Слайд 1Развитие творческих и коммуникативных навыков у детей
Кокуца Наталия Игоревна
Педагог-психолог
ГБОУ ОЦ «Бухта
Казачья»
Слайд 2Актуальность
Сегодня чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей.
Раскрытие и реализация их творческих способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети и молодёжь – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой.
Слайд 3Федеральные стандарты в работе с одаренными детьми.
С требованиями, предъявляемыми в настоящее
время к ученику Федеральными Государственными Образовательными Стандартами нового поколения, с учетом которых современный школьник должен владеть рядом коммуникативных компетенций, а именно – владеть способами совместной деятельности в группе, умениями корректно вести учебный диалог, искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения в социуме и т.д Особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей. Постепенно в общественном сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век инновационных технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала, так как это один из решающих факторов развития страны. Следовательно, создание условий, обеспечивающих раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей, реализация их потенциальных возможностей, составляет одно из перспективных направлений развития системы образования
Слайд 4Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о
деле иначе и делать его лучше.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя ещё никем не было сделано или сделать по-новому, лучше.
При благоприятных условиях каждый ребёнок может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача учителя состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности.
Слайд 5Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и
развиться.
А. Бебель
Врожденные дарования подобны диким растениям и нуждаются в выращивании с помощью ученых занятий.
Ф. Бэкон
Слайд 6Одаренность - это как природный дар, который человек получает. Одаренность является
функцией всей системы условий жизнедеятельности в ее единстве, функцией личности. Она неразрывно связана со всей жизнью личности и потому оказывается на разных этапах ее развития.
Природные задатки организма сами по себе не детерминируют однозначно одаренности человека. Они лишь являются неотъемлемым компонентом той системы условий, определяющих развитие личности, ее одаренность.
Одаренность выражает внутренние возможности развитии не организма как такового, а личности. Однако если одаренность выражает внутренние особенности личности, то к ней в полной мере можно отнести концептуальное положение: внутреннее всегда опосредованное внешним и неотделимо от него. Специальная одаренность определяется соотнесением внутренних психических условий с требованиями специальных видов деятельности.
Одаренность является своеобразным сочетанием способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности.
Слайд 7Талант - высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание
способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность.
Талант - это высокий уровень развития специальных способностей; совокупность таких способностей, которые позволяют получить продукт деятельности, отличающийся новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости. Уже в детском возрасте могут оказаться первые признаки таланта в глазах музыки, математики, лингвистики, техники, спорта и тому подобное. Вместе с тем талант может проявиться и позже. Формирование и развитие таланта во многом зависит от общественно-исторических условий жизни и деятельности человека. Талант может проявиться во всех сферах человеческого труда: в организаторской и педагогической деятельности, в науке, технике, в самых разнообразных видах производства. Для развития таланта большое значение имеют трудолюбие и настойчивость. Для талантливых людей характерна потребность в занятии определенным видом деятельности, которая порой оказывается пристрастием к избранному делу.
Слайд 8Задачи
Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми;
Отбор средств обучения,
способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества;
Давать современное образование, используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей
Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей;
Социальная и психологическая поддержка одаренных детей
Слайд 9Отличительные особенности одаренных детей
Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных
сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к обучению и новой информации, творческие возможности и проявления.
Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
Испытывают радость от умственного труда.
Слайд 10Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при
прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, творчества, музыки, художественного искусства.
3.Обучащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами в технической области, обладающие креативностью мышления, а также, высокими спортивными достижениями, двигательной активностью и физической выносливостью.
4.Обучающиеся с низкими коммуникативными навыками и социализацией, и также, обладающие способностями в области творчества, познавательной активностью, оригинальностью ума.
Слайд 11Портрет одаренного ребенка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам,
постоянно задает вопросы.
2.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на
вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво,
энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
11. Не терпит готовых ответов, спорит.
Слайд 12Основные направления программы работы с одаренными детьми
выявление одаренных обучающихся;
создание банка
данных «Одаренные дети»;
разработка индивидуальных форм работы;
внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;
использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
создание образовательных курсов, направленных на поддержку одаренных учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся.
развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, областных, всероссийских олимпиадах, литературных праздниках, конкурсах, смотрах, спортивных соревнованиях.
Слайд 13Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение
нестандартных форм уроков;
Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
Участие в школьных и районных, районных и всероссийских олимпиадах по предметам;
Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
Создание детских портфолио.
Рекомендации работы с одаренными детьми
Слайд 14Особенности развития и обучения одаренных детей на разных этапах обучения
Начальная школа
(1-4 кл.)
При обучении и развитии одаренных детей в начальной школе важную роль играют уроки творчества, работа в кружках (художественных, технического творчества), развивающие экскурсии, творческие конкурсы, интеллектуальные игры и др.
Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам.
Слайд 15Система работы с одаренными детьми.
работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов
детского творчества);
работа с родителями (беседы, анкетирование).
создание специальной развивающей творческой среды, способствующей выявлению одарённых детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
индивидуализация;
индивидуальный подход.
Слайд 16Методики выявления одаренных детей
Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой.
Данный опросник может быть использован для оценки одарённости младших школьников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной.
Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная.
Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.
Слайд 17Человек, обладающий врожденным талантом, испытывает величайшее счастье тогда, когда использует этот
талант.
Гёте И.