Слайд 1Социально-воспитательные технологии в образовательном процессе
Жизненная успешность ребенка
Слайд 2Технология создания благоприятного психологического климата в группе;
Технология предъявления педагогического требования и
создания «ситуации успеха»;
Технология работы с возражениями.
Технология «6 шляп мышления» Эдварда де Боно.
Слайд 3Педагогическая технология
это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижение
прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательного процесса (90ые XX в. технологизация различных сфер жизни)
Слайд 4Особенности соц.восп.технологий:
Образовательный эффект у каждого свой. Более того, нет никакой возможности
предсказать, каким он будет у конкретного человека в данной ситуации»
Признание вероятностного характера образовательного процесса, внимание к субъектности ученика в выстраивании индивидуальной траектории развития.
Слайд 5Особенности соц.восп.технологий:
Проектирование, но не процесса во всех его деталях, а среды,
в которой он происходит. (М. Монтессори)
Вероятностное прогнозирование отнюдь не противоречит технологическому подходу, а является его неизбежным спутником.
В современной образовательной технологии диагностика нацелена на раннее обнаружение и прогнозирование тенденций развития каждого ученика.
Слайд 6ЛИТЕРАТУРА:
Щуркова Н.Е., Залекер О.П. Педагогическая студия. – М., 1993.
Щуркова Н.Е. Культура
современного урока М;2002
Воспитание в школе: новые подходы и новые технологии/ под ред. Н.Е.Щурковой – М.,1998.
Щуркова Н.Е. Психологические студии для школьников. – Петрозаводск, 1993.
Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. – М., 1998.
Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьников. –М.,1998.
Щуркова Н.Е. Классное руководство в культурологической концепции воспитаниния// Классный руководитель –2000.№1. С.4-13.
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: Педагогическое воздействие в процессе воспитания школьника. – М., 1992.
Слайд 7Социально-психологический климат
психологический настрой в группе или устойчивый эмоциональный настрой -
в нем соединяются:
настроения членов группы,
их переживания, волнения,
отношения друг к другу и окружающим событиям.
Слайд 81. Технология создания Б.П.К.:
Характеристики благоприятного климата
Доброжелательность
Защищенность
Мобильность
Работоспособность
Инициативность
Оптимизм
Свобода «Я»
Характеристики неблагоприятного климата
Агрессивность
Незащищенность
Инертность
Леность
Пассивность
Пессимизм
Зажатость
Слайд 9ОТНОШЕНИЕ
Отношение - целостная система сознательных, избирательных, основанных на опыте психологических связей
с различными сторонами и объектами действительности, что выражается в действиях человека, его реакциях и переживаниях и формируется в деятельности и общении. В.Н.Мясищев
Слайд 10Ключевые элементы в структуре
социально-психологического климата:
отношения членов группы к Человеку,
отношение к выполняемому
делу,
отношение к событиям, происходящим в группе,
отношение к руководителю, отношение к социальным ценностям,
а также ряд других, частных отношений
2. Технология создания Б.П.К.:
Слайд 11Постоянное создание и возобновление атмосферы, целесообразной для воспитания ребенка
Отказ от
«борьбы с…». После оглашения вслух и констатации наличных низких отношений, малых знаний и дурных манер педагогу почти невозможно переориентировать детей на нечто противоположное!
«Борьба за...» - утверждение истинных образцов ценностного отношения к чему-либо.
Слайд 12Средства проектирования и создания благоприятной атмосферы:
материальные, бытовые условия жизни,
четкость
организации деятельности, направленность деятельности коллектива,
единство требований, перспективы коллектива,
эстетика условий жизни, стиль взаимоотношений,
а также специальные средства, рассчитанные на корректировку психологической атмосферы: педагогические ситуации, педагогические игры, приемы психической саморегуляции (рефлексии, коллективные и индивидуальные беседы)
Слайд 13 Механизм
влияния на
атмосферу
Привнесение ценности в жизнь
группы и каждого отдельного ребенка путем предъявления мира с позиции значимости объектов мира для жизни человека
Слайд 14Привнести ценность – значит…
выявить реакцию педагога или участников группы на происходящее,
высказать свое ценностное отношение,
продемонстрировать и актуализировать отношение через поступок, действие, организацию деятельности,
В результате чего отношение
предстает перед членами группы в наглядно-образной форме.
Слайд 15ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ
К вопросу об успешности:
Успех – это оптимальное решение жизненных
задач личности.
"Чтобы решать – надо выбирать,
чтобы выбирать – надо перебирать
варианты, чтобы перебирать
варианты- надо уметь их
моделировать».
Слайд 16Три фундаментальные трудности:
1. Эмоции. Часто мы склонны не думать вообще, а опираться
в наших действиях на чутье, эмоции и предрассудки.
2. Беспомощность. Нашей реакцией может быть чувство неадекватности: "Я не знаю, как об этом думать. Я не знаю, что делать дальше".
3. Путаница. Мы пытаемся удержать в своем уме все сразу, и в результате получается мешанина.
Слайд 18Метод 6 шляп – 6 режимов мышления человека
Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция,
чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Слайд 19Метод 6 шляп – 6 режимов мышления человека
Зеленая Шляпа. Творчество. Различные
идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Слайд 204 Типа Использования Шляп
1. Надеть шляпу. Давайте наденем белые шляпы”.
2. Снять шляпу.
Мы можем попросить человека снять шляпу определенного цвета. Давайте пока отложим черную шляпу”.
3. Сменить шляпу. “Это интересная идея. Теперь давайте снимем зеленую шляпу и наденем белую. Нам нужно изложить факты”.
4. Обозначить свое мышление. Мы можем назвать шляпу, чтобы показать, какой тип мышления мы собираемся использовать.
Слайд 21Технология работы с возражениями
Возражения – это просто сигнал о том, что
в мире другого человека место уже занято другой информацией по данному поводу и две информации просто противоречат друг другу в данный момент. Человек не примет ваши слова до тех пор, пока в его представлении существует другая, противоречащая вашей информация.
Слайд 223 основных правила работы с возражениями
Правило 1. Никогда не спорьте с
оппонентом. Подстраивайтесь и ведите.
Правило 2. Никогда не нападайте на оппонента. Любой человек имеет право на свое мнение.
Правило 3. Всегда старайтесь сделать так, чтобы человек сам возражал на свои собственные возражения.
Слайд 23Общая схема работы с возражениями
Слайд 24Уточняющие вопросы
Для того чтобы найти корень возражения, лучше задавать уточняющие вопросы,
копая вглубь. К уточняющим вопросам относятся следующие вопросы:
Как вы об этом узнали?
На каком основании сделан такой вывод?
Что именно имеется в виду?
Какой именно?
Где именно?
Кто именно? и т.д.
Слайд 25Инструменты для 4 шага:
Формирующие вопросы;
Контрпримеры;
Опровергающие метафоры;
Утрирование;
Рефрейминг.
Слайд 26Концепция воспитательной среды в технологии УДО (Селевко)
Дополнительное образование — это педагогически
организованная часть окружающей воспитательной среды, часть «параллельной школы» — окружающей ребёнка среды (природа, люди, культура, техника, общественные процессы)