Слайд 1Тема: «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста»
Подготовила:
Учитель – логопед
высшей категории
МБДОУ
№49
Лозовская Е.И
Слайд 2Речь возникает и развивается при наличии нескольких условий:
Нормальное созревание и функционирование
центральной нервной системы (ЦНС) -биологическая
предпосылка.
Наличие общения ребёнка со взрослыми – социальная предпосылка. Важно чтобы взрослый был биологически близок – мать, отец .
Слайд 3Примерные сроки усвоения звуков
Слайд 4Чтобы составить полное представление о речи ребёнка в целом ,необходимо обратить
внимание на следующие параметры:
Понимание речи ;
Оценка речи по звучанию (звукопроизношение );
Фонематический слух;
Связная речь;
Лексико – грамматический строй речи;
Состояние голоса;
Темп речи.
Слайд 5Работа логопеда
По 3 направлениям:
Коррекция произношения
Формирование словаря ( накопление, уточнение , активизация)
Формирование
грамматических умений и навыков
Слайд 6 Советы родителям
Больше разговаривать с ребёнком во время всех видов
деятельности ,таких как приготовление еды, уборка , раздевание , одевание, игра, прогулка и т. д.
Заставляйте ребёнка озвучивать все свои действия (на прогулке, во время игры ) больше говорить.
Не удивляйтесь если во время игры ребёнок сам с собой разговаривает - это хорошо, если он молчит плохо .
Не подавляйте речевую инициативу ребёнка – если он обратился к вам с вопросом или речью его обязательно нужно выслушать до конца и ответить .
Слайд 7Замечайте , какова речь ребёнка в непринуждённой домашней обстановке и в
необычной обстановке (в гостях, на приёме у врача)
Если проблемы в речи наблюдаются в стрессовых ситуациях – у ребёнка психологическая проблема и ему требуется помощь психолога (снятие тревожности , повышение самооценки )
Просите ребёнка пересказывать , рассказывать всё, что он видит (мультфильмы , кино)
Спрашивайте ребёнка , что было сегодня интересного в садике ? Чем кормили ? Как он провёл день ? Что делали на прогулке? И т. д.
В ответ на ваш вопрос просите у ребёнка предложение, а не 1 слово .
Слайд 8Занятие с ребёнком следует проводить ежедневно или через день в форме
игры. Можно проводить их в любое свободное время , например идя по улице.
Упражнения для языка , губ необходимо проводить перед зеркалом , с целью зрительного контроля со стороны ребёнка .
Отрицательные эмоции со стороны родителей такие как нетерпение , недовольство недопустимы.
У ребёнка не может получатся сразу всё. Нельзя фиксировать внимание на неудачах. Необходимо подбодрить ребёнка и сделать то , что у ребёнка уже хорошо получается , напомнив что этого он раньше тоже не мог .
Слайд 9Говорите используя правильно поставленные фразы ,предложения. Ваше предложение должно быть на
1 – 2 слова длиннее , чем у ребёнка.
Озвучивать любую совместную деятельность ребёнка (проговаривать всё, что он делает ; проговаривать всё , что вы делаете вместе ).
Слайд 10Если звук поставлен, необходимо обращать внимание, как ребёнок говорит его во
фразовой речи . Если ребёнок допускает ошибки, то необходимо его спокойно поправить, попросить повторить .
Если звук появился – надо постепенно вводить его в речь , прося ребёнка произносить :
-слоги с этим звуком (ША, ШО, ШИ , АШ, ОШ, УШ,)
-слова, начинаются на этот звук(ШАР, ШУМ)
-слова, имеющие этот звук в середине ,(МАШИНА , ВЕРШИНА)
-слова оканчивающиеся на этот звук (МАЛЫШ, КАМЫШ )
-слова со стечением согласных (ИГРУШКИ , КОШКА )
-фразы с данным звуком (В ШАЛАШЕ ШУРШАЛИ МЫШИ )
Слайд 11Игровые приёмы для развития звукового , слогового анализа и синтеза ,
развития фонематического восприятия и слуха
Придумать слова на заданный звук (чтобы он был в начале , середине и конце слова).
Придумать предложение, чтобы все слова начинались на заданный звук .
Разложить картинки по стопочкам – в зависимости от начального звука (в зависимости от количества звуков, слогов).
Преобразование слов – КОШКА – КАШКА . –Что изменилось ?
Преобразования слов – из букв одного слова составить другое – НОС – СОН и т.д.
Назвать слово произнесённое по отдельным звукам : Д , О , М = ДОМ
Составить слово из слогов , данных в беспорядке .
Слайд 12Игра «Города» - Москва – Анапа – Архангельск – Смоленск –
и т.д.
Составить слово из букв (слогов) разрезной азбуки.
Игра на развитие слуховой и зрительной памяти «Что изменилось ?», «Чего не стало?», «Какие слова мы сейчас называли ?»и т.д.
Игра «Поймай звук» - вы задаёте ребёнку установку на какой-то звук и говорите разные слова, где этот звук есть, а где его нет . Ребёнок хлопает в ладошки, если услышит заданный звук . Если звука в слове нет - хлопать не надо .
Игра «Снежный ком» - даёте ребёнку 1 слово и к этому слову добавляете ещё слова по смыслу : Ваня + читал + книгу + интересную + для бабушки .
Слайд 13Если вы хотите , чтобы ваш ребёнок , стал взрослым ,
добился в жизни успеха , сделал блестящую карьеру , состоялся как личность и чувствовал себя свободным всегда и во всём – тогда учите его говорить !