Слайд 1Использование игровых педагогических технологий в коррекционной работе с детьми логопатами .
Учитель-логопед
Черепанова О.Н.
МБЖОУ «Центр развития ребенка –детский сад №33»
Слайд 2 Любая игра имеет две цели:
- обучающую, которую преследует взрослый;
-
игровую, ради которой действует ребенок.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
В.А.Сухомлинский.
Слайд 3Вывод: применение игровых технологий позволяет повышать успешность обучения.
Актуальность
Основная задача работы учителей-логопедов
Поиск
эффективных технологий обучения с целью создания новой образовательной среды для детей с нарушением звукопроизношения, которая имеет в своей основе социальную направленность, развитие и самореализацию личности.
-С помощью игровых технологий в коррекционной работе создается ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формулируется дополнительная ситуация игровой и речевой активности, развитие интереса, формируется положительное отношение к обучению.
Слайд 4Цели и задачи:
-Использование игровых технологий с целью повышения эффективности учебно-воспитательного процесса;
-познакомиться
с инновационными методиками, технологиями использования игр на индивидуальных НОД;
-повышение эффективности индивидуальных НОД, развивая мотивацию через игру;
-разрабатывать методические и дидактические материалы.
Слайд 5 Самообразование
Основные вопросы для изучения:
-игровые
технологии в образовательном процессе;
-игровые технологии с специальном образовании;
-использование игровых технологий в формировании произносительной стороны речи у детей с нарушением звукопроизношения;
-использование игровых технологий на занятиях по развитию фонематического слуха у детей с нарушением звукопроизношения.
Слайд 6 Теоретические и практические источники работы:
-В.И.Селиванова «Речевые игры с
детьми»;
-Ефименкова Л.Н. «Формирование речи дошкольников через игры»
-Ткаченко Л.В. «Коррекция речи в ходе дидактичеких игр»
Слайд 7 Условия эффективности использования игровых технологий
Выбор интересного и доступного сюжета
Соответствие уровню
развития детей
Создание ситуации успеха
Момент снятия напряжения
Предварительная работа по подготовке материала
Слайд 8 Организационные условия:
- Выразительность проведения игры
- Включение
педагога в игру
- Сочетание занимательности и обучения
- Простота, доступность, ёмкость
- Наглядность
- Индивидуальный подход
Слайд 9 В своей работе я использую:
Дидактические игры
Настольные игры
Элементы сюжетно-ролевой
игры
Пальчиковые игры
Игры-драматизации
Слайд 10
Цель моей работы:
Развитие артикуляционной и мелкой моторики
Развитие речевого дыхания
Автоматизация и дифференциация звуков
Развитие слухового внимания
Развитие фонематического слуха, памяти
Развитие слухового анализа и синтеза
Работа над грамматическим строем речи
Работа над связной речью
Развитие зрительного восприятия
Слайд 11 Для подготовки артикуляционного аппарата детей к правильному произношению звуков подходят
игры- сказки:
«Сказка о веселом Язычке»
«Веселый Язычок»
«Бегемот Тоша»
Цель: укрепление мышц языка.
Проводится в начале занятия (3-5 мин).
«Загони мяч в ворота»
«Сдуй пушинку»
«Полетели бабочки»
«Сдуй снежинку»
«Фокус», «Вертушка»
Цель: выработка целенаправленной воздушной струии.
Слайд 12 Автоматизация и дифференциация
звуков
Дидактические игры:
«Логопедическая ромашка»
«Наряди ёлку»
«Засели домик»
«Подарки Мише и Жене»
«Кто что делает?»
«Жук Жужа и комар Зук»
«Соберем урожай с яблони»
Цель: Исправление недостатков
звукопроизношения.
Слайд 13 Развитие слухового внимания.
Дидактические игры:
«Что звучит?»
«Коробочки со звуками»
«Кто позвал?»
«Громко
– тихо»
«Чей голос?»
«Что в веселом мешочке?»
«Поломанный телефон»
«Слово на ладошку»
«Хлопни если услышишь звук»
Цель: развитие способности ребенка узнавать окружающие звуки.
Слайд 14 Развитие фонематического слуха и памяти.
Дидактические игры:
« Поймай звук»
« Отхлопай мелодию»
« Где начало, где конец»
«Я начну, а ты закончи»
« Цепочка слов»
Загадки, ребусы, скороговорки, стихи.
Слайд 15 Слуховой анализ и синтез
Дидактические игры:
« Найти слова в
которых два, три звука»
« Отхлопай столько раз, сколько звуков в слове»
«Поставь столько игрушек, сколько гласных в слове»
«Покажи столько пальчиков, сколько слогов»
«Найди слово, в котором звук … находится в начале, в середине, в конце слова»
Слайд 16Работа над лексико-грамматическим строем речи.
Цель: Согласование окончаний в роде числе и
падеже; согласование существительных с числительными; образование слов-признаков и слов-действий; образование уменьшительно-ласкательной формы…
Дидактические игры:
«Чего не стало?»
«Мой, моя, моё»
«Чего или кого сколько?»
«Большой - маленький»
«Красивый – красивенький»
«Гном и гномик»
«Что из чего»
«Что делает клюв, кулак, летчик, …»
«Исправь Незнайку»
«Поставь слова по порядку»
Слайд 17 Несформированность связной речи
Проявляется в трудностях изложения прочитанного, дети не могут
выделять главную мысль произведения.
Для исправления использую серии картинок для составления рассказов, игры с фигурками, игрушками, игры-драматизации, рассказывание стихов пальчиками.
Цель: Развивать интонационную выразительность, подготовить детей к развернутому, связному изложению мыслей.
Слайд 18 Зрительное восприятие
Цель: Развивать зрительное внимание
Дидактические игры:
«Заплатки»
«Лабиринты»
«Чего
не стало?»
«Что изменилось?»
«Что перепутал художник?»
«Чего не хватает у слона,
коровы, …»
«Дорисуй чего не хватает»
Слайд 19Физминутки и пальчиковые игры.
Цель: стимулировать речевое развитие; повысить работоспособность; развивать координацию
движений, улучшить кровообращение.
Движения сопровождаются проговариванием стихов, потешек и содержат большое количество тех звуков, которые дети вводят в автоматизацию.
Физминутки по методике «Расскажи стихи руками» включают в себя упражнения как общеукрепляющие и упражнения на двигательную активность, так и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев.
Слайд 20Итоги использования игровых технологий на моих НОД:
- Повышение эффективности воспитания и
обучения.
- Осуществление индивидуального подхода в исправлении звукопроизношения у детей логопатов.
- Улучшение организации индивидуальной образовательной деятельности.
- Повышение интереса ребенка во время образовательного процесса.
- Активизация творческого потенциала у воспитанника и педагога.
- Самореализация и саморазвитие личности ребенка.
Слайд 21 Моя работа в течении года:
- Разработка дидактических
игр на автоматизацию звуков –л-в; -р-рь;
- Разработка дидактических упражнений на исправление слоговой структуры.
- Создание папки «Использование дидактической игры для устранения нарушений у детей логопатов».
- Открытое занятие для родителей.
- Проведение индивидуальных консультаций
своей работе придерживаться правила – не проходить программу, а добиваться её усвоения.
Итог:
- В конце года проводилась диагностика детей. Результаты показали улучшение в речи детей.
- Работу за 2015-2016 учебный год считаю удовлетворительной, хотя в полном объеме её выполнить не удалось, из-за частого отсутствия некоторых детей по причине болезни.