Презентация, доклад на тему Психолого-педагогическая  профилактика  социально-негативного поведения детей и подростков

Содержание

Истоки профилактической деятельности заложены еще с античных временТермин «профилактика» происходит от древнегреческого слова prophylaktikos — предохранительный. Впервые о необходимости предотвращения того или иного неблагоприятного явления упоминается в трудах древних философов (Сократ, Эпикур, Посидоний и др.). Предотвращение заболеваний

Слайд 1Психолого-педагогическая  профилактика  социально-негативного поведения детей и подростков 
Могилова Инна Валериевна, методист МБУ ДПО «ИМЦ»
МБУ ДПО

«ИМЦ»
Психолого-педагогическая  профилактика  социально-негативного поведения  детей и подростков Могилова Инна Валериевна,  методист МБУ ДПО «ИМЦ»МБУ ДПО «ИМЦ»

Слайд 2Истоки профилактической деятельности заложены еще с античных времен
Термин «профилактика» происходит от

древнегреческого слова prophylaktikos — предохранительный.

Впервые о необходимости предотвращения того или иного неблагоприятного явления упоминается в трудах древних философов (Сократ, Эпикур, Посидоний и др.).

Предотвращение заболеваний связывали с соблюдением правил личной гигиены (Гиппократ, Патанджали и др.).

Параллельно с профилактической медициной развивается профилактическое направление в юриспруденции. В юридических науках истоки также исходят из древних времен и связаны с предупреждением преступлений.

Истоки профилактической деятельности заложены еще с античных временТермин «профилактика» происходит от древнегреческого слова prophylaktikos — предохранительный. Впервые о

Слайд 3Выделение профилактики в середине XX века в отдельное направление деятельности является

заслугой Всемирной организации здравоохранения

Профилактика - система социальных, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение развития заболевания путем устранения причин и условий их возникновения, на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

первичная - охватывает здоровых людей, включает работу с потенциальной группой риска, устранение неблагоприятных факторов и повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов;
вторичная - направлена на лиц с уже сформированным поведением риска, включает в себя меры по изменению сложившихся дезадаптивных форм поведения и позитивное развитие личностных ресурсов;
третичная - включает меры по предотвращению рецидивов у лиц с уже сформировавшимся отклоняющимся поведением

Виды профилактики:

Выделение профилактики в середине XX века в отдельное направление деятельности является заслугой  Всемирной организации здравоохранения Профилактика

Слайд 5Задачи
формирование психологически безопасной образовательной среды (эмоциональная и интеллектуальная),
формирование у учащихся жизнеутверждающего

психологического состояния и способности не быть зависимыми от всякого рода деструктивных манипуляций, обмана, влияний со стороны окружающего мира.
Задачиформирование психологически безопасной образовательной среды (эмоциональная и интеллектуальная),формирование у учащихся жизнеутверждающего психологического состояния и способности не быть

Слайд 6Задачи
формирование представления о здоровом образе жизни,
формирование у учащихся умений и навыков

активной психологической защиты от вовлечения в асоциальную деятельность.
формирование ответственности у подростка за свои действия.
формирование устойчивого развития личности
 формирование здоровых взаимоотношений с миром, обществом, самим собой как фактором, влияющим на здоровье, организацию здорового досуга

Задачиформирование представления о здоровом образе жизни,формирование у учащихся умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в

Слайд 7Классификация видов профилактики нашла свое отражение в основных подходах, сложившихся в

процессе ее развития и используемых в профилактической деятельности специалистов сегодняшней системы образования

информационный подход (основан на предоставлении информации о негативных факторах, влияющих на состояние здоровья человека);
социальный подход (основан на роли социальных факторов, обосновывает необходимость работы с социальным окружением);
подход, основанный на формировании жизненных навыков (повышение устойчивости к различным социальным влияниям, формирование индивидуальной компетентности, личностных и социальных навыков);



подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении (включение ощущений, переживаний индивида, формирование навыков их распознавания и управления);
подход, основанный на альтернативной деятельности (задействуются разные модели поведенческой альтернативы);
подход, основанный на укреплении здоровья (опора делается на личный выбор и социальную ответ­ственность);
интегративный подход (комбинирующего разные варианты).

Классификация видов профилактики нашла свое отражение в основных подходах, сложившихся в процессе ее развития и используемых в

Слайд 8Основные направления работы
Работа с детьми: общая воспитательная работа; работа с детьми

«группы риска»; работа с детьми девиантного поведения.
Работа с педагогическим составом: подготовка учителей к ведению профилактической работы, организационно-методическая профилактическая работа.
Работа с родителями: информирование и консультирование родителей по проблеме девиаций; работа с конфликтными семьями; психолого-педагогическая поддержка семей.
Основные направления работыРабота с детьми: общая воспитательная работа; работа с детьми «группы риска»; работа с детьми девиантного

Слайд 9Условиями эффективности профилактической работы
- своевременная диагностика подверженности школьника негативному влиянию

субкультуры,
- выявления уровня социально-психологической адаптированности и факторов риска;
- оценка и анализ личностных особенностей детей и подростков;
- осуществление системного психологического сопровождения, включающего комплексную работу с учащимися, их родителями и педагогическим коллективом школы;
- проведение просветительской, коррекционно-развивающей и консультативной работы с учащимися, направленной на формирование уверенности в себе и устойчивой положительной самооценки.
Условиями эффективности профилактической работы - своевременная диагностика подверженности школьника негативному влиянию субкультуры,- выявления уровня социально-психологической адаптированности и

Слайд 10Формы профилактики девиантного поведения

Формы профилактики  девиантного поведения

Слайд 11Программа социально-педагогической профилактики негативного влияния
- обучение средствам самопрезентации, самопознание и самовыражение,
-

обучение способам адекватного выражения эмоций и чувств,
- формирование устойчивой позитивной самооценки и уверенности в себе,
- развитие коммуникативных навыков, формирование навыков ответственного поведения и умения прогнозировать последствия своих поступков,
- работу с семейными отношениями,
- развитие способности противостоять негативному влиянию группы.
Программа социально-педагогической профилактики негативного влияния- обучение средствам самопрезентации, самопознание и самовыражение,- обучение способам адекватного выражения эмоций и

Слайд 12Школьная служба медиации и примирения
создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий

прав и интересов детей всех возрастов и групп .
формирование навыков конструктивного поведения в конфликте у всех участников педагогического процесса.
повышение эффективности профилактической и коррекционной работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию и находящимися в социально опасном положении.
Школьная служба медиации и примирения создание системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех

Слайд 13Функции школьной службы примирения
1. Восстановительная - восстановление статуса пострадавшего и обидчика

в обществе, отношений между ними и в школьном сообществе;
2. Образовательная - повышение коммуникативной компетентности учащихся и педагогов;
3. Воспитательная (стимулирование развития рефлексии, самостоятельности, принятия на себя ответственности, планирования будущего, осознания ценности отношений);
4. Профилактическая (предотвращение конфликтов)
Функции школьной службы примирения1. Восстановительная - восстановление статуса пострадавшего и обидчика в обществе, отношений между ними и

Слайд 14Основные направления деятельности служб школьной медиации
проведение просветительской работы (в отношении медиации)

среди учеников, их родителей и педагогического состава;
разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в образовательной организации;
предотвращение возникновения конфликтов, препятствование их эскалации;
формирование коммуникативных умений у детей, подростков, педагогов и родителей (навыков конструктивного решения конфликтов, ненасильственных стратегий поведения);
профилактика социальных аномалий среди детей и подростков (безнадзорности и беспризорности, наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних);
профилактическая и коррекционная работа с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Основные направления деятельности служб школьной медиациипроведение просветительской работы (в отношении медиации) среди учеников, их родителей и педагогического

Слайд 15Заслугой Всемирной организации здравоохранения в профилактике также является классификация ее предмета
С

1948 года ВОЗ координирует пересмотры Международной классификации болезней, включающей наряду с другими заболеваниями и социально значимые.

В 2004 году Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден перечень социально значимых заболеваний («Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» от 01.12.2004 № 715).

Заслугой Всемирной организации здравоохранения в профилактике также является классификация ее предметаС 1948 года ВОЗ координирует пересмотры Международной

Слайд 16Социально значимые заболевания
туберкулез;
болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением;
злокачественные новообразования;
сахарный

диабет;
гепатиты В, С;
психические расстройства и расстройства поведения;
инфекции, передающиеся половым путем;
болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
Социально значимые заболеваниятуберкулез; болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением; злокачественные новообразования; сахарный диабет; гепатиты В, С; психические расстройства

Слайд 17Профилактическое образование
В 2001 году ЮНЕСКО вводит понятие профилактического образования, в основные

задачи которого положены: пропаганда и защита подрастающего поколения от угроз социально значимых заболеваний, прежде все ВИЧ-инфекции, снижение риска к их уязвимости.

Под профилактическим образованием понимается - предоставление возможности обучения всем людям для повышения уровня знаний, приобретения навыков и умений, изменения жизненных ценностей и установок, которые позволят ограничить распространение социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции.

Профилактическое образованиеВ 2001 году ЮНЕСКО вводит понятие профилактического образования, в основные задачи которого положены: пропаганда и защита

Слайд 18Единство профилактического пространства
Необходимость создания единой модели деятельности в области профилактики социально

значимых заболеваний.
Организация профилактической деятельности через формирование ценности здоровья у детей и молодежи, личной ответственности за свое поведение, обусловливающее неприятие употребления психоактивных веществ и рискованного поведения.






Единство профилактического пространстваНеобходимость создания единой модели деятельности в области профилактики социально значимых заболеваний.Организация профилактической деятельности через формирование

Слайд 19Основополагающие идеи организации эффективного профилактического образовательного процесса:
объединение всех направлений профилактического влияния

с позиции формирования здорового образа жизни, формирования ценности здоровья у всех субъектов профилактики;
целостный подход к человеку, смещение на рассмотрение целостной ситуации развития ребенка в контексте его связей и отношений с другими;
соотношение субъективных и объективных факторов в становлении и развитии личности;
приоритет потребностей и ценностей развития личности ребенка, максимальный учет индивидуальных особенностей обучающихся;

обеспечение психического и психологического здоровья детей, организация психологической помощи различным контингентам обучающихся;
формирование и развитие потенциала личности на основе отношений понимания, доверия, любви и творчества;
самоопределение, самоактуализация и самореализация через сотрудничество взрослого и ребенка;
создание условий, обеспечивающих личностный рост как развитие ценностных отношений личности к миру, к людям, к самому себе.

Основополагающие идеи организации эффективного профилактического образовательного процесса:объединение всех направлений профилактического влияния с позиции формирования здорового образа жизни,

Слайд 20Направления профилактического образования

повышение уровня знаний целевых групп по проблеме первичной профилактики

ВИЧ-инфекции;

формирование устойчивой положительной мотивации к здоровому образу жизни, неприятие отклоняющегося поведения (прежде всего, аддиктивного), формирование навыков противодействия рискованному поведению;

дополнительная психологическая работа с целевыми группами, требующими особого внимания: дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (дети и подростки с отклонениями в поведении, дети-инвалиды, дети, затронутые ВИЧ-инфекцией и др.); одаренные дети

Направления профилактического образованияповышение уровня знаний целевых групп по проблеме первичной профилактики ВИЧ-инфекции; формирование устойчивой положительной мотивации к

Слайд 21
Системный подход - предусматривает рассмотрение данного процесса с точки зрения комплексной

системы. Необходимость рассмотрения процесса профилактического образования в единстве со средой.
Комплексный подход - решение задач различными средствами и технологиями с использованием психологических, педагогических, медицинских, социологических и иных аспектов.
Компетентностный подход используется для определения набора необходимых компетенций специалистов, участвующих в процессе профилактического образования.
Личностно-ориентированный подход – обусловлен необходимостью учета индивидуальных особенностей целевых групп.

Основные подходы

Системный подход - предусматривает рассмотрение данного процесса с точки зрения комплексной системы. Необходимость рассмотрения процесса профилактического образования

Слайд 22Основные принципы
Принципы опережающего (превентивного) сопровождения.
С этих позиций

объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом – ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Принцип системности
предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной ситуации.

Принцип стратегической целостности
определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции.

Основные принципыПринципы опережающего (превентивного) сопровождения.   С этих позиций объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом –

Слайд 23Основные принципы
Принцип многоаспектности
предполагает сочетание различных аспектов профилактической

деятельности:
образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о негативных проявлениях в поведении;
социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор ответственного поведения
психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации.
Принцип аксиологичности (ценностной ориентации).
Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения.





Основные принципыПринцип многоаспектности    предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности: образовательный аспект, формирующий базовую систему

Слайд 24Основные принципы
Принцип ситуационной адекватности
означает соответствие профилактических

действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации.
Принцип индивидуальной адекватности
подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей целевых групп.
Принцип легитимности
- профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и нормам международного права.
Принцип соблюдения прав человека
- профилактические действия не должны нарушать права и свободы человека.
Основные принципыПринцип ситуационной адекватности    означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и

Слайд 25Основные принципы

Принцип комплексности
- предполагает согласованность взаимодействия:


на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (воспитатели, педагоги, дошкольные и школьные психологи, врачи, социальные педагоги, социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних и др.);
на ведомственном уровне - органов и учреждений соответствующей ведомственной принадлежности, осуществляющих профилактическую деятельность в образовательной среде (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях); на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов профилактики в образовательной среде в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения и др.);
на уровне государственных, общественных и международных организаций.
Основные принципыПринцип комплексности    - предполагает согласованность взаимодействия: на профессиональном уровне - специалистов различных профессий,

Слайд 26Профилактические программы
Профилактическая деятельность в образовательных организациях основывается на базовых принципах:
Концепции

превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде (2006 г.),
Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде (2011 г.),
которые подразумевают формирование у детей и молодежи ценностей семейной жизни, здорового образа жизни, законопослушности, уважения к личности, государству, окружающей среды, неприятие употребления психоактивных веществ и неприятие рискованных форм поведения.

Профилактические программыПрофилактическая деятельность в образовательных организациях основывается на базовых принципах: Концепции превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД

Слайд 27
Изучение состояния профилактического образования в субъектах РФ, показало, что в образовательных

организациях реализуются обучающие профилактические программы, созданные как российскими и зарубежными учеными, так и разработанные специалистами регионов самостоятельно.

Среди обучающих программ, созданных международными организациями и адаптированных институтами Российской академии образования чаще всего в образовательных учреждениях регионов используются «Навыки жизни», «Полезная привычка», «Полезная практика: реальные альтернативы».

Профилактические образовательные программы, реализуемые в образовательных организациях регионов, носят, как правило, комплексный характер и направлены на профилактику алкоголизма и наркомании, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем, отклоняющегося поведения.



Профилактические программы

Изучение состояния профилактического образования в субъектах РФ, показало, что в образовательных организациях реализуются обучающие профилактические программы, созданные

Слайд 28Профилактические программы
При реализации профилактических программ широко используются активные формы обучения:
дискуссии,
рассмотрение

конкретных ситуаций,
ролевые и деловые игры,
тренинги и др.

Продолжительность реализуемых в образовательных организациях программ варьирует в значительных пределах от 1,5 до 144 часов.

Целевыми группами, на которые призваны воздействовать проводимые программы, являются в большей части обучающиеся, и в меньшей степени педагоги и родители.

В рамках системы воспитательной работы образовательных организаций обязательным является проведение тематических классных часов по вопросам профилактики социально значимых заболеваний, в том числе ВИЧ-инфекции, злоупотребления ПАВ, инфекций, передающихся половым путем; вопросам полового воспитания.

Профилактические программы При реализации профилактических программ широко используются активные формы обучения:дискуссии, рассмотрение конкретных ситуаций,ролевые и деловые игры,

Слайд 29Повышение уровня знаний специалистов, участвующих в профилактической деятельности
создание в образовательной организации

органа межведомственного взаимодействия
(например, психолого-медико-педагогический консилиум)

прохождение курсов повышения квалификации в области профилактики социально значимых заболеваний

вхождение в состав профессиональных сообществ,
ассоциаций и т.д.
Повышение уровня знаний специалистов, участвующих в профилактической деятельностисоздание в образовательной организации органа межведомственного взаимодействия   (например,

Слайд 30Необходимость межведомственного взаимодействия специалистов обусловлена
разобщением деятельности специалистов и представителей разных организаций

(участвующих в профилактическом образовании, в том числе из других организаций, например, представителей общественных организаций, волонтеров, представителей религиозных конфессий и т.д.);

искажение информации некоторыми специалистами при изложении вопросов, не входящих в их компетенцию;

необходимость консолидации усилий разных специалистов для создания единого профилактического пространства
Необходимость межведомственного взаимодействия специалистов обусловленаразобщением деятельности специалистов и представителей разных организаций (участвующих в профилактическом образовании, в том

Слайд 31Специализированные страницы на сайте cipv.ru

Специализированные страницы  на сайте cipv.ru

Слайд 32СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть