Слайд 1Словарный запас дошкольника
В
дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Слайд 2Словарь
Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек.
Словарь делят на
активный (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи) и пассивный (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) . Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного.
Слайд 3Развитие словарного запаса при нормальном развитии ребёнка приводится в таблице.
Количественный рост
словарного запаса по Штерну:
Слайд 4Задачи детского сада по формированию словаря детей:
Во-первых, обогащение словаря новыми словами,
усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Слайд 5Во-вторых, закрепление и уточнение словаря.
Эта задача обусловлена тем, что у детей
слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
Слайд 6В-третьих, активизация словаря.
Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь
и активный словарь. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.
Слайд 7В-четвертых,
устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные).
Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Слайд 8Методы, направления и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
Алексеева М.М., Яшина
В.И. выделяют две группы методов:
методы накопления содержания детской речи
и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Слайд 9Первая группа включает методы:
А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание
и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Слайд 10Вторая группа методов
используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек,
рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
Слайд 11 Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение
в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Слайд 12Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов
в зависимости от степени овладения детьми слова.