Презентация, доклад на тему Технология психологического сопровождения старшеклассников в период подготовки к экзаменам

Содержание

Обоснованность технологии психологического сопровождения учащихся 9-11 классов по подготовке к экзаменационным испытаниямдлительная, сочетающая в себе различные формы и методы подготовка к экзаменам дает возможность более осознанно, рефлексивно отнестись к приобретенным в ее ходе знаниям, умениям,

Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ ИСПЫТАНИЯМ

Ожиганова Наталья

Ильинична
педагог-психолог
МБОУ «Гимназия №2»,
г. Саров
ТЕХНОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ  В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАЦИОННЫМ ИСПЫТАНИЯМОжиганова Наталья Ильинична педагог-психологМБОУ «Гимназия №2», г.

Слайд 2Обоснованность технологии психологического сопровождения учащихся 9-11 классов по подготовке к экзаменационным

испытаниям

длительная, сочетающая в себе различные формы и методы подготовка к экзаменам дает возможность более осознанно, рефлексивно отнестись к приобретенным в ее ходе знаниям, умениям, техникам, позволяет оказать более существенное влияние на такие устойчивые характеристики личности, как мотивация, самооценка, тревожность
____________________________________________________________

есть возможность неоднократного использования полученного опыта на практике (контрольные работы в течение всего периода обучения, ГИА в 9 классе, пробные ЕГЭ в 11 классе)
____________________________________________________________

в 10-м классе школьники не так загружены предметной подготовкой к ЕГЭ, как в одиннадцатом, и у них есть время для занятий с психологом
____________________________________________________________

результаты промежуточной диагностики позволяют корректировать способы деятельности, изменять структурные элементы программы

Обоснованность технологии психологического сопровождения учащихся 9-11 классов по подготовке  к экзаменационным испытаниямдлительная, сочетающая в себе различные

Слайд 3Психологическая готовность выпускника – это сформированность психических процессов и функций, личностных

характеристик, поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ, что, в свою очередь, является интегральным результатом работы школы

(Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. — М.: Генезис, 2009.)
Психологическая готовность выпускника – это сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик, поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника

Слайд 4Психологические трудности ЕГЭ
Познавательные
Личностные
Процессуальные

Психологические  трудности ЕГЭПознавательные Личностные Процессуальные

Слайд 5Познавательные трудности
Причины познавательных трудностей: _____________________

Недостаточный объем знаний
Недостаточная сформированность навыков

работы с тестовыми заданиями
Неспособность гибко оперировать системой учебных понятий предмета

Необходимые психические функции: ________________________


Высокая мобильность, переключаемость.
Высокий уровень организации деятельности.
Высокая и устойчивая работоспособность.
Высокий уровень концентрации внимания, произвольности.
Четкость и структурированность мышления, комбинаторность
Сформированность внутреннего плана действий

Познавательные трудностиПричины познавательных трудностей:   _____________________Недостаточный объем знанийНедостаточная сформированность навыков работы с тестовыми заданиямиНеспособность гибко оперировать

Слайд 6Личностные трудности
Причины личностных трудностей:

Неадекватная самооценка
Недостаток информации о процедуре
Мифология» (нереалистические

убеждения и предрассудки о ЕГЭ)
Отсутствие возможности получить поддержку взрослых
Недостаточный уровень мотивационной готовности
Повышенный уровень тревоги


Необходимые знания и навыки:

Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ
Самооценка – умение адекватно оценить свои знания, умения, способности
Самостоятельность мышления и действия, целеустремленность
Способность к самоопределению
Снижение уровня тревоги до оптимального
Принятие личной ответственности учащегося за результаты экзамена

Личностные трудности	Причины личностных трудностей:Неадекватная самооценкаНедостаток информации о процедуре Мифология»  (нереалистические убеждения и предрассудки о ЕГЭ) Отсутствие

Слайд 7Процессуальные трудности
Причины процессуальных трудностей:

Недостаточное знакомство с процедурой экзамена: трудности, связанные со

спецификой фиксирования ответов, с ролью взрослого, с критериями оценки _____________
Отсутствие четкой стратегии деятельности

Необходимые знания и навыки

Знакомство с процедурой
Навыки работы с тестовыми материалами
Помощь в выработке индивидуальной стратегии деятельности и овладении особенностями процедуры ЕГЭ
Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми
Владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием (аутотренинг, релаксация, работа с убеждениями и др.)

Процессуальные трудностиПричины процессуальных трудностей:Недостаточное знакомство с процедурой экзамена: трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, с ролью взрослого,

Слайд 9Работа с учащимися 9-го класса
1-й этап — диагностический (октябрь – ноябрь)
2-й

этап — аналитический (ноябрь - декабрь)
3-й этап — реализация программы «Волнуйтесь спокойно, скоро экзамены!» (январь — февраль).
Групповые модули:
Инвариантная часть (для всех обучающихся в январе - феврале) - ознакомление с процедурой ЕГЭ, со стратегиями поведения на экзамене и на выработку индивидуальной стратегии, стиля деятельности на основе учета индивидуальных особенностей. На занятиях происходит также знакомство с методами саморегуляции, способами эффективной деятельности. Итогом работы является составление учащимися памяток “Как я готовлюсь к ЕГЭ”, “Мои индивидуальные особенности”, “Мой стиль учебной деятельности”.
Вариативная часть (малые группы по 3–7 человек в феврале - марте) - состоит из общего и индивидуальных модулей и зависит от того, какие «группы риска» среди обучающихся были выявлены:
- перфекционисты («отличники»);
- тревожные, неуверенные учащиеся;
- учащиеся, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации;
- астеничные.
Индивидуальные модули проводятся психологом отдельно для групп риска (малые группы по 3–7 человек): поиск сильных сторон учащихся группы, использование внутренних ресурсов для выработки индивидуальной стратегии деятельности на этапе подготовки и на самом экзамене.
4-й этап — пробная реализация полученных знаний и стратегий деятельности (март—май): контрольные работы в тестовом формате, предметные олимпиады, элективные курсы, работа в научном обществе учащихся, пробные экзамены, ГИА учащихся 9 классов.
5-й этап — рефлексивный (июнь)
Работа с учащимися 9-го класса1-й этап — диагностический (октябрь – ноябрь)2-й этап — аналитический (ноябрь - декабрь)3-й

Слайд 10Реализация программы «Волнуйтесь спокойно, скоро экзамены!»

Реализация программы  «Волнуйтесь спокойно, скоро экзамены!»

Слайд 11Работа с учащимися 10-го класса
6-й этап — реализация программы «Повышение стрессоустойчивости»


(в течение учебного года):
- релаксация;
- аутотренинг;
- техники NLP;
- работа с установками;
- приемы психофизической мобилизации организма
(напряжение-расслабление
мышц тела, мобилизующее и успокаивающее дыхание).

Работа с учащимися 10-го класса6-й этап — реализация программы «Повышение стрессоустойчивости» (в течение учебного года):	- релаксация;	- аутотренинг;	-

Слайд 12 7-й этап — диагностико-аналитический (октябрь - ноябрь) — проведение промежуточной диагностики,

обработка и анализ данных.
8-й этап — актуализация полученных знаний и целеполагание (ноябрь - декабрь). Совместное проектирование деятельности в 11 классе. Используется метод проектов «Как я буду готовиться к ЕГЭ в 11 классе», где учащиеся выделяют отдельными этапами самостоятельную работу по предметной и психологической подготовке к ЕГЭ, возможное участие в ней психолога, учителей, классного руководителя, родителей.
9-й этап — тренинг с погружением (январь, зимние каникулы).
Первый уровень (для всех): обсуждение итогов реализации программы в течение полугодия, успехов и неудач, путей выхода из них.
Второй уровень (работа в группах по направлениям): актуализация знаний по релаксации, NLP, обсуждение возможностей их использования в период экзамена, выработка позитивного настроя на экзамены, адекватной самооценки.
10-й этап — «скорая помощь» (непосредственно перед экзаменом). Возвращение в ресурсное состояние с помощью психолога и самостоятельно. Использование памяток «Как мне действовать на экзамене?».
11-й этап — итоговый аналитический (после сдачи ЕГЭ). По окончании экзаменов выпускники заполняют опросник «Итоги ЕГЭ». Психолог проводит анализ результатов сданных экзаменов.

Работа с учащимися 11-го класса

7-й этап — диагностико-аналитический (октябрь - ноябрь) — проведение промежуточной диагностики, обработка и анализ данных.	8-й этап —

Слайд 13Реализация программы
«Экзамены? Нет проблем!»

Реализация программы «Экзамены? Нет проблем!»

Слайд 14Формы работы психолога с учащимися

Круглый стол
Групповые занятия – практикумы
Игры – драматизации

(овладение процедурой ЕГЭ на симулированном материале)
Индивидуальные консультации
Формулировка рекомендаций

Формы работы психолога с учащимисяКруглый столГрупповые занятия – практикумыИгры – драматизации (овладение процедурой ЕГЭ на симулированном материале)Индивидуальные

Слайд 15Пример симулированного материала
А1. У кого из литературных персонажей в голове были

одни опилки: 1) Карлсон 2) Винни-Пух 3) Гарри Поттер 4) Курочка Ряба _________________________________________________

А2. Как долго просидел на печи Илья Муромец: 1) До совершеннолетия 2) С первого до одиннадцатого класса 3) Тридцать лет и три года 4) Пока не закончился полевой сезон _________________________________________________

А3. На каком музыкальном инструменте играл Шерлок Холмс: 1) Гармонь 2) Балалайка 3) Виолончель 4) Скрипка _________________________________________________

А4. С помощью какого оружия искал себе невесту Иван-царевич: 1) Танк Т-34 2) Лук со стрелами 3) Автомат Калашникова 4) Меч-кладенец _________________________________________________
Пример симулированного материалаА1. У кого из литературных персонажей в голове были одни опилки: 1) Карлсон 2) Винни-Пух

Слайд 16А5. Каким способностями обладал главный герой сказки «Колобок»?

1) Математическими 2) Литературными 3) Вокальными 4) Организационными _________________________________________________

А6. Какой головной убор дал название литературному произведению: 1) Зеленая фуражка 2) Золотая корона 3) Красная шапочка 4) Черная бандана _________________________________________________

А7. Кто написал «Мертвые души»? 1) Пушкин 2) Лермонтов 3) Гоголь 4) Достоевский _________________________________________________

А8. Сколько градусов составляет прямой угол? 1) 45 2) 90 3) 180 4) 360 _________________________________________________

Пример симулированного материала

А5. Каким способностями обладал главный герой сказки «Колобок»?

Слайд 17В1. Напишите химическую формулу воды.

В2. Кто из героев сказки «Репка» оказал

решающее влияние на итоги сбора урожая?

В3. Какова температура кипения воды?

В4. Кто из ученых утверждал, что человек произошел от обезьяны?


В1. Напишите химическую формулу воды.В2. Кто из героев сказки «Репка» оказал решающее влияние на итоги сбора урожая?

Слайд 18С1. Опишите жизненную историю героини песни «В лесу родилась елочка»

С2. Раскройте

смысл пословицы «У семи нянек дитя без глазу»

С1. Опишите жизненную историю героини песни «В лесу родилась елочка»С2. Раскройте смысл пословицы «У семи нянек дитя

Слайд 19Разработка индивидуальной стратегии подготовки
Анализ особенностей учебной деятельности (диагностика, самоанализ, экспертные оценки)
Выделение

«места наименьшего (наибольшего) сопротивления»
Разработка адресных рекомендаций для выпускника, родителей, педагогов
Разработка индивидуальной стратегии подготовкиАнализ особенностей учебной деятельности (диагностика, самоанализ, экспертные оценки)Выделение «места наименьшего (наибольшего) сопротивления»Разработка адресных рекомендаций

Слайд 20Направления работы с родителями
Повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзамена
Снижение

родительской тревоги

Направления работы с родителямиПовышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзаменаСнижение родительской тревоги

Слайд 21Формы работы с родителями
Фронтальные: тематические родительские собрания, практикумы
Индивидуальные: консультации (в

том числе совместные с выпускником)
Формы работы с родителямиФронтальные: тематические родительские собрания, практикумы Индивидуальные: консультации (в том числе совместные с выпускником)

Слайд 22Направления работы с педагогами
Обсуждение и коррекция нереалистических установок.
Взаимодействие в разработке индивидуальной

стратегии подготовки учащихся (учитель - эксперт).
Ознакомление педагогов с психологической спецификой ЕГЭ в целом и трудностями отдельных групп выпускников.
Взаимодействие в поиске эффективных методов формирования необходимых психических функций.
Направления работы  с педагогамиОбсуждение и коррекция нереалистических установок.Взаимодействие в разработке индивидуальной стратегии подготовки учащихся (учитель -

Слайд 23Эффективность реализации программы

Эффективность реализации программы

Слайд 24 Эффективность реализации программы

Эффективность реализации программы

Слайд 25
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть