Слайд 1Ребёнок с расстройствами аутистического спектра : стимуляция речевого развития и средства
поддерживающие коммуникацию
у
Учитель-логопед : Топчиева И.П.
Слайд 2ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РАС
генетические (у близнецов чаще, у мальчиков в 3
раза чаще, чем у девочек)
отравления тяжёлыми
металлами (проникновение через Бостонские врачи
желудочно-кишечный
тракт ртути и свинца)
вирусные инфекции
аутоиммунные (аллергии и диабет)
авитаминоз (нехватка минералов)
прививки (АКДС – против дифтерии, коклюша и столбняка, MMR – против краснухи)
Слайд 3Расстройства аутистического спектра –
спектр психологических характеристик, описывающий широкий круг аномального поведения
и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.
1970 г. – 1 ребёнок на 10 000 детей
1975 г. – 1 ребёнок на 5 000 детей
1980 г. – 1 ребёнок на 2 000 детей
1985 г. – ребёнок на 1 000 детей
….
В настоящее время американские специалисты говорят о том, что людей с аутизмом 1 из 45.
Слайд 4ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА НАРУШЕНИЕ РАЗВИТИЯ
повышенный уровень шума в городе;
загрязненный воздух;
изменение
электромагнитного поля (увеличение количества средств связи);
искусственные заменители и консерванты в продуктах питания;
рождение с применением средств обезболивания и разного рода стимуляторов;
родовые травмы;
искусственное вскармливание (ребенок лишен материнского молока и контакта с грудью матери);
компьютерные игры, мультфильмы вместо «бабушкиных» сказок;
обучение чтению и счету в 3 - 4 года вместо высокой моторной активности.
пропуски или перестановки на уровне раннего психомоторного развития
Слайд 7Метод замещающего онтогенеза
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) - базовая нейропсихологическая технология коррекции,
профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития через двигательную активность.
Слайд 8Системный подход к коррекции методом замещающего онтогенеза
Суть данного подхода заключается в
том, что воздействие на сенсомоторный уровень, с учетом общих закономерностей онтогенеза, вызывает активизацию всех высших психических функций. Внедрение данной модели позволяет проанализировать причины столь высокой эффективности (даже в самых тяжелых случаях) массажа, водных, дыхательных процедур, раскачивания и верчения тела ребенка в разных плоскостях, тряски на лошадях; различных телесно-ориентированных воздействий. Очевидным становится потрясающее действие цвето-, фито- и рефлексотерапии, биоритмологических приемов, эвритмии и музыкотерапии.
Все перечисленное — примеры работы именно с самыми нижними иерархическими ступенями пространственно-временных представлений, насыщение которых не может не стимулировать развитие последующих.
Слайд 9Лечебные программы для детей с РАС
Слайд 13Особенности работы над структурой простого предложения
Приемы визуализации при построении речевого высказывания
Слайд 14СРЕДСТВА ПОДДЕРЖИВАЮЩЕЙ КОММУНИКАЦИИ
«PECS» (Picture Exchange Communication System) – коммуникативная система обмена
картинками, разработанная в конце 80-х гг. в США Лори Фрост как альтернативная система коммуникации для людей с аутизмом, она также может быть полезна для тех людей, чья речь состоит главным образом из эхолалии, а также для людей с нечленораздельной речью или людей с очень ограниченным репертуаром значимых слов и жестов.
Слайд 15Результаты PECS. Отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с
помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.
Переход к другим формам общения
Снижение проявлений неадаптивного поведения
Улучшение социального поведения
Положительные сдвиги в речевом развитии
Слайд 16Глобальное чтение как сенсорная стимуляция
Авторами данного метода коммуникации, который родился примерно
в 50-годы XX века, являются американский нейрофизиолог Глен Доман и японский педагог Шиничи Сузуки.
В России по аналогичной схеме Глена Домана работает А.А. Маниченко, автор развивающей программы «Читаем с пеленок», Е.А. Штягинова в своём методическом сборнике «Альтернативная коммуникация» ,Е.Ю. Климонтович «Различные методы обучения чтению и их применение в системе логопедической работы» (по книге Т.С. Резниченко «Дорогу осилит идущий»)
Данная методика используется для детей с нарушениями умственной деятельности среди здоровых детей. Также методика рассчитана на: глухих и слабослышащих детей раннего дошкольного возраста; детей с РАС; детей с речевыми нарушениями
Преимущеста «глобального чтения» : позволяет выяснить, насколько «неговорящий» ребёнок понимает обращённую речь, стимулирует накопление пассивного словаря и переход его в активную речь
Слайд 17 Путеводитель по коммуникативным программам
Приложения для смартфонов и планшетов
«Коммуникатор ДАР» «Коммуникатор ДАР» разработан белорусскими специалистами для детей и взрослых с аутизмом.
Приложение «Пойми меня» Приложение "Пойми меня" является искусственным заменителем речи для неговорящих людей или для тех, чья речь мало понятна окружающим
«Pecs» для планшета и смартфона на Android
Слайд 18Приложение «LetMeTalk»
Преимущества: 1. Удобный и интуитивно понятный интерфейс, спокойная цветовая
гамма. 2. База данных, включающая более 9000 качественных изображений, размещенных по категориям. 3. Русскоязычная голосовая поддержка (озвучивание) как отдельных изображений, так и составленного предложения. 4. Возможность создавать и редактировать категории, а также удалять ненужные. 5. Возможность менять местами категории и картинки, что облегчает использование приложения ребенком с ЗПР. 6. Возможность захватывать изображения с камеры устройства и добавлять из галереи планшета или смартфона.
.
Слайд 19Приложение «LetMeTalk»
Преимущества: 1. Удобный и интуитивно понятный интерфейс, спокойная цветовая гамма.
2. База данных, включающая более 9000 качественных изображений, размещенных по категориям. 3. Русскоязычная голосовая поддержка (озвучивание) как отдельных изображений, так и составленного предложения. 4. Возможность создавать и редактировать категории, а также удалять ненужные. 5. Возможность менять местами категории и картинки, что облегчает использование приложения ребенком с ЗПР. 6. Возможность захватывать изображения с камеры устройства и добавлять из галереи планшета или смартфона.
Слайд 20Приложение «Говори Молча»
Преимущества: 1. Удобный интерфейс, несколько вариантов цветовых схем. 2.
Качественное озвучивание (русский, английский). 3. Возможность добавлять свои собственные слова и озвучивать их самостоятельно, используя микрофон. 4. В приложении есть базовые картинки PECS. 5. Возможность отправлять набранное предложение по смс и iMessage. 6. Быстрое формирование предложений из подборки самых распространенных слов.
Недостатки: 1. Ограниченное количество используемых слов, 2. Сложность в использовании при помощи устройств с небольшой диагональю. Приложение для Android и iPad.
Слайд 21КОММУНИКАТИВНЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УСТРОЙСТВА. РЕЧЕВЫЕ КОММУНИКАТОРЫ
Коммуникатор «БИГмэк» («BIGmack») – простое вспомогательное техническое
средство коммуникации с речевым выводом, которое очень часто используется при вступлении в коммуникативное взаимодействие.
.
Коммуникатор «ГоуТок-9» («GoTalk-9»)
Слайд 22Литература по теме аутизма
1.Айрес Э.Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых
проблем развития / Э.Дж. Айрес; пер. с англ. Юлии Даре. – М.: Теревинф, 2009. – 272 с.
2.Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. — СПб.: Сеанс, 2018. — 202 с., ил.
3.Лебединская К.С, Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма// Дефектология. №6, 1986. – С.10 – 16; №2, 1988. – С. 10 – 15.
4.Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегии детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. – Самара: Издательский дом «Бахрах – М», 2015. – 208 с.
5.Никольская О.С. Аутичный ребёнок. Пути помощи, - М.: Теревинф, 1997.
6.Питерс Т. Аутизм, - М., 2004.
7.Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007. — 474 с.
8.Шрамм Р. Детский аутизм и АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения: 4-е изд. /Роберт Шрамм; пер. с анг. З. Измайловой-Камар; науч.ред. С.Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. – 208 с.
Слайд 239.Климонтович Е.Ю. Различные методы обучения чтению и их применение в системе
логопедической работы: метод. пособие / Е.Ю. Климонтович. – М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2015.
10. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционноразвивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др.; науч. ред. С.Е. Гайдукевич. – Минск: БГПУ, 2006.
11. Резниченко Т.С. Дорогу осилит идущий / Т.С. Резниченко. – М.: [б.и.], 2012.
12. Рыскина В. Альтернативная и дополнительная коммуникация в работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра / В.Рыскина. – СПб.: Скифия, 2016.
13. Севенинг Х. Материалы для развития коммуникации у людей с тяжелейшими формами церебрального паралича и другими двигательными нарушениями / Х. Севенинг. – Дюссельдорф: [б.и.], 1994.
14. фон Теччнер С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра / пер. с англ. Стивен фон Течнер, Харальд Мартисен. – М.: Теревинф, 2014.
15. Фрост Л. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов /Л. Фрост, Э.Бонди. – М.: Теревинф, 2011. 8. Штягинова Е.А. Альтернативная коммуникация: метод. сб. / Е.А. Штягинова / Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ». – Новосибирск, 2012.