Слайд 1«Реализация потенциала ученика на уроке»
Чернецкая Ирина Георгиевна
методист, учитель
биологии МБОУ СОШ
№3
г. Салехард
Слайд 2
Образовательный взрыв….
Все ожидают от образования чуда, но чуда не произойдет, пока
системе образования не будет сформулирован четкий социальный заказ: что ей, системе, в этих условиях поручено производить?
(Владимир Спиваковский. Образовательный взрыв. 2011. ).
Выбирай цель, которая опережает время…
Гораздо труднее увидеть проблему,
чем найти ее решение.
Для первого требуется воображение,
а для второго только умение.
Бернар
Слайд 3Учебный процесс в современных условиях направлен на:
- Ты хочешь
быть счастливым, богатым и удачливым?
- Естественно.
- А тебя учили этому в школе?
Нет.
Тогда зачем ты туда ходил?
Так надо, все туда ходят…
Слайд 4Как стать счастливым, успешным, здоровым и благополучным?
ключевые слова, которыми оперировала школа
в 15–20 веках:
мел, доска, учитель, парта, оценка, ошибка, урок, параграф, домашнее задание,
учебник, экзамен, тетрадь, чернильница.
слова из школьного обихода в 21 веке: Интернет, веб_сайт, коуч, компьютер, рейтинг, креатив, команда, ноутбук, цель,
результат, виндоуз, эсэмэска, чат, деньги...
Слайд 5
ТРЕБОВАНИЯ ОБЩЕСТВА
ТРЕБОВАНИЯ РЫНКА
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС
Слайд 6
Потенциал (от лат. - сила) - в широком словоупотреблении трактуется как
средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии, а также средства, которые могут быть мобилизированы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели.
Личностный потенциал ученика – совокупность его способностей: оргдеятельностных, познавательных, творческих, коммуникативных и иных.
Слайд 7 «Творчество» -
это успешный полет мысли за пределы неизвестного. Оно дополняет
знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее. (П.Хилл)
это деятельность, результатом которой является
создание новых материальных и духовных ценностей.
это решение творческих задач. При этом творческую задачу мы определяем так. Это ситуация, возникающая в любом виде деятельности или в повседневной жизни, которая осознается человеком как проблема, требующая для своего решения поиска новых методов и приемов, создания какого-то нового принципа действия, технологии.
это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т.к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности»
БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Слайд 8Выделяются творческие способности:
Слайд 9Результат творчества:
Некий новый продукт:
ИДЕЯ
МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ
СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ ИЛИ ПОВЕДЕНИЯ
Слайд 10ТВОЧЕСТВО+МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ=ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Творческое мышление – один из видов мышления, характерный созданием
субъективно-нового продукта и новообразованиями в ходе самой мыслительной деятельности по его созданию.
Способность человека к творческому мышлению = КРЕАТИВНОСТЬ.
Слайд 11КРЕАТИВНОСТЬ- способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению. Внутренний ресурс
человека, проявляющийся в любом виде его деятельности и позволяющий человеку выходить за рамки общепринятых представлений о сути вещей, создавая новое.
Креативность – это те самые творческие способности человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, характеризовать или личность в целом, или продукт ее деятельности!
Слайд 12Концепция креативности Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса
Беглость
Гибкость
Оригинальность
Слайд 14Условия, способствующие созидательному творчеству:
Диагностика и самодиагностика ученика, позволяющая ему узнать свой
образовательный потенциал, строить собственный путь в образовании, чувствовать веру учителей и родителей в реализацию своих возможностей.
Формирование у учащегося личностной системы самооценок с целью уменьшения зависимости его творческой самореализации от внешних условий.
Овладение учителем технологией сопровождающего отношения к индивидуальному образовательному процессу каждого ученика.
Освоение и применение учащимися методик выражения внутренних качеств состояний и процессов с помощью внешних продуктов деятельности, в том числе знакового и символического типа.
Слайд 15Эвристика:
эвристическая образовательная деятельность — конструирование учеником своего образования через создание продуктов,
входящих в содержание этого образования. Внешний образовательный продукт участника образования обеспечивает получение им внутреннего продукта — изменение знаний, опыта, способностей, способов деятельности, других личностных качеств. Внутренний продукт участника образования и есть тот качественно новый результат, которого достигает дидактическая эвристика.
Слайд 16Модель творчески активной личности учащегося:
с высоким и средним уровнем интеллекта,
с развитыми познавательными способностями;
с познавательной Я –концепцией;
с сформированной мотивацией
достижения и внутренней мотивацией учения;
обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного;
умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении;
способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
с богатым воображением.
Слайд 17Критерии творческой активности учащихся
психологические задатки;
способность к концентрации внимания;
интеллект;
память, воображение;
личностный статус;
мотивация
достижений;
привычки;
талант;
устремлённость;
цели и ценности ребёнка
(здоровье, материальные блага, общение).
Слайд 18Какой он, современный учитель?
Доброжелателен и чуток.
Разбирается в психологии детей, в
том числе одаренных.
Имеет высокий уровень интеллекта.
Широкий круг интересов и умений.
Имеет живой и активный характер.
Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
Имеет творческое мировоззрение.
Обладает жизнестойкостью.
Имеет позитивную Я – концепцию.
Обладает целеустремленностью и настойчивость.
Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.
Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
Слайд 19Современные роли учителя
Сеем разумное, доброе, вечное…
А урожай где?
Слайд 21
создание психолого-педагогических условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье ученика,
его потенциальные ресурсы, способствующие личностному и интеллектуальному развитию учащегося.
Цель:
ДИВЕРГЕНТНОСТЬ – способность мыслить в разных направлениях, т. е. анализировать объект с разных сторон.
Слайд 22Литература
Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. М., 1970.
Ананьев
Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж. 1996.
Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.
Бердяев Н. А. Опыт эсхатологической метафизики// Творчество и объективация / сост. А. Г. Шиманский, Ю. О. Шиманская. – Мн.: Экономпресс, 2000.
Бердяев Н. А. Смысл творчества// Философия творчества, культуры и искусства. – М.: Искусство, 1994.
Винникотт Д. Игра и реальность. М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002.
Дружинин В. Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002.
Мэй Р. Мужество творить: Очерк психологии творчества. - Львов: Инициатива; М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
Петрова В. Н. Формирование креативной личности в процессе обучения в вузе // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 9 — Комплексные исследования: тезаурусный анализ мировой культуры.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, – СПб.: Питер, 2005.
Юнг К. Г. Психологические типы.
Яковлев В. Философия творчества в диалогах Платона // Вопросы философии. — 2003. — № 6. — С. 142-154.
Слайд 23
«Раскрась свои чувства»
Представьте себе, что этот человечек – сказочный герой,
в которого вы превратились. Этот человечек, как и сказочный герой, может испытывать разные чувства, и его ощущения живут в разных частях его тела. Раскрасьте эти чувства:
Радость – желтым
Счастье – оранжевым
Удовольствие – зеленым
Гнев, раздражение – ярко-красным
Чувство вины – коричневым
Страх – черным.
Дорисуйте лицо сказочному человечку
Конкурс на самое счастливое лицо
Если бы я был волшебником….