Слайд 1Проекты примерной адаптированной образовательной программы (вариант А);
примерных адаптированных основных образовательных
программ (варианты B, C, D)
учитель начальных классов МБОУ кадетская школа №1
имени Ф.Ф. Ушакова г. Хабаровск
Емельянова С.В.
Слайд 2
Нормативно-правовое основание проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает
Закон РФ «Об образовании» №273 в редакции от 29 декабря 2012 года .
В рамках работы по реализации ФЗ №273 «Об образовании», внедрения в образовательную практику Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время разработаны и проходят экспертизу Проекты следующих адаптированных основных образовательных программ :
Слайд 3- Примерная основная образовательная программа начального общего образования глухих детей (Варианты
В, С, D);
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (Варианты А, В, С, D);
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слепых обучающихся (Варианты А, В, С, D);
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (Варианты А, В, С, D);
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в системе специального образования (Вариант В);
Слайд 4
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (Вариант В);
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования умственно отсталых обучающихся (Варианты С, D);
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Варианты В, С, D);
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра варианты (Варианты А, В, С, D).
Слайд 5
Адаптированная образовательная программа и адаптированная основная образовательная программа
Слайд 6
Статья 2 ФЗ №273 «Об образовании» содержит определение понятия «адаптированная
образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц»
Слайд 7
Адаптированная основная общеобразовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения определенных
категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.
Слайд 8
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с ОВЗ -
это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
В структуру примерной адаптированной основной образовательной программы включаются: примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов и иные компоненты .
Слайд 9
Согласно ФГОС для различных категорий детей с ОВЗ, структура адаптированной образовательной
программы включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
ФГОС определяет требования к их соотношению и структуре каждой из них.
Ведущим элементом обязательной части Программы является содержание образования. В соответствии с этим в структуре обязательной части образовательных Программ обучающихся с ОВЗ предлагается выделить восемь образовательных областей, каждая из которых состоит из двух компонентов: «академического компонента» и компонента жизненной компетенции.
Слайд 10
ФГОС предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных
потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся.
Концепция предлагает разработку на основе Стандарта четырех вариантов адаптированных образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной Программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.
Слайд 11
Четыре варианта (A,B,C,D)
Примерной адаптированной основной образовательной программы, предлагаемых разработчиками ФГОС
для детей с ОВЗ:
Слайд 12Первый вариант образовательной
программы (А)
Слайд 14
Второй вариант образовательной программы (В)
Слайд 16
Третий вариант образовательной
программы (С)
Слайд 18
Четвёртый вариант образовательной
программы (D)
Слайд 20
Структура и особенности реализации примерной адаптированной образовательной программы
(вариант А)
Слайд 21
Согласно ФЗ № 273 от 29.12.2012г.,специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы
с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает необходимость разработки индивидуального учебного плана и адаптированной образовательной программы (через индивидуализацию их содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося) на основе основной образовательной программы и адаптированной основной образовательной программы.
Слайд 22
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательной организации
в условиях инклюзивного образования, разрабатывается на базе основной образовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок.
При этом адаптированию и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; способы учебной работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности.
Слайд 23
Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных
организаций, должна быть утверждена руководителем образовательной организации и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.
При разработке и реализации Адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ учитываются рекомендации Психолого-медико-педагогической комиссии, Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Слайд 24
В структуру основной образовательной программы обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная
на коррекцию недостатков в физическом и/или психическом развитии детей с теми или иными нарушениями развития и оказании помощи в освоении основной образовательной программы. Ее реализация обеспечивает развитие жизненной компетенции ребенка, сказываясь на результатах образования в целом.
Формирование жизненной компетенции предполагает исходно заданные адаптированной основной образовательной программой для групп обучающихся с теми или иными нарушениями развития требования к образовательной подготовке ученика в этом направлении. Содержание требований к жизненной компетенции отражается как в содержании основной образовательной программы общего образования, так и во внеурочной, внеклассной деятельности, по различным направлениям социально-адаптационной, образовательно-воспитательной и коррекционной работы.
Структурные компоненты адаптированной образовательной программы
Слайд 25
В составе Адаптированной образовательной программы может быть несколько взаимосвязанных разделов:
• титульный
лист программы с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и руководителем психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) школы, ФИО специалиста, который является ответственным за реализацию адаптированной образовательной программы этого ребенка);
• пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура адаптированной индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи, требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания АОП на уровне динамики тех или иных составляющих его психофизического развития;
• индивидуальный учебный план;
Компонентный состав документа «Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ».
Слайд 26
• собственно содержание программы, включающее в себя три основных блока:
- образовательный
компонент;
- коррекционный компонент, в рамках которого излагаются цели, задачи и направления
коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, ее приемы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям;
воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с рекомендациями для родителей обучающегося;
• мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых академических и жизненных компетенций;
• заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации адаптированной индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-педагогического консилиума в конце учебного года и динамического обследования ребенка на ПМПК.
Компонентный состав документа «Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ».
Слайд 27
При разработке и реализации адаптированных образовательных программ необходимо учитывать приоритеты в
развитии и социальной адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. Среди них надо отметить:
- Приоритет социальной адаптации ребенка. Именно социальная адаптация, а не упор на «наращивание» каких-либо конкретных знаний или умений, то есть возможность гибкого использования этих умений в конкретной подходящей ситуации.
- Природосообразность образовательных задач и методов предполагает развитие различных сторон психики ребенка в соответствии с логикой нормативного онтогенеза и гармоничности в развитии психических сфер, с одновременным учетом особенностей ребенка, а не слепое следование общей логике обучения;
- Развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми, в том числе и на невербальном уровне, здесь речь идет и об умении считывать контексты взаимодействия, контексты конкретных ситуаций, эти проблемы отчасти могут решаться путем развития регуляторной сферы, как основы построения любой деятельности;
- Преодоление, профилактика инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого ребенка.
Слайд 28
Структура и особенности реализации примерных адаптированных основных образовательных программ (варианты B,
C, D)
Слайд 29
Примерные адаптированные образовательные программы для определенных Законом РФ «Об образовании» №
273 категорий обучающихся с ОВЗ (детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра) разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ представленных категорий.
Слайд 30
Каждая Примерная адаптированная основная образовательная программа содержит:
- описание назначения и нормативно-правовой
документации, на основании которой составляется Программа:
- психолого-педагогическую характеристику конкретной группы обучающихся с ОВЗ с указанием особых образовательных потребностей, свойственных детям с конкретными нарушениями развития;
- структуру и содержание образовательной программы, представленных в вариантах А, В, С, D в соответствии с принципом дифференцированного подхода и индивидуализации образования для различных групп обучающихся с ОВЗ.
Слайд 31
Варианты В, С, D Примерных адаптированных основных образовательных программ включают:
-
Пояснительную записку, описывающую цели реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для определенной категории обучающихся; подходы и принципы к формированию основной образовательной программы начального общего образования данной категории детей с ОВЗ; сроки получения начального образования; формы реализации данного варианта АООП и итоговой аттестации обучающихся; описание механизма выбора предлагаемого варианта АООП и структуру АООП;
- Содержание образования: планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО; систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО; Программу формирования универсальных учебных действий; программы учебных предметов, курсов; Программу духовно-нравственного развития; Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Программу коррекционной работы; Программу внеурочной деятельности; Учебный план;
- Условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования: система требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Слайд 32
Ведущим элементом обязательной части Программы является содержание образования. В соответствии с
этим в структуре обязательной части образовательных Программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предлагается выделить восемь образовательных областей, каждая из которых состоит из двух компонентов: «академического компонента» и компонента жизненной компетенции:
Язык - знания о языке и речевая практика;
Математика - знание математики и практика применения математических знаний;
Естествознание - знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром;
Человек - знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми;
Обществознание - знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением;
Искусство - знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве;
Физическая культура - знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования;
Технологии - основы предметно-практической и трудовой деятельности, информационные технологии и практика их применения.
Слайд 33
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена коррекционно-развивающей областью, состоящей также из
«академического» компонента и компонента жизненной компетенции.
Целевая установка этой части образовательной программы состоит в удовлетворении особых образовательных потребностей каждой категории обучающихся с ОВЗ.
Слайд 34
Соотношение компонента «жизненной компетенции» и «академического» компонента отражает специфику разработки каждой
образовательной области в каждом варианте Программы и для каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вариативность соотношений этих компонентов и возрастание доли «жизненной компетенции» от первого варианта ко второму и третьему, отражает вариативность соотношения общих и особых образовательных потребностей в неоднородной группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Слайд 35
В четвертом варианте требования к структуре содержания образования в адаптированной основной
образовательной программе на основе индивидуального учебного плана сохраняются: предусмотрены те же восемь областей образования, в каждой из них значительно превалирует компонент жизненной компетенции.
Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития, соответственно и сама Программа может быть только индивидуальной .
Слайд 36
Варианты В, С, D адаптированных основных образовательных программ могут быть реализованы
как в отдельных образовательных организациях, в которых созданы специальные образовательные условия в соответствии с требованиями ФГОС для той или иной категории обучающихся с ОВЗ, так и в комбинированных образовательных организациях (комбинированных школах), реализующих как основные, так и адаптированные образовательные программы, и включающие в свой состав обычные, комбинированные (инклюзивные) и классы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
При этом в любой образовательной организации должны быть созданы специальные условия, максимально удовлетворяющие особые образовательные потребности различных категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе – предоставление возможности перехода с одного варианта на другой вариант образовательной Программы.
Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы в образовательных организациях
Слайд 37
Эта возможность обеспечивается при соблюдении следующих условий:
- письменного заявления родителей (или
других законных представителей ребенка);
- желания самого ребенка;
- наличия устойчивой положительной динамики в усвоении как «академического» компонента, так и компонента жизненной компетенции в течение не менее года;
- результатов комплексного психолого-медико-психологического обследования, проведенного ПМПК;
- успешной реализацией индивидуального учебного плана, предусматривающего овладение ребенком с ОВЗ учебными предметами, отсутствующими в структуре адаптированной программы;
- создания образовательной организацией комплекса необходимых условий, способствующих овладению ребенком с ОВЗ учебными предметами, отсутствующими в структуре содержания адаптированной образовательной программы
Слайд 38
Заключение
Таким образом, обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может
осуществляться либо по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном классе; либо по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программе, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, в условиях специального (коррекционного) класса для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.
Слайд 39
Обучение детей с ОВЗ в условиях образовательной организации для детей глухих,
слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, согласно Закону об образовании в Российской Федерации осуществляется по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программой, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.