Слайд 1ЕЛЕНА АРХИПОВА - РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА
И КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ.
ПЕРВЫЙ ГОД
ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Слайд 2Содержание работы с детьми первого года жизни
При составлении программы работы с
детьми первого года жизни было выделено 5 этапов (комплексов) с учетом возрастных закономерностей нормального психомоторного развития.
Слайд 3Первый этап работы
(от рождения до 3 месяцев)
Цель: Стимуляция голосовой реакции,
гуканья и гуления.
Задачи : Формирование потребности в эмоциональной коммуникации, эмоциональном познании окружающего мира.
Основные направления развития ребенка
от рождения до трех месяцев:
развитие общей и мелкой моторики рук;
формирование зрительного и звукового сосредоточения;
стимуляция голосовых вокализаций;
формирование предпосылок понимания речи;
вызывание эмоциональных реакций в ответ на общение с матерью.
Слайд 4Второй этап работы
(от 3 до 4 месяцев)
Цель: Закрепление умения держать
голову, тянуться и захватывать игрушки, вступать в эмоциональный контакт с взрослым, активно и протяжно гулить.
Задачи :
стимуляция инициативы общения с взрослыми;
развитие положительных эмоций, интереса к окружающему;
формирование повторной эмоционально-голосовой подражательности в виде певучего гуления;
развитие зрительно-моторной координации, реакции равновесия, обучение двигательным навыкам, соответствующим данному возрастному периоду.
Слайд 5Основные направления развития ребенка в возрасте 3–4 месяцев:
организация эмоционального общения
с ребенком;
последовательная стимуляция и формирование голосовых реакций гуканья (единичные звуки) и гуления (длительное звучание с повторами);
развитие общей и мелкой моторики рук, совершенствование зрительного восприятия и зрительных дифференцировок;
формирование предпосылки понимания речи;
расширение эмоционально-коммуникативного опыта;
формирование умения локализовать звуки в пространстве, воспринимать и дифференцировать различно интонируемый голос взрослого;
развитие устойчивости фиксации взгляда, плавности прослеживания взглядом за объектом;
развитие "комплекса оживления
Слайд 6Третий этап работы
(от 4 до 6 месяцев)
Цель: Стимуляция интонационного голосового
общения и начальных стадий лепета.
Задачи:
стимуляция ориентировочно-исследовательского поведения, интенсивных эмоциональных мотиваций к лепету;
формирование подражания звукам, предшествующим лепету;
совершенствование приобретенных в результате предыдущей работы навыков;
обучение положению стоя на четвереньках, ползанию и формирование навыков сидения.
Слайд 7Основные направления развития ребенка
4–6 месяцев:
эмоционально-выразительное, вокализованное общение между взрослым и
ребенком;
формирование подражания переходным к лепету звукосочетаниям;
развитие восприятия слогоритмических цепочек;
обучение ребенка есть из ложки и пить из чашки;
стимуляция и развитие пальцевого осязания;
выработка слуховых и зрительных дифференцировок.
Слайд 8Четвертый этап работы
(от 6 до 9 месяцев)
Цель: Активизация лепета, расширение
лепетного репертуара, вызывание физиологических лепетных эхолалий (повторений вслед за взрослым).
Задачи:
развитие дифференцированных эмоциональных реакций;
формирование аутоэхолалического лепета, предпосылок понимания речи;
обучение жеванию, самостоятельной еде (из собственных рук) твердой пищи;
формирование устойчивого сидения, совершенствование движений, развитие чувства равновесия и координации, подготовка к самостоятельному вставанию.
Слайд 9Основные направления развития ребенка
6–9 месяцев:
вызывание в процессе совместной с
взрослым деятельности эмоционально-выразительных реакций (смех, улыбка, сосредоточение);
стимуляция аутоэхолаличного лепета (цепочки различных слогов с изменением звуков в них и интонационных характеристик (длительности, напряженности, громкости));
слуховое восприятие лепетных псевдослов (слов, понятных при соотнесении с ситуацией);
формирование предпосылок понимания речи;
выработка новых движений;
обучение навыку жевания;
формирование положительного отношения к занятиям, вовлечение в общение через голосовые реакции и игру, выработка акустической установки на звуки и голоса (то есть развитие внимания к речи), развитие манипулятивной функции рук.
Особенностями комплексных занятий на этом этапе является освоение способов вертикализации, активизация самостоятельных движений и действий.
Слайд 10Пятый этап работы
(от 9 до 12 месяцев)
Цель: Активизация лепетных и
осмысленных слов (к году в словаре ребенка насчитывается приблизительно 5-10 слов и до 30 звукоподражаний).
Задачи :
создание положительного эмоционального фона для восприятия игровых коммуникативных ситуаций;
побуждение к произношению псевдослов и их цепочек; активизация осознанно произносимых лепетных слов;
расширение объема понимаемых слов и фраз;
обучение еде при помощи ложки;
развитие умения сохранять равновесие в положении сидя; освоение новых способов ползания (переползание, подползание) и посадки (с опорой на вытянутые руки, с разведенными в стороны коленями);
обучение навыкам самостоятельного вставания и ходьбы.
Слайд 11Основные направления развития ребенка
9-12 месяцев:
создание эмоционально окрашенных коммуникативных ситуаций
в процессе ситуативно-делового общения;
стимуляция общения с использованием лепетных псевдослов и их цепочек;
обучение восприятию и подражательному воспроизведению мелодических особенностей речи взрослого;
обучение использованию в процессе еды ложки;
развитие дифференцированных движений пальцев рук.
Слайд 12Обследование детей первого года жизни
В процессе обследования детей первого года жизни
особое внимание уделяется следующим направлениям работы:
Изучение анамнестических данных:
При анализе анамнестических данных учитывается:
течение беременности,
состояние ребенка при рождении,
особенности крика, наличие и характер асфиксии (балл по шкале Апгар).
на врожденные безусловные оральные рефлексы, обеспечивающие возможность сосания и глотания.
время появления ориентировочных реакций на зрительные и звуковые раздражители, момент появления и характер улыбки.
Слайд 132.Изучение двигательного развития ребенка:
наличие патологических тонических рефлексов и распространение их
на мышцы языка и глаз;
умение удерживать голову, что необходимо для развития ориентировочно-познавательной деятельности;
умение поворачиваться, сидеть;
развитие мускулатуры кисти, положению первого пальца;
возможности зрительно-моторной координации;
манипулятивной и предметной деятельности (что влияет на развитие речи);
определяется общий мышечный тонус ребенка;
характер гиперкинезов (патологические, внезапно возникающие непроизвольные движения в различных группах мышц), судорог;
способность ребенка опираться на ноги и ходить.
Слайд 143.Изучение состояния речевого аппарата:
наличие патологии в строении артикуляционного аппарата;
обследуется состояние тонуса
мышц артикуляционного аппарата, распределение напряжения при эмоциональной нагрузке, особенности движения губ и языка;
определяется состояние оральных рефлексов, оральных синкинезий (непроизвольные сопутствующие движения, которые возникают только при произвольных движениях), характер гиперкинезов.
особенности приема пищи: сосания и глотания;
учитываются характер голоса, крика и дыхания.
Слайд 154.Исследование голосовой и доречевой активности ребенка:
отмечается характер крика ребенка, его
интонационно-выразительную окраску и коммуникативную функцию;
логопед устанавливает наличие, характер и время появления интонируемого голоса, используемого ребенком как средство общения;
наблюдая за ребенком, необходимо отметить время появления гуления , особенности его развития от спонтанной вокализации до самоподражания и ответного гуления.