Слайд 1«Познай сaмoго себя - и ты познаешь вeсь мир».
Сократ, древнeгреческий
философ
Слайд 2 Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более
грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.
Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология – это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.
Официальное оформление научная психология получила немногим более 100 лет назад, а именно, в 1879 г.: в этом году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.
Самопознание – это познание самого себя, оно является инструментарием открытия неисчерпаемого личностного и творческого потенциала, выявления тех сфер жизнедеятельности, где этот потенциал может быть использован в полной мере.
Саморазвитие является важнейшей составляющей в жизни каждого человека и представляет собой процесс непрерывного самосозидания личности, который в интегрированном виде включает в себя самопознание, творческое самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и самореализацию. Познавая себя, человек обретает внутреннюю свободу и уверенность, становится интереснее себе и другим, испытывает ощущение полноты и яркости жизни от раскрытия себя как личности и индивидуальности, души и духа. И на этом пути ему нужны, как правило, грамотные помощники и учителя, специальные навыки и знания.
Слайд 3Самопознание в науке «психология»:
Одно из приоритетных направлений современной системы образования –
воспитание культуры самопознания и психологической культуры личности. Отсутствие знаний о своих индивидуальных особенностях, возможных реакциях на внешние и внутренние воздействия, психологическая безграмотность порождают личностную незрелость, способствуют совершению асоциальных поступков. Осознание необходимости активного участия личности в регуляции собственного поведения и деятельности предполагает совершение волевых усилий, активизацию мышления и не всегда сопровождается положительными эмоциями. Нередко значимость познания собственной личности и индивидуальности осознается на тех этапах онтогенеза, когда сензитивные периоды упущены, и требуется затратить значительно больше сил, чтобы добиться желаемых изменений.
Разрешение этого противоречия видится в своевременном формировании у подрастающих поколений потребности в самопознании, благодаря которой личность обретает адекватность в самооценке и самоотношении, становится способной к более зрелому выбору целей, эффективному межличностному взаимодействию, самореализации в разных жизненных сферах.
Слайд 4 Феномен самопознания представлен в исследованиях В.В. Знакова, Б.В. Кайгородова, М. Келеси, И.С. Кона, М.Е. Маньшина, А. Маслоу,
В.В. Морозова, В.В. Столина. Свой вклад в его изучение внесли белорусские психологи: Я.Л. Коломинский, Т.К. Комарова, С.В. Кондратьева, С.И. Коптева, Г.М. Кучинский и ряд других. Проблема самопознания и идентичности представлена также в работах таких зарубежных психологов и философов как J. Maloney, W. Damon, V. Gecas, D. Hart, J.T. Mortimer, D.A. Jopling, G. Keegan, J.E. Marsia, W. O’Meara, S. Shoemaker, К. Обуховский, К. Ясперс. Собственно потребность в самопознании рассматривается в научных трудах В.В. Знакова, К. Изарда, Б.В. Кайгородова, Н.В. Калининой, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.Г. Майкова, Е.А. Павлюченко, И.И. Чесноковой. Иными словами, в психологической науке присутствует упоминание о потребности в самопознании, но рассматривается она скорее как детерминированная наследственной программой, а не формируемая благодаря среде и воспитанию. Осознание необходимости ее формирования позволяет предпринять попытку изменить ситуацию. Актуальным представляется изучение генезиса потребности в самопознании, ее позиции в иерархии потребностей личности, определение интенсивности этой потребности в зависимости от пола и возраста. Важная роль отводится диагностическому инструментарию, позволяющему оценить уровень интенсивности потребности в самопознании у личности, выявить те периоды онтогенеза, в ходе которых процесс ее формирования может протекать наиболее эффективно, и, в перспективе, создать действенную программу ее формирования.
Слайд 5Общее научное определение «самопознания»
Самопознание – это процесс познания себя, своих потенциальных
и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими людьми, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире.
Значения самопознания:
на религиозном уровне – это способ единения человека с Богом (Абсолютом, Вселенной) через познание в себе Божественного начала;
на поверхностно-психологическом (житейском) уровне – это средство наиболее полного использования своих возможностей, средство управления другими людьми;
на глубинно-психологическом уровне – это путь обретения психологического здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации.
К сферам самопознания относятся: поведение человека во внешнем мире и жизнь в мире внутреннем. Областями самопознания являются сознание, бессознательное и сверхсознание (высшее бессознательное). Самопознание осуществляется всегда в соотнесении своих знаний о себе с тем, что обо мне знают другие.
Самопознание выступает структурным компонентом самосознания. Самопознание – это деятельность Я как субъекта по познанию (или сознанию) образа Я (Я-концепции). Образ Я через внешнюю и внутреннюю деятельность человека вносит коррективы в структуру Я как субъекта, выполняя функции саморегулирования и самоконтроля. В ходе самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе проясняются. Я-концепция и различные ее аспекты, Я-концепция может быть описана через формулы: «Что я знаю о себе», «Что я думаю о себе», «Как я отношусь к себе», «Как я оцениваю себя».
Самопознание – это процесс по обнаружению, фиксации, анализу, оценке, принятию у себя определенных качеств или поведенческих характеристик, который имеет свои цели, мотивы, способы и средства, результаты. Мотивы самопознания возникают на базе соответствующих потребностей: в самопознании, самоуважении, целостности своего Я, признании себя со стороны других и т. д. Цели самопознания бывают широкими – в познании себя в целом и познании своих жизненных целей – и более узкими, обусловленными жизнью и конкретными ситуациями. Способами самопознания являются: самонаблюдение, самоанализ, сравнение, моделирование собственной личности, осознание противоположностей. Средствами самопознания – познание других людей, самоотчеты, просмотр кинофильмов, чтение литературы, изучение психологии. Результатом самопознания является система знаний о себе, объединенная в доступную для осознания Я-концепцию, и система самоотношения: личностная идентичность, самопринятие, самоуважение, чувство собственной компетенции.
В качестве механизмов самопознания выступает взаимодействие идентификации и рефлексии. Идентификация дает возможность уподобиться другому человеку или самому себе, а рефлексия – отстраниться, занять самые различные позиции, что позволяет осуществлять глубокий и полноценный самоанализ.
В результате самопознания могут возникать различные барьеры, связанные с несовершенством природы человека в целом, с несформированной способностью к самопознанию или с препятствиями, которые человек ставит перед собой сам.
Слайд 6Самопознание как учебный предмет
При поддержке Министерства образования и науки РК в
разработке проекта «Самопознание» приняли участие ведущие ученые, педагоги - новаторы и практические работники образовательных учреждений республики.
Цели предмета «Самопознание»
Самопознание, как учебный предмет, выполняет ключевую роль в нравственно — духовном развитии личности. Нравственно — духовное образование и воспитание подрастающего поколения в казахстанском обществе ориентировано на гармоничный синтез общечеловеческих, общенациональных, этнокультурных и личностных ценностей. Они позволяют человеку в полной мере реализовать себя в служении обществу, осознавать свою роль и предназначение в жизни.
Самопознание, усиливая ценностный смысл образования, раскрывает и развивает способности личности любить бескорыстно, верить в себя и в свои силы, творить добро, больше познавать и само совершенствоваться, достигать гармонии в физическом, психическом, духовном, социальном и творческом развитии.
Общая цель нравственно - духовного образования «Самопознание»:
- способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности;
- содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития следующих жизненно - важных ключевых компетенций:
- определять свою жизненную позицию;
- конструктивно решать разные вопросы соответственно нравственным нормам;
- выстраивать доброжелательные отношения к себе, к людям и окружающему миру;
- оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
- жить в ладу с самим собой; быть искренним в мыслях, словах и действиях;
- проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;
- проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;
- развивать на практике навыки служения обществу.
Слайд 7 Нравственно-духовное образование «Самопознание»
осуществляется через достижение общих целей:
*способствовать осознанию каждым учеником своего внутреннего мира и осмыслению своей индивидуальности;
* содействовать гармоничному становлению личности посредством целенаправленного развития следующих жизненно важных ключевых компетенций:
* определять свою жизненную позицию;
* конструктивно решать различные вопросы соответственно нравственным нормам;
* выстраивать доброжелательное отношение с собой, людьми и окружающим миром;
* оказывать посильную помощь людям, проявлять заботу о родных и близких;
* жить в ладу с самим собой, быть искренним в мыслях, словах и действиях;
* проявлять созидательную активность, гражданственность и патриотизм;
* проявлять готовность к нравственному выбору и быть ответственным за свои мысли, слова и поступки;
* развивать на практике навыки служения обществу.
Логическая структура содержания предмета определена исходя из:
– системы общечеловеческих ценностей, позволяющих
*познавать себя: любовь, здоровье, свобода, счастье, труд, гармония тела и духа;
*познавать других: семья, дружба, общение, равенство, братство, диалог, взаимопонимание, сотрудничество;
*познавать мир: природа, Родина, мир, жизнь, гармония со Вселенной, вера, надежда;
*познавать духовный опыт человечества: истина, земля как общий дом человечества, творчество, культура, единение с человечеством;
Слайд 8По одной из притч, к Будде пришел человек и сказал, что
он может перелететь через реку Ганг. "Сколько ты этому учился?" - спросил Будда. "Двадцать пять лет!" - ответил человек. "Странно, - сказал Будда. - Зачем тратить на это двадцать пять лет, когда любой лодочник всегда перевезет тебя через Ганг за три драхмы?«
Вот так знания, включенные в предмет «самопознание» лежат в учениях психологов и педагогов, философов и докторов .
Главное – это душевное состояние человека, его позитивный и созидающий настрой на самого себя и окружающий мир.
Необходимость сохранения общечеловеческих ценностей и личностных качеств лежит в основе создания предмета «самопознания» в казахстанских школах.
Особенности преподавания этого предмета создают условия для становления нравственных основ личности, духовного совершенствования и самореализации.
Слайд 10Используемые сайты
http://linda6035.ucoz.ru/
http://follow.ru/catalog/1
http://www.innervoice.ru/
http://becmology.ru/blog/general/selfdevelop02.htm
http://www.kostanay.gov.kz/rus/struktura_vlasti-61|74|76|117|638/919-samopoznanie.html