Слайд 1
Синдром
«эмоционального выгорания» педагогов
Слайд 2
Х.Фреденбергер: «Психологическое состояние здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении
с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере»
Э.Moppoy : «Запах горящей психологической проводки».
C.Маслач : «Синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе и утрату понимания и сочувствуя по отношению к клиентам»
В.В.Бойко: «Выработанный личностью
механизм психологической защиты в
форме полного или частичного
исключения эмоций в ответ на
психотравмирующие воздействия»
Слайд 3"Сгорание - плата за сочувствие".
К. Маслач
Слайд 4психофизические
чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и
по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды;
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений;
Слайд 5социально-
психологические
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные «срывы» (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, «уход в себя»);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или человек «не справится»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «Как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Слайд 6поведенческие
ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять
ее — все труднее и труднее;
сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит);
вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств
Слайд 7«Группа риска»
Интенсивное общение
с различными людьми
Внутриличностный конфликт
в связи с работой
Страх потери рабочего места
Новая, непривычная обстановка
Слайд 8
Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в
обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.
Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным
Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.
Слайд 9три основных подхода:
-Индивидуальный подход, фокусирующийся на симптомах, которые испытывают индивиды,
подвергнувшиеся выгоранию.
-Межличностный подход, где подчеркивается важность межличностных взаимоотношений в возникновении выгорания.
-Организационный подход, базирующийся на том, что организационная среда важна для понимания возникновения выгорания.
Слайд 10
Феномен "эмоционального выгорания" представляет собой симптомокомплекс, в структуре которого существуют закономерные
взаимосвязи между его компонентами.
На развитие эмоционального выгорания значимое влияние оказывает организационная среда и стресс.
Эмоциональное выгорание детерминировано рядом
личностных черт.
Слайд 11
ЖЕЛАЕМ ВАМ
ЭМОЦИОНАЛЬНО СВЕТИТЬ
НО НЕ ВЫГОРАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО!