Презентация, доклад на тему Тематический педсовет Одаренный дети: реалии, проблемы, перспективы

Содержание

Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что

Слайд 1ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ: РЕАЛИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР

ГБОУ СОШ №4 ИМ. В.П. ГЛУШКО КЛИМОВА НАТАЛЬЯ ЮРЬЕВНА
ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ: РЕАЛИИ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ.   ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО УВР

Слайд 2 Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,

которые учитель встречает у
своих учеников.
Отметьте знаком «+»
те свойства, которые Вам
нравятся в учениках,
а знаком «-» те, что
не нравятся.
Ниже перечислены личностные черты и деловые качества,  которые учитель встречает у  своих учеников.

Слайд 3
Дисциплинированный.
Неровно успевающий.
Организованный.
Выбивающийся из общего темпа.
Эрудированный.
Странный в поведении, непонятный.
Умеющий поддержать общее дело.
Выскакивающий

на уроке с нелепыми замечаниями.
Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
Занятый своими делами (индивидуалист).
Быстро, «на лету» схватывающий.
Не умеющий общаться, конфликтный.
Общающийся легко, приятный в общении.
Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
Не всегда желающий подчиняться большинству
или официальному руководителю.
Дисциплинированный.Неровно успевающий.Организованный.Выбивающийся из общего темпа.Эрудированный.Странный в поведении, непонятный.Умеющий поддержать общее дело.Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.Стабильно успевающий

Слайд 4КАКИХ «+» У ВАС БОЛЬШЕ?
Если чётных «+» больше, то


Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость.
На практике такие учителя встречаются редко!
КАКИХ «+» У ВАС БОЛЬШЕ?  Если чётных «+» больше, то  Вы – нестандартный учитель, умеющий

Слайд 5 Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей,

является вопрос о частоте проявления детской одаренности.

?

Одним из наиболее дискуссионных вопросов, касающихся проблемы одаренных детей, является вопрос о частоте проявления детской

Слайд 6Существуют две крайние точки зрения:
“все дети являются
одаренными”
“одаренные дети
встречаются
крайне

редко”
Существуют  две крайние точки зрения:“все дети являются одаренными”“одаренные дети встречаются крайне редко”

Слайд 7СЕГОДНЯ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НАЗЫВАЮТ:



детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким уровнем

творческих способностей;
детей, достигших успехов в опреде-ленных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты, спортсмены и т.д.);
детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
СЕГОДНЯ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НАЗЫВАЮТ:детей с интеллектом выше среднего;детей с высоким уровнем творческих способностей;детей, достигших успехов в опреде-ленных

Слайд 8УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и

способностями.
Однако не все они развиваются.
Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60‑70 %, то к четырнадцати годам — 30‑40 %, а к семнадцати — только 15‑20 %.
УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИВсе маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.Нераскрытые

Слайд 9УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое

сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.
К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;
По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не
отличаются.

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИИнтеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам

Слайд 10СТЕПЕНЬ ОДАРЕННОСТИ
Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная

группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч.
Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %.
Третья — собственно одаренные (15‑25 %).
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым.
СТЕПЕНЬ ОДАРЕННОСТИПервая — сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более

Слайд 11ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с

хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.
2-й тип – замкнутый, тихий, размышляющий,
застенчивый пугливый.
ТИПЫ ХАРАКТЕРОВ  ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ1-й тип – подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.2-й

Слайд 12Основные виды деятельности детей

Основные виды деятельности детей

Слайд 14Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»

Виды одарённости по критерию «Виды деятельности и обеспечивающие её сферы»

Слайд 15Актуальная одаренность –
психологическая характеристика ребенка с такими

наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.

Потенциальная одаренность –
это психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности.

Виды одарённости по критерию «степень сформированности одарённости»

Актуальная одаренность –   психологическая характеристика ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые

Слайд 16 проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как

бы “сама по себе”), в том числе и при неблагоприятных условиях. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения.

проявляется в деятельности ребенка в менее выраженной, замаскированной форме.

Явная одаренность

Скрытая одаренность

Виды одарённости по критерию «форма проявления»

проявляется в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо (как бы “сама по себе”), в том

Слайд 17Виды одаренности по критерию
“широта проявлений в различных
видах деятельности”

общая (или интеллектуальная) одаренность


специальная одаренность

Виды одаренности по критерию “широта проявлений в различных видах деятельности”   общая (или интеллектуальная) одаренность

Слайд 18
Общая одаренность проявляется по отношению к

различным видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности.


Психологическим ядром общей одаренности являются интеллектуальные способности (или общие познавательные способности), вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Общая одаренность проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает в

Слайд 19
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и

может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.).
Специальная одаренность обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении

Слайд 20
поздняя одаренность

ранняя одаренность
Виды одаренности по критерию
“особенности возрастного
развития”:

поздняя одаренность ранняя одаренность Виды одаренности по критерию “особенности возрастного развития”:

Слайд 21
1.Как Вы думаете, какого возраста должны быть родители, чтобы у

них родился одарённый ребёнок?
2.В каком возрасте может проявиться одаренность?

1.Как Вы думаете, какого возраста  должны быть родители, чтобы у них родился одарённый ребёнок? 2.В каком

Слайд 22СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ.

СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛЮДЕЙ.

Слайд 23
Раннее проявление
Трехлетний Моцарт, четырехлетний Ф.Й.Гайдн;
Пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон;
С.С.Прокофьев, выступивший композитором

в 8 лет.

Раннее проявление Трехлетний Моцарт, четырехлетний Ф.Й.Гайдн; Пятилетний Я.Л.Ф.Мендельсон; С.С.Прокофьев, выступивший композитором в 8 лет.

Слайд 24
В период отрочества :
Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15

лет. Будущий поэт освоил курс всего за два года.
Л. Д. Ландау, поступивший в университет в 13 лет, стал выдающимся физиком.
Дипломат, писатель и полиглот А. С. Грибоедов поступил в Московский университет в 11 лет.

В период отрочества :Ф. И. Тютчев поступил в университет в 15 лет. Будущий поэт освоил курс всего

Слайд 25
В зрелом возрасте
Крылов начал писать в 40 лет,
Аксаков –

в 55 лет;
А.Энштейн- в 45 лет.

В зрелом возрасте Крылов начал писать в 40 лет, Аксаков – в 55 лет;А.Энштейн- в 45 лет.

Слайд 261. Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере.


Однако дети с такой одаренностью имеют, тем не менее, основные отличительные признаки одаренности и должны соответственно оцениваться учителями и школьными психологами.

Виды одарённости по критерию «уровень достижений ребёнка»

1. Способности, превышающие средний уровень способностей их сверстников, в незначительной мере.    Однако дети с

Слайд 272. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и

склонности.
Их одаренность, как правило, является очевидной для окружающих, за исключением случаев так называемой скрытой одаренности.
2. Весьма яркие интеллектуальные, художественные, коммуникативные или какие-то другие способности и склонности.   Их одаренность, как

Слайд 283. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить

о таких детях, как о детях с исключительной, особой одаренностью.
Успешность выполняемой ими деятельности может быть необычно высокой.
3. Способности, настолько превосходящие среднюю возрастную норму, что это позволяет говорить о таких детях, как о детях

Слайд 29Реалии

Реалии

Слайд 30Цели и задачи школы в работе с интеллектуальной одарённостью

Цели и задачи школы  в работе с  интеллектуальной  одарённостью

Слайд 31Стратегическая цель школы – переход системы педагогического содействия развитию одаренности из

режима управления в режим самоуправления.
Стратегическая цель школы – переход системы педагогического содействия развитию одаренности из режима управления в режим самоуправления.

Слайд 32Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей интерактивными, коммуникативными навыками и высокими

адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.
Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей интерактивными, коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Слайд 33Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально- значимой

реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.
Образовательная цель – расширение единого образовательного пространства школы для социально- значимой реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Слайд 34Развивающая цель - развитие способности одаренных детей к включению в любую

духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных потребностей нашего региона, нашей страны и самой личности.
Развивающая цель - развитие способности одаренных детей к включению в любую духовно-практическую деятельность в зависимости от реальных

Слайд 35Целями работы учителей с одаренными детьми являются:
выявление одаренных детей;
создание условий,

способствующих их оптимальному развитию.

Целями работы учителей с одаренными детьми являются:выявление одаренных детей; создание условий, способствующих их оптимальному развитию.

Слайд 36Принципы обучения одаренных детей

Принципы обучения  одаренных детей

Слайд 37применение междисциплинарного подхода;
углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;


насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;
поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;
поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы.
применение междисциплинарного подхода; углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися; насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

Слайд 38 Система образовательного процесса школы, предназначена для удовлетворения

постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей одаренных детей, позволяющая обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках школьной и внешкольной деятельности.

Система образовательного процесса школы, предназначена для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных

Слайд 39В школе создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей:
ГБОУ СОШ №4
Интернет
-форумы,
-олимпиады

Российские,

региональные, школьные олимпиады

Система творческих конкурсов

Детские научно-практические конференции и семинары


Творческие проекты

Заочные
олимпиады, проекты, конкурсы


Спортивные секции

Кружковая работа

В школе создаются условия для индивидуализации обучения одаренных детей: ГБОУ СОШ №4Интернет-форумы,-олимпиадыРоссийские, региональные, школьные олимпиадыСистема творческих конкурсовДетские

Слайд 40 Учебный материал, применяемый педагогами школы в работе с одаренными

детьми, должны соответствовать следующим требованиям:
Учебный материал, применяемый педагогами школы в работе с одаренными детьми, должны соответствовать следующим требованиям:

Слайд 42Проблемы

Проблемы

Слайд 43ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОМПЛЕКСНУЮ ПРОБЛЕМУ, В КОТОРОЙ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ ИНТЕРЕСЫ РАЗНЫХ

НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН. ОСНОВНЫМИ ИЗ НИХ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ
ПРОБЛЕМА ОДАРЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КОМПЛЕКСНУЮ ПРОБЛЕМУ, В КОТОРОЙ ПЕРЕСЕКАЮТСЯ ИНТЕРЕСЫ РАЗНЫХ НАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН. ОСНОВНЫМИ ИЗ НИХ ЯВЛЯЮТСЯ

Слайд 44ПРОБЛЕМЫ
Особенности, присущие одарённому ребёнку.
Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей.
Разработка

программ обучения для интеллектуально одарённых детей.
Какие условия необходимо создать для учения одарённого ребёнка.
Формы и методы работы с одарёнными детьми.

ПРОБЛЕМЫОсобенности, присущие одарённому ребёнку. Методы, способы выявления и обнаружения одарённых детей.Разработка программ обучения для интеллектуально одарённых детей.Какие

Слайд 45ОСОБЕННОСТИ, ПРИСУЩИЕ ОДАРЕННЫМ ДЕТЯМ

ОСОБЕННОСТИ,  ПРИСУЩИЕ  ОДАРЕННЫМ  ДЕТЯМ

Слайд 46К ГРУППЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ УЧАЩИЕСЯ, КОТОРЫЕ:

1. Имеют

более высокие по сравнению с большинством остальных учащихся – сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления; 2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность; 3. Испытывают радость от умственного труда; 4. Высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и не традиционность мышления.
К ГРУППЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ МОГУТ БЫТЬ ОТНЕСЕНЫ УЧАЩИЕСЯ, КОТОРЫЕ: 1. Имеют более высокие по сравнению с большинством

Слайд 47ПОСЛЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАБОТА С НИМИ ДОЛЖНА ВЕСТИСЬ 2 ГРУППАМИ

ПЕДАГОГОВ:

учителями – предметниками, создающими атмосферу эмоциональной включенности, возбуждающими интерес к предмету;
наставник (руководитель кружка,секции, учитель – предметник, классный руководитель, психолог, …) – помогает в научно – исследовательской работе по выбранной теме;
классный руководитель координирует индивидуальную работу всех лиц, заинтересованных в судьбе одаренного учащегося, обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.

ПОСЛЕ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАБОТА С НИМИ ДОЛЖНА ВЕСТИСЬ 2 ГРУППАМИ ПЕДАГОГОВ:учителями – предметниками, создающими атмосферу эмоциональной

Слайд 48 В работе с одаренными детьми нужно избегать

2-х крайностей:
возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со «звездностью».
В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей: возведение ребенка на пьедестал,

Слайд 49 Ведь это в первую очередь дети, которые

не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе.

Ведь это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую

Слайд 50МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ  ОДАРЕННЫХ  ДЕТЕЙ

Слайд 51различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе,

во внешкольной деятельности;
специальные психодиагностические тренинги;
экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями, одноклассниками;
проведение “пробных” уроков по специальным программам, а также включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия.

различные варианты метода наблюдения за детьми (в лабораторных условиях, в школе, во внешкольной деятельности;специальные психодиагностические тренинги;экспертное оценивание

Слайд 52экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей)

профессионалами;
организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т. п.;
проведение психодиагностического исследования с использованием различных психометрических методик в зависимости от задачи анализа конкретного случая одаренности. Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».

экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей (рисунков, стихов, технических моделей) профессионалами;организация различных интеллектуальных и предметных олимпиад,

Слайд 53 Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса должен не только

отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка школы в самые сложные, критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.
Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса должен не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка

Слайд 54Перспективы

Перспективы

Слайд 55 Проведение целенаправленных наблюдений за учебой и внеурочной деятельностью

учащихся для выявления детей, имеющих склонность и показывающих высокую результативность в различных областях деятельности, путем:
Проведение целенаправленных наблюдений за учебой и внеурочной деятельностью учащихся для выявления детей, имеющих склонность

Слайд 56обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
знакомство с приемами целенаправленного

педагогического наблюдения;
выявление мнения родителей о склонностях, круге интересов, особенностях личностного развития их ребенка;
периодический сбор сведений среди учителей – предметников и классных руководителей о наличии одаренных учеников;
подбор материалов и проведение специальных тестов, позволяющих определить наличие одаренности;
длительное наблюдение между результативностью по итогам тестирования и успехами в реальной деятельности;
проведение различных внеурочных конкурсов, олимпиад, позволяющих ребенку проявить свои способности.

обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности; знакомство с приемами целенаправленного педагогического наблюдения; выявление мнения родителей о

Слайд 57К любому ребёнку следует относиться
с надеждой и ожиданием...


К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть