Презентация, доклад на тему Развитие фонематического слуха и фонематических процессов у дошкольников

Содержание

Звуковой анализ ЕстественныйОбслуживает устную речь – способность различать особенности и порядок звуковСпособность врожденнаяИскусственный (интеллектуальный)Обслуживает письменную речьУмение определить наличие или отсутствие звука в словеУмение определить местоположение звука в слове Умение определить линейную последовательность и количество звуков в

Слайд 1Формирование фонематических процессов с использованием игровых технологий и развивающих игр у

воспитанников старшего дошкольного возраста

Учитель – логопед ГБДОУ № 17 комбинированного вида
Кировского р-на СПб
Киселева Елена Дмитриевна

Формирование фонематических процессов с использованием игровых технологий и развивающих игр у воспитанников старшего дошкольного возрастаУчитель – логопед

Слайд 2Звуковой анализ
Естественный

Обслуживает устную речь –
способность различать особенности и порядок

звуков

Способность врожденная

Искусственный (интеллектуальный)

Обслуживает письменную речь

Умение определить наличие или отсутствие звука в слове
Умение определить местоположение звука в слове
Умение определить линейную последовательность и количество звуков в слове
Способность приобретенная

Фонематический слух

Фонематическое восприятие

Звуковой анализ ЕстественныйОбслуживает устную речь – способность различать особенности и порядок звуковСпособность врожденнаяИскусственный (интеллектуальный)Обслуживает письменную речьУмение определить

Слайд 3Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и

узнавать фонемы родного языка. Он является частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами.         Фонематический слух формируется на основе непосредственного речевого общения, в процессе развития импрессивной речи.  Лежит в основе фонематического восприятия.

Фонематическое восприятие – это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. 
Развитие фонематического восприятия лежит в основе формирования всей фонетической стороны речи и слоговой структуры слова.

Речевой слух – совместное функционирование фонематического и фонетического слуха. Осуществляет восприятие чужой речи и контроль за собственной речью.
Отвечает за звуко-слоговую структуру речи.

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка.  Он

Слайд 4Этапы развития фонематического восприятия
1. Развитие неречевого слуха.
Упражнения включают задания на распознание:
звучащих инструментов

(гармошка, свисток, дудочка);
звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шуршание бумаги);
действий предметов (хлопанье, скрип, свист, стук).
Проводятся игры на узнавание голосов товарищей и голосов других людей, мелодий.

2. Развитие речевого слуха.
Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
Различение слов, близких по звуковому составу;
Дифференциация слогов;
Дифференциация фонем;

3. Развитие элементарных форм звукового анализа и синтеза.
Введение понятия «звук»;
Уточнение артикуляции звука;
Определение количества звуков в ряду гласных;
Определение наличия заданного звука в ряду звуков, на фоне слога, слова ;
Вычленение первого и последнего звука в слове
Дифференциация понятий «гласный – согласный звук»;
Выделение звука в конце и в начале слова;
Анализ и синтез обратного слога, прямого слога.
 

4. Развитие сложных форм звукового анализа и синтеза.
Определение количества и последовательности звуков в слове;
Определение места звука в слове;
Определение положения звука по отношению к другим звукам…

Этапы развития  фонематического восприятия1. Развитие неречевого слуха.	Упражнения включают задания на распознание:звучащих инструментов (гармошка, свисток, дудочка);звучащих предметов (крупа

Слайд 5Работа над гласными
Ручная поза звука А


Ручная поза звука У

Ручная поза звука И

Ручная поза звука О

Работа над гласными Ручная поза звука А      Ручная поза звука У

Слайд 6Работа над гласными

Работа над гласными

Слайд 8Гласные :

А, О, У, Э, Ы, И,

Я, Ё,

Е, Ю.
Й А Й О Й Э Й У

Гласные :А, О, У, Э, Ы, И, Я,   Ё,   Е,

Слайд 9Согласные

Согласные твердые:

Согласные мягкие:



Ш, Ж, Ц.




Ч, Щ, Й.

СогласныеСогласные твердые:Согласные мягкие:Ш, Ж, Ц.Ч, Щ, Й.

Слайд 10Согласные

Согласные твердые:
Звонкие и глухие

Согласные мягкие:
звонкие и глухие


СогласныеСогласные твердые:Звонкие и глухие	Согласные мягкие: звонкие и глухие

Слайд 11Обозначение символом первого звука в названии картинок

Обозначение символом первого звука в названии картинок

Слайд 12Обозначение символом последнего звука в названии картинок

Обозначение символом последнего звука в названии картинок

Слайд 13Символы при автоматизации звуков

Символы при автоматизации звуков

Слайд 14Определение места звука в слове

Определение места звука в слове

Слайд 15Анализ и синтез слога
+
+
=
=

Анализ и синтез слога++==

Слайд 16Анализ и синтез слога при автоматизации звуков

Анализ и синтез слога при автоматизации звуков

Слайд 17Задания на развитие звукового анализа

Задания на развитие звукового анализа

Слайд 18Работа в тетради

Работа в тетради

Слайд 19Спасибо за внимание!
Контакты:
logoped-spb@mail.ru
8(905)2511112
Киселева Е.Д.

Спасибо за внимание! Контакты:logoped-spb@mail.ru8(905)2511112Киселева Е.Д.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть