Слайд 1Специфика составления адаптированной образовательной программы
начального общего образования
для слабовидящих обучающихся
в условиях
инклюзии
Государственное бюджетное учреждение, осуществляющее обучение,
«Крымский республиканский центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения»
Инклюзивный ресурсный центр
Педагог-психолог Биркун О. В.
г. Симферополь
2016 г.
Слайд 2Закон РФ «Об образовании в РФ»
Статья 79. Организация получения образования
обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
1. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
2. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Слайд 3Комментарии к ФЗ №273
Адаптированная образовательная программа – это образовательная программа,
адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы, с учетом адаптированной основной образовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок (например, лиц с нарушениями зрения – слепых, слабовидящих; лиц с нарушением слуха – глухих, слабослышащих и т.д.).
При этом адаптации и модификации подлежат программы; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации учебного процесса; способы учебной работы с учащимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и мн. др.).
Слайд 4Отличия АООП и АОП
АООП
•Разрабатывается на группу детей определенной категории ОВЗ
•Ограничены возможности учета индивидуальных отличий конкретного ребенка, необходимых индивидуальных образовательных условий
АОП
•Разрабатывается на конкретного ребенка
•Прописываются условия обучения, определенные ИПРА
Слайд 6Сравнение вариантов АООП для слабовидящих
Слайд 7Способы адаптации образовательных программ
Слайд 8Способы адаптации образовательной программы
для слабовидящих
Слайд 9Формирование АООП-4.1 для слабовидящих
Основная образовательная программа
Программа коррекционной работы
Цели ООП не меняются!
Дополнительные
цели обучения:
Коррекция поведения
Коммуникация
Социальное взаимодействие
Жизненные компетенции
Слайд 10Формирование АООП-4.2, 4.3 для слабовидящих
Адаптированная основная образовательная программа
Программа коррекционной работы
Цели адаптируются:
Упрощенные
цели
Альтернативные цели
Дополнительные цели обучения:
Коррекция поведения
Коммуникация
Социальное взаимодействие
Жизненные компетенции
Слайд 11Компоненты АОП для варианта 4.1
Во-первых, в структуру АОП входят те же
образовательные дисциплины, что и в ООП, предназначенную для всех нормально развивающихся школьников. То есть, с написанием этой части программы у педагогов в принципе не будет проблем. Достаточно внести в АОП запись о том, что ребенок будет осваивать учебные предметы из ООП, уже разработанной в данной школе.
Во-вторых, в структуру АОП (в индивидуальный учебный план и содержательную часть) должны быть включены дисциплины, входящие в коррекционную область АООП и являющиеся обязательными для обучающихся с нарушением зрения. Для детей с нарушением зрения такими дисциплинами являются: «Ритмика»; «Адаптивная физическая культура (АФК)»; «Развитие зрительного восприятия»; «Социально-бытовая ориентировка»; «Пространственная ориентировка»; «Развитие коммуникативной деятельности».
Третьим компонентом АОП является описание (план) участия ребенка с нарушением зрения во внеурочной деятельности, в программе духовно-нравственного развития, в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Слайд 12Компоненты АОП для варианта 4.1
Четвертым компонентом АОП является Программа коррекционной работы
С
программой коррекционной работы педагоги общеобразовательных школ впервые столкнулись при введении ФГОС начального общего образования. Программа коррекционной работы утверждается образовательной организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учётом Примерных программ.
Программа коррекционной работы должна обеспечивать:
выявление особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи слабовидящим обучающимся с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Дополнительным компонентом Программы коррекционной работы является ИПРА – индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида, которая разрабатывается для ребенка, у которого есть официально подтвержденный статус инвалида. Эта программа разрабатывается медицинскими работниками и специалистами ПМПК, а школа обязана обеспечить её реализацию.
Слайд 13В каких случаях необходима разработка и реализация АОП для слабовидящего обучающегося
Ребенок
в инклюзивном классе
Ребенок в классе с детьми с другими ОВЗ
Ребенок в классе с другими слабовидящими, если показатели его развития отличаются от других слабовидящих обучающихся
Ребенок на «надомном» обучении
Слайд 14Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт НОО слабовидящих обучающихся [электронный ресурс]. Режим
доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2014/04/04_%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B5_27.09.2014.pdf
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся [электронный ресурс]. Режим доступа: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/03/04_%D0%9F%D1%80%D0%90%D0%9E%D0%9E%D0%9F_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8F%D1%89%D0%B8%D0%B5_03.04.2015.pdf
Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. — 56 с.