Слайд 1ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ:
РЕАЛИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР
ГБОУ СОШ №4 ИМ. В.П. ГЛУШКО КЛИМОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
Слайд 2 Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,
которые учитель встречает у
своих учеников.
Отметьте знаком «+»
те свойства, которые Вам
нравятся в учениках,
а знаком «-» те, что
не нравятся.
Слайд 3
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий
на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый своими делами (индивидуалист).
Быстро, «на лету» схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству
или официальному руководителю.
Слайд 4КАКИХ «+» У ВАС БОЛЬШЕ?
Если чётных «+» больше, то
Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
На практике такие учителя встречаются редко!
Слайд 5 Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей,
является вопрос о частоте проявления детской одаренности.
?
Слайд 6Существуют
две крайние точки зрения:
“все дети являются
одаренными”
“одаренные дети
встречаются
крайне
редко”
Слайд 7СЕГОДНЯ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НАЗЫВАЮТ:
детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким уровнем
творческих способностей;
детей, достигших успехов в опреде-ленных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты, спортсмены и т.д.);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Слайд 8УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и
способностями.
Однако не все они развиваются.
Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
Слайд 9УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое
сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.
К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;
По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не
отличаются.
Слайд 10СТЕПЕНЬ ОДАРЕННОСТИ
Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная
группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.
Слайд 11ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ
ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с
хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,
застенчивый пугливый.
Слайд 12Основные виды деятельности
детей
Слайд 14Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»
Слайд 15Актуальная одаренность –
психологическая характеристика ребенка с такими
наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.
Потенциальная одаренность –
это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.
Виды одарённости по критерию
«степень сформированности одарённости»
Слайд 16 проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как
бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.
проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.
Явная одаренность
Скрытая одаренность
Виды одарённости по критерию «форма проявления»
Слайд 17Виды одаренности по критерию
“широта проявлений в различных
видах деятельности”
общая (или интеллектуальная) одаренность
специальная одаренность
Слайд 18
Общая одаренность проявляется по отношению к
различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности.
Психологическим ядром общей одаренности являются интеллектуальные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Слайд 19
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и
может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).
Слайд 20
поздняя одаренность
ранняя одаренность
Виды одаренности по критерию
“особенности возрастного
развития”:
Слайд 21
1.Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у
них родился одарённый ребёнок?
2.В каком возрасте может проявиться одаренность?
Слайд 22СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ.
Слайд 23
Раннее проявление
Трехлетний Моцарт, четырехлетний Ф.Й.Гайдн;
Пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон;
С.С.Прокофьев, выступивший композитором
в 8 лет.
Слайд 24
В период отрочества :
Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15
лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года.
Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком.
Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет.
Слайд 25
В зрелом возрасте
Крылов начал писать в 40 лет,
Аксаков –
в 55 лет;
А.Энштейн- в 45 лет.
Слайд 261. Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере.
Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами.
Виды одарённости по критерию «уровень достижений ребёнка»
Слайд 272. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и
склонности.
Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности.
Слайд 283. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить
о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью.
Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.
Слайд 30Цели и задачи
школы
в работе с
интеллектуальной
одарённостью
Слайд 31Стратегическая цель школы – переход системы педагогического содействия развитию одаренности из
режима управления в режим самоуправления.
Слайд 32Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей интерактивными, коммуникативными навыками и высокими
адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Слайд 33Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально- значимой
реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Слайд 34Развивающая цель - развитие способности одаренных детей к включению в любую
духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей нашего региона, нашей страны и самой личности.
Слайд 35Целями работы учителей с одаренными детьми являются:
выявление одаренных детей;
создание условий,
способствующих их оптимальному развитию.
Слайд 36Принципы обучения
одаренных детей
Слайд 37применение междисциплинарного подхода;
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;
насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы.
Слайд 38 Система образовательного процесса школы, предназначена для удовлетворения
постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках школьной и внешкольной деятельности.
Слайд 39В школе создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей:
ГБОУ СОШ №4
Интернет
-форумы,
-олимпиады
Российские,
региональные, школьные олимпиады
Система творческих конкурсов
Детские научно-практические конференции и семинары
Творческие проекты
Заочные
олимпиады, проекты, конкурсы
Спортивные секции
Кружковая работа
Слайд 40 Учебный материал, применяемый педагогами школы в работе с одаренными
детьми, должны соответствовать следующим требованиям:
Слайд 43ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОМПЛЕКСНУЮ ПРОБЛЕМУ, В КОТОРОЙ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ ИНТЕРЕСЫ РАЗНЫХ
НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН. ОСНОВНЫМИ ИЗ НИХ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ
Слайд 44ПРОБЛЕМЫ
Особенности, присущие одарённому ребёнку.
Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей.
Разработка
программ обучения для интеллектуально одарённых детей.
Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребёнка.
Формы и методы работы с одарёнными детьми.
Слайд 45ОСОБЕННОСТИ,
ПРИСУЩИЕ
ОДАРЕННЫМ
ДЕТЯМ
Слайд 46К ГРУППЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ УЧАЩИЕСЯ, КОТОРЫЕ:
1. Имеют
более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления;
2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность;
3. Испытывают радость от умственного труда;
4. Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.
Слайд 47ПОСЛЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАБОТА С НИМИ ДОЛЖНА ВЕСТИСЬ 2 ГРУППАМИ
ПЕДАГОГОВ:
учителями – предметниками, создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету;
наставник (руководитель кружка,секции, учитель – предметник, классный руководитель, психолог, …) – помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме;
классный руководитель координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.
Слайд 48 В работе с одаренными детьми нужно избегать
2-х крайностей:
возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
Слайд 49 Ведь это в первую очередь дети, которые
не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.
Слайд 50МЕТОДЫ
ВЫЯВЛЕНИЯ
ОДАРЕННЫХ
ДЕТЕЙ
Слайд 51различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе,
во внешкольной деятельности;
специальные психодиагностические тренинги;
экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками;
проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия.
Слайд 52экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей)
профессионалами;
организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».
Слайд 53 Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса должен не только
отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
Слайд 55 Проведение целенаправленных наблюдений за учебой и внеурочной деятельностью
учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:
Слайд 56обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
знакомство с приемами целенаправленного
педагогического наблюдения;
выявление мнения родителей о склонностях, круге интересов, особенностях личностного развития их ребенка;
периодический сбор сведений среди учителей – предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников;
подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности;
длительное наблюдение между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.
Слайд 57К любому ребёнку следует относиться
с надеждой и ожиданием...