Слайд 1Работа со словарными словами. Роль школьного логопеда.
Подготовила учитель – логопед: Нефёдова
Е. И.
МБОУ СОШ №72 им. Ю. В. Лукьянчикова
г. Воронежа.
Слайд 2 Вы говорите: дети меня утомляют. Вы правы. Вы поясняете:
надо опускаться до их понятий. Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься. Ошибаетесь. Ни от того мы устаём, а от того что надо подниматься, становиться на цыпочки, тянуться. Чтобы не обидеть.
Я. Корчак
Слайд 3В настоящее время возрастает количество детей, имеющих проблемы в обучении, причиной
которых является дислексия и дисграфия.
Исследования показали, что начиная с1977 года количество учеников начальной школы с затруднениями подобного рода выросло с 8,7% до 70% и продолжает увеличиваться.
Слайд 4 С позиции комплексного подхода, для того чтобы ребёнок обучался
успешно, необходимо развивать у него
произвольную саморегуляцию,
способность к предвосхищению ответной реакции в условиях недостаточности информации,
навыки внимания,
понимание причинно-следственных отношений;
слух, зрение, мелкую моторику, координацию движений.
Слайд 5Основная задача моей работы
активзация природной грамотности ребёнка,
улучшение качества и скорости чтения
вслух,
развитие внимания и способности обучаться самостоятельно практически по всем предметам.
Слайд 6Три основных принципа русской орфографии:
Фонетический – это письмо без
правил, «как слышу, так и пишу».
Морфологический принцип отражает письмо по правилам.
Традиционный – базируется на отражении старых норм письма.
С ним ребёнок чаще всего сталкивается при написании словарных слов.
Слайд 7Психологоия учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его
графический образ. Обращение к памяти ученика – это традиция старой школы.
Мнемоника (система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти за счёт искусственных ассоциаций) была раньше очень популярна.
Слайд 8Метод ассоциативного запоминания словарных слов.
Записать словарное
слово и поставить ударение.
Выделить ярким цветом (просигналить) букву, которая вызывает сомнение.
Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом, записать или зарисовать его рядом.
Прочесть слово и чётко воспроизвести вслух найденный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
Слайд 9Суть метода:
Трудная орфограмма слова связывается с ярким ассоциативным образом, который
вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму.
Главное: не навязывать ребёнку своей ассоциации! Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.
Слайд 10 Требования к ассоциативному
образу
Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком, иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Слайд 14Ассоциативный образ по материалу
Слайд 15Ассоциативный образ по назначению
Слайд 16Ассоциативный образ по количеству
Слайд 17 Ассоциативный образ по соответствию
Слайд 20 Ассоциативный образ по принадлежности
Слайд 21Ассоциативный образ по сравнению
Слайд 23Ассоциативный образ по месту нахождения
Слайд 24 Ассоциативный образ по форме
( слово – форма )
Слайд 25Виды работ со словарными словами
на этапе звукобуквенного анализа
Постановка ударения,
выделение ярким цветом трудной буквы.
Звукобуквенный анализ слова.
Запоминание слов по сетке.
Вставить пропущенную букву.
Записать слово только согласными или только гласными.
Слайд 26Виды работ со словарными словами
на этапе морфемного анализа
Подбор однокоренных
слов.
Образование другой части речи (берёза – берёзовая, дежурный – дежурить )
Разбор слов по составу.
Запись слов с разными приставками.
Образование слов при помощи суффикса (берёза – берёзка )
Слайд 27 Виды работ на этапе актуализации
лексического и
грамматического значения слова и развития связной речи
Объяснение значения слова.
Подбор однокоренных слов.
Составление словосочетаний.
Составление предложений.
Подбор синонимов, антонимов, поговорок с данным словом.
Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, иней, коньки, каток, ребята, валенки )
Слайд 28Образование единственного числа от множественного и наоборот ( учитель – учителя,
огороды – огород )
Выписывание словарных слов в несколько столбиков:
по родам
по числам
по склонениям
одушевлённые или неодушевлённые
по тематике
по частям речи
Слайд 29Восстановление деформированного предложения, текста.
Запись слов с разными предлогами.
Подобрать к прилагательным, по
смыслу существительные ( красное яблоко, храбрый солдат ).
Заменить синонимами или антонимами (водитель – шофёр, юг – север, запад – восток ).
Слайд 30 Систематические занятия подобного рода дают устойчивый результат – существенным
образом улучшаются внимание, память, орфографическая зоркость, обогащается словарный запас.
А самое главное, усвоив простой приём запоминания трудных слов, каждый школьник сам сможет придумывать для себя всё новые и новые образы – картинки.