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения; непосредственную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Работа осуществляется по следующим направлениям:
психологическое просвещение,
диагностика,
консультирование,
коррекционно-развивающая работа,
профилактика.
Слайд 9Система работы МБОУ СОШ №13
по формированию адаптационно-
развивающей среды.
2. Создание
в школе педагогической среды, учитывающей особенности дезадаптивных детей.
Наиболее благоприятные организационно-педагогические условия, созданы в специальных (коррекционных) классах 7 вида:
вариативные учебные планы, образовательные и коррекционно-развивающие программы;
наполняемость классов 9-12 человек;
щадящий санитарно-гигиенический, психологический и дидактический режим, с дополнительными услугами коррекционно-развивающего характера;
групповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с педагогами и специалистами (психологом, логопедом, социальным педагогом), направленные на развитие и коррекцию школьно-значимых функций, умений и навыков.
Слайд 10Система работы МБОУ СОШ №13
по формированию адаптационно-
развивающей среды.
3. Освоение и внедрение
в образовательный процесс
инновационных технологий:
здоровьесберегающая;
коррекционно-развивающее обучение;
проектно-исследовательская деятельность;
информационно–коммуникационная технология.
Слайд 11Система работы МБОУ СОШ №13
по формированию адаптационно-
развивающей среды.
4. На уровне организации
учебно-воспитательного процесса:
построение образовательной деятельности с учетом уровня актуального и зоны ближайшего развития ребенка, а также сферы преобладающего недоразвития;
включение в обучение в качестве обязательного его компонента различных форм фронтальной и индивидуальной помощи учащимся;
существенная переориентация оценочной деятельности педагога с оценки результатов учебной деятельности детей на оценку процесса деятельности;
оценка процесса и результатов учебной деятельности школьников по критерию относительной успешности.
Слайд 12Методика диагностики школьной
мотивации (Н.Г.Лусканова)
Мотивация — побуждение, вызывающее
активность организма и осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие к совершению действий.
В тесте 10 вопросов. В каждом из вопросов теста необходимо выбрать один ответ.
Каждый ответ, совпадающий с ключом в строке «высокий уровень», оценивается в 2 балла; «средний уровень» - в 1 балл; «низкий уровень» - 0 баллов. Затем подсчитывается общая сумма баллов.
Уровни школьной мотивации у учащихся определяются по следующим диапазонам:
4-20 баллов - высокий уровень;
7-13 баллов - средний уровень;
1-6 баллов - низкий уровень.
Слайд 13Анализ результатов исследования школьной мотивации учащихся 4 класса МБОУ СОШ №13
В данном исследовании участвовали 17 человек 4 класса. Исследование было проведено в марте 2013 года.
Вывод: Высокий уровень мотивации показали 8 чел. (47%)
Средний уровень показали 9 чел. (53%)
Низкого уровня мотивации не выявлено.
Слайд 14
Методика диагностики уровня
тревожности (Ч.Филлипс)
Цель методики (опросника) состоит в изучении
уровня и характера тревожности, связанной со школой. Тест состоит из 58 вопросов. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы, на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 24-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности.
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
Общая тревожность в школе;
Переживания социального стресса;
Фрустрация потребности в достижении успеха;
Страх самовыражения;
Страх ситуации проверки знаний;
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих;
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу;
Проблемы и страхи в отношениях с учителями.
Слайд 15
Анализ результатов исследования
уровня тревожности учащихся 4 класса
Исследование
проводилось в марте 2013г. Участвовали 15 человек 4 класса.
Испытывают общую тревожность, связанную со школой (общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы) – 3 чел.(20%);
переживания социального стресса (эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, прежде всего со сверстниками) – испытывают 2 чел. (13%);
фрустрацию потребности в достижении успеха (неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.) – испытывают 7 чел. (47%);
страх самовыражения (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённой с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей) – 5 чел. (33%);
5) страх ситуации проверки знаний (негативное отношение и переживание тревоги в ситуации проверки знаний, особенно публичной, достижений, возможностей) – испытывают 3 чел. (20%);
Слайд 16Анализ результатов исследования
уровня тревожности учащихся 4 класса
страх не соответствовать ожиданиям
окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок) – испытывают 7 чел. (47%);
низкая физиологическая сопротивляемость стрессу (особенности психофизиологической организации, снижающей приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды) – 2 чел. (13%);
проблемы и страхи в отношениях с учителями (общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка) – 5 чел. (33%).
Если число несовпадений больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребёнка, если больше 75% - о высокой тревожности.
Вывод: Повышенную тревожность испытывают 5 учеников (33%). Детей с высокой тревожностью в классе нет.
Слайд 17Результаты диагностики уровня тревожности учащихся 4 класса
Слайд 18Общие выводы по результатам исследования
учащихся 4 класса МБОУ СОШ №13
г.Кунгура
Выводы: 1. Высокий уровень мотивации показали 8 чел. (47%)
Средний уровень показали 9 чел. (53%)
Низкого уровня мотивации не выявлено.
Большинство детей учатся на «4 и 5», с одной-двумя «3» - 3 человека, неуспевающих – нет. Данный класс работает по направлению «Юный инспектор дорожного движения» (по желанию родителей и детей класса).
2. Детей с высокой тревожностью в классе не выявлено.
Повышенную тревожность испытывают 5 человек, что
составляет (33%).
3. В результате диагностики определена группа детей
(5 человек), нуждающаяся в коррекции выделенных
параметров тревожности, именно для них составлена
программа коррекционно-развивающей работы.
.
Слайд 19Коррекционно-развивающая программа
Цель программы:
Психологическая профилактика дезадаптации
и поддержка детей, имеющих тревожность и страхи при переходе из начального в среднее звено.
Задачи программы:
Снизить тревожность.
Усилить «Я» ребёнка.
Повысить психический тонус ребёнка.
Осуществить контроль над объектом страха.
Повысить уверенность в себе.
Критерии эффективности программы:
повышение уверенности в себе;
снижение тревожности;
снижение количества страхов;
улучшение взаимоотношений ребёнка с окружающими людьми.
Слайд 20
Методы и техники, используемые
в программе:
Релаксация.
Подготовка тела и психики к
деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения.
Концентрация.
Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.
Функциональная музыка.
Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.
Игротерапия.
Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов.
Телесная терапия.
Способствует снижению мышечных зажимов, напряжения, тревожности.
Арт-терапия.
Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности.
Слайд 21Разработка и реализация мероприятий
1. Классный час на тему: «Что значит
быть настоящим другом?»
Цель: помочь детям разобраться в том, каким должен быть настоящий друг.
2. Мастер-класс: «Формула решения конфликтов в классе»
Цель: формирование бесконфликтных отношений в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу.
3. Педагогический совет на тему: «Тревожный ребёнок»
Цель: выявление критериев тревожного ребенка и оказание профилактической помощи.
4. Игры на развитие навыков общения.
Цель игры: развитие коммуникативных навыков у детей, создание возможности для самовыражения.
5. Кружок «Школа вежливых наук»
Цель: формирование навыков общения и культуры поведения детей, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
6. Беседа: «Уважайте в себе и других человеческую личность».
Слайд 22
Результаты исследования с помощью
U-критерия Манна-Уитни
Результаты сравнения групп респондентов до
проведения программы (n=5) и после проведения программы (n=5) в таблице.
Слайд 23Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
Слайд 25Проблемы и страхи
в отношениях с учителями
Слайд 26Фрустрация потребности в достижении успеха
Слайд 27
Анализ эффективности формирующего эксперимента.
1. Диагностика школьной мотивации учащихся 4 класса показала
высокий и средний уровень. Низкого уровня мотивации не выявлено.
2. Диагностика тревожности помогла выявить детей, имеющих повышенный уровень школьной тревожности. Эти дети, перейдя в 5 класс, могут оказаться «в группе риска» (дезадаптированы). Из их числа была сформирована экспериментальная группа в количестве 5 человек.
3. У вышеперечисленных детей преобладают показатели фрустрации потребности в достижении успеха, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, страх самовыражения, проблемы и страхи в отношениях с учителями.
4. Проанализирована работа в МБОУ СОШ №13 г.Кунгура, направленная на профилактику школьной дезадаптации, обобщён имеющийся опыт в работе с детьми.
5. Разработана и частично реализована программа, направленная на снижение уровня тревожности детей, разработаны и проведены мероприятия для детей, учителей и родителей.
6. По результатам контрольного эксперимента выявлена положительная динамика и снижение уровня тревожности детей.
7. Разработаны памятки и рекомендации для учителей и родителей по работе с тревожными детьми.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!