Презентация, доклад на тему Проекты примерной адаптированной образовательной программы (вариант А); примерных адаптированных основных образовательных программ (варианты B, C, D)

Содержание

Нормативно-правовое основание проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает Закон РФ «Об образовании» №273 в редакции от 29 декабря 2012 года .В рамках работы по реализации ФЗ №273 «Об образовании», внедрения в образовательную

Слайд 1Проекты примерной адаптированной образовательной программы (вариант А); примерных адаптированных основных образовательных

программ (варианты B, C, D)

учитель начальных классов МБОУ кадетская школа №1
имени Ф.Ф. Ушакова г. Хабаровск

Емельянова С.В.

Проекты примерной адаптированной образовательной программы (вариант А);  примерных адаптированных основных образовательных программ (варианты B, C, D)

Слайд 2
Нормативно-правовое основание проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает

Закон РФ «Об образовании» №273 в редакции от 29 декабря 2012 года .

В рамках работы по реализации ФЗ №273 «Об образовании», внедрения в образовательную практику Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время разработаны и проходят экспертизу Проекты следующих адаптированных основных образовательных программ :
Нормативно-правовое основание проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает Закон РФ «Об образовании» №273

Слайд 3- Примерная основная образовательная программа начального общего образования глухих детей (Варианты

В, С, D); - Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (Варианты А, В, С, D); - Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слепых обучающихся (Варианты А, В, С, D); - Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся (Варианты А, В, С, D); - Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в системе специального образования (Вариант В);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования глухих детей (Варианты В, С, D);  - Примерная

Слайд 4 - Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с

задержкой психического развития (Вариант В); - Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования умственно отсталых обучающихся (Варианты С, D); - Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Варианты В, С, D); - Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра варианты (Варианты А, В, С, D).
- Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического

Слайд 5
Адаптированная образовательная программа и адаптированная основная образовательная программа

Адаптированная образовательная программа и адаптированная основная образовательная программа

Слайд 6
Статья 2 ФЗ №273 «Об образовании» содержит определение понятия «адаптированная

образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц»
Статья 2 ФЗ №273 «Об образовании» содержит  определение понятия «адаптированная образовательная программа - образовательная программа,

Слайд 7
Адаптированная основная общеобразовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения определенных

категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.
Адаптированная основная общеобразовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения определенных категорий лиц с ограниченными возможностями

Слайд 8
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с ОВЗ -

это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.
В структуру примерной адаптированной основной образовательной программы включаются: примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов и иные компоненты .
Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования обучающихся с ОВЗ - это учебно-методическая документация, определяющая рекомендуемые

Слайд 9
Согласно ФГОС для различных категорий детей с ОВЗ, структура адаптированной образовательной

программы включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

ФГОС определяет требования к их соотношению и структуре каждой из них.

Ведущим элементом обязательной части Программы является содержание образования. В соответствии с этим в структуре обязательной части образовательных Программ обучающихся с ОВЗ предлагается выделить восемь образовательных областей, каждая из которых состоит из двух компонентов: «академического компонента» и компонента жизненной компетенции.

Согласно ФГОС для различных категорий детей с ОВЗ, структура адаптированной образовательной программы включает две части: обязательную

Слайд 10
ФГОС предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных

потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся.

Концепция предлагает разработку на основе Стандарта четырех вариантов адаптированных образовательных программ, в которых формулируются требования к содержанию образования, условиям реализации образовательной Программы и результатам ее освоения с учетом степени выраженности нарушений в развитии.

ФГОС предусматривает возможность создания дифференцированных образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся.

Слайд 11
Четыре варианта (A,B,C,D)
Примерной адаптированной основной образовательной программы, предлагаемых разработчиками ФГОС

для детей с ОВЗ:

Четыре варианта (A,B,C,D) Примерной адаптированной основной образовательной программы, предлагаемых разработчиками ФГОС для детей с ОВЗ:

Слайд 12Первый вариант образовательной
программы (А)

Первый вариант образовательной программы (А)

Слайд 14
Второй вариант образовательной программы (В)

Второй вариант образовательной программы (В)

Слайд 16
Третий вариант образовательной
программы (С)

Третий вариант образовательной программы (С)

Слайд 18
Четвёртый вариант образовательной
программы (D)

Четвёртый вариант образовательной программы (D)

Слайд 20
Структура и особенности реализации примерной адаптированной образовательной программы

(вариант А)
Структура и особенности реализации примерной адаптированной образовательной программы

Слайд 21
Согласно ФЗ № 273 от 29.12.2012г.,специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья предполагает необходимость разработки индивидуального учебного плана и адаптированной образовательной программы (через индивидуализацию их содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося) на основе основной образовательной программы и адаптированной основной образовательной программы.
Согласно ФЗ № 273 от 29.12.2012г.,специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями

Слайд 22
Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательной организации

в условиях инклюзивного образования, разрабатывается на базе основной образовательной программы в соответствии с особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок.

При этом адаптированию и модификации подлежат программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; способы учебной работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности.

Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательной организации в условиях инклюзивного образования, разрабатывается

Слайд 23
Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных

организаций, должна быть утверждена руководителем образовательной организации и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.
 
При разработке и реализации Адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ учитываются рекомендации Психолого-медико-педагогической комиссии, Индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем

Слайд 24
В структуру основной образовательной программы обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная

на коррекцию недостатков в физическом и/или психическом развитии детей с теми или иными нарушениями развития и оказании помощи в освоении основной образовательной программы. Ее реализация обеспечивает развитие жизненной компетенции ребенка, сказываясь на результатах образования в целом.

Формирование жизненной компетенции предполагает исходно заданные адаптированной основной образовательной программой для групп обучающихся с теми или иными нарушениями развития требования к образовательной подготовке ученика в этом направлении. Содержание требований к жизненной компетенции отражается как в содержании основной образовательной программы общего образования, так и во внеурочной, внеклассной деятельности, по различным направлениям социально-адаптационной, образовательно-воспитательной и коррекционной работы.

Структурные компоненты адаптированной образовательной программы

В структуру основной образовательной программы обязательно включается Программа коррекционной работы, направленная на коррекцию недостатков в физическом

Слайд 25
В составе Адаптированной образовательной программы может быть несколько взаимосвязанных разделов:

• титульный

лист программы с указанием наименования учреждения, назначение программы, срок реализации, адресность программы (фамилия, имя обучающегося, год обучения), гриф утверждения руководителем, согласование с родителями и руководителем психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) школы, ФИО специалиста, который является ответственным за реализацию адаптированной образовательной программы этого ребенка);

• пояснительная записка, в которой излагается краткая психолого-педагогическая характеристика ребенка с перечнем сформированных умений и навыков и тех, которые не сформированы в должной степени, структура адаптированной индивидуальной образовательной программы, её цели и задачи, требования к уровню подготовленности ребенка, которые позволяют оценить полноту реализации содержания АОП на уровне динамики тех или иных составляющих его психофизического развития;

• индивидуальный учебный план;


Компонентный состав документа «Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ».

В составе Адаптированной образовательной программы может быть несколько взаимосвязанных разделов:• титульный лист программы с указанием наименования

Слайд 26
• собственно содержание программы, включающее в себя три основных блока:
- образовательный

компонент;
- коррекционный компонент, в рамках которого излагаются цели, задачи и направления
коррекционной работы специалистов сопровождения (учителя – логопеда, учителя – дефектолога, педагога – психолога, социального педагога, медицинского работника) с обучающимся, ее приемы, методы и формы, рекомендации выше указанных специалистов учителю и родителям;
воспитательный компонент, содержащий раздел классного руководителя с рекомендациями для родителей обучающегося;

• мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно сформулированы результаты реализации программы на уровне динамики показателей психического и психологического развития обучающегося и уровне сформированности ключевых академических и жизненных компетенций;

• заключение и рекомендации, в котором формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации адаптированной индивидуальной программы в целом при обсуждении данного вопроса в рамках итогового психолого-педагогического консилиума в конце учебного года и динамического обследования ребенка на ПМПК.

Компонентный состав документа «Адаптированная образовательная программа для ребенка с ОВЗ».

• собственно содержание программы, включающее в себя три основных блока:- образовательный компонент;- коррекционный компонент, в рамках

Слайд 27
При разработке и реализации адаптированных образовательных программ необходимо учитывать приоритеты в

развитии и социальной адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде. Среди них надо отметить:
- Приоритет социальной адаптации ребенка. Именно социальная адаптация, а не упор на «наращивание» каких-либо конкретных знаний или умений, то есть возможность гибкого использования этих умений в конкретной подходящей ситуации.
- Природосообразность образовательных задач и методов предполагает развитие различных сторон психики ребенка в соответствии с логикой нормативного онтогенеза и гармоничности в развитии психических сфер, с одновременным учетом особенностей ребенка, а не слепое следование общей логике обучения;
- Развитие коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми, в том числе и на невербальном уровне, здесь речь идет и об умении считывать контексты взаимодействия, контексты конкретных ситуаций, эти проблемы отчасти могут решаться путем развития регуляторной сферы, как основы построения любой деятельности;
- Преодоление, профилактика инвалидизации и искусственной изоляции семьи особого ребенка.

При разработке и реализации адаптированных образовательных программ необходимо учитывать приоритеты в развитии и социальной адаптации детей

Слайд 28
Структура и особенности реализации примерных адаптированных основных образовательных программ (варианты B,

C, D)

Структура и особенности реализации примерных адаптированных основных образовательных программ (варианты B, C, D)

Слайд 29
Примерные адаптированные образовательные программы для определенных Законом РФ «Об образовании» №

273 категорий обучающихся с ОВЗ (детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра) разработаны на основе Федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ОВЗ представленных категорий.
Примерные адаптированные образовательные программы для определенных Законом РФ «Об образовании» № 273 категорий обучающихся с ОВЗ

Слайд 30
Каждая Примерная адаптированная основная образовательная программа содержит:
- описание назначения и нормативно-правовой

документации, на основании которой составляется Программа:
- психолого-педагогическую характеристику конкретной группы обучающихся с ОВЗ с указанием особых образовательных потребностей, свойственных детям с конкретными нарушениями развития;
- структуру и содержание образовательной программы, представленных в вариантах А, В, С, D в соответствии с принципом дифференцированного подхода и индивидуализации образования для различных групп обучающихся с ОВЗ.

Каждая Примерная адаптированная основная образовательная программа содержит:- описание назначения и нормативно-правовой документации, на основании которой составляется

Слайд 31
Варианты В, С, D Примерных адаптированных основных образовательных программ включают:
-

Пояснительную записку, описывающую цели реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для определенной категории обучающихся; подходы и принципы к формированию основной образовательной программы начального общего образования данной категории детей с ОВЗ; сроки получения начального образования; формы реализации данного варианта АООП и итоговой аттестации обучающихся; описание механизма выбора предлагаемого варианта АООП и структуру АООП;
- Содержание образования: планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО; систему оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО; Программу формирования универсальных учебных действий; программы учебных предметов, курсов; Программу духовно-нравственного развития; Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; Программу коррекционной работы; Программу внеурочной деятельности; Учебный план;
- Условия реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования: система требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Варианты В, С, D Примерных адаптированных основных образовательных программ включают: - Пояснительную записку, описывающую цели реализации

Слайд 32
Ведущим элементом обязательной части Программы является содержание образования. В соответствии с

этим в структуре обязательной части образовательных Программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предлагается выделить восемь образовательных областей, каждая из которых состоит из двух компонентов: «академического компонента» и компонента жизненной компетенции:
Язык - знания о языке и речевая практика;
Математика - знание математики и практика применения математических знаний;
Естествознание - знания о мире и практика взаимодействия с окружающим миром;
Человек - знания о человеке и практика личного взаимодействия с людьми;
Обществознание - знания о человеке в социуме и практика осмысления происходящего с самим ребёнком и другими людьми, взаимодействия с близким и дальним социальным окружением;
Искусство - знания и умения в области искусств и практика их применения в быту и творчестве;
Физическая культура - знания о человеке, своих возможностях и ограничениях и практика здорового образа жизни, физического самосовершенствования;
Технологии - основы предметно-практической и трудовой деятельности, информационные технологии и практика их применения.
 

Ведущим элементом обязательной части Программы является содержание образования. В соответствии с этим в структуре обязательной части

Слайд 33
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена коррекционно-развивающей областью, состоящей также из

«академического» компонента и компонента жизненной компетенции.
Целевая установка этой части образовательной программы состоит в удовлетворении особых образовательных потребностей каждой категории обучающихся с ОВЗ.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена коррекционно-развивающей областью, состоящей также из «академического» компонента и компонента жизненной

Слайд 34
Соотношение компонента «жизненной компетенции» и «академического» компонента отражает специфику разработки каждой

образовательной области в каждом варианте Программы и для каждой категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Вариативность соотношений этих компонентов и возрастание доли «жизненной компетенции» от первого варианта ко второму и третьему, отражает вариативность соотношения общих и особых образовательных потребностей в неоднородной группе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Соотношение компонента «жизненной компетенции» и «академического» компонента отражает специфику разработки каждой образовательной области в каждом варианте

Слайд 35
В четвертом варианте требования к структуре содержания образования в адаптированной основной

образовательной программе на основе индивидуального учебного плана сохраняются: предусмотрены те же восемь областей образования, в каждой из них значительно превалирует компонент жизненной компетенции.
Итоговые достижения определяются индивидуальными возможностями обучающегося с тяжелыми и множественными нарушениями развития, соответственно и сама Программа может быть только индивидуальной .
В четвертом варианте требования к структуре содержания образования в адаптированной основной образовательной программе на основе индивидуального

Слайд 36
Варианты В, С, D адаптированных основных образовательных программ могут быть реализованы

как в отдельных образовательных организациях, в которых созданы специальные образовательные условия в соответствии с требованиями ФГОС для той или иной категории обучающихся с ОВЗ, так и в комбинированных образовательных организациях (комбинированных школах), реализующих как основные, так и адаптированные образовательные программы, и включающие в свой состав обычные, комбинированные (инклюзивные) и классы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
При этом в любой образовательной организации должны быть созданы специальные условия, максимально удовлетворяющие особые образовательные потребности различных категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе – предоставление возможности перехода с одного варианта на другой вариант образовательной Программы.

Особенности реализации адаптированной основной образовательной программы в образовательных организациях

Варианты В, С, D адаптированных основных образовательных программ могут быть реализованы как в отдельных образовательных организациях,

Слайд 37
Эта возможность обеспечивается при соблюдении следующих условий:
- письменного заявления родителей (или

других законных представителей ребенка);
- желания самого ребенка;
- наличия устойчивой положительной динамики в усвоении как «академического» компонента, так и компонента жизненной компетенции в течение не менее года;
- результатов комплексного психолого-медико-психологического обследования, проведенного ПМПК;
- успешной реализацией индивидуального учебного плана, предусматривающего овладение ребенком с ОВЗ учебными предметами, отсутствующими в структуре адаптированной программы;
- создания образовательной организацией комплекса необходимых условий, способствующих овладению ребенком с ОВЗ учебными предметами, отсутствующими в структуре содержания адаптированной образовательной программы
Эта возможность обеспечивается при соблюдении следующих условий:- письменного заявления родителей (или других законных представителей ребенка);- желания

Слайд 38
Заключение
Таким образом, обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может

осуществляться либо по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном классе; либо по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программе, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья, в условиях специального (коррекционного) класса для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.

ЗаключениеТаким образом, обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться либо по адаптированной образовательной

Слайд 39
Обучение детей с ОВЗ в условиях образовательной организации для детей глухих,

слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, согласно Закону об образовании в Российской Федерации осуществляется по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программой, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение детей с ОВЗ в условиях образовательной организации для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с

Слайд 40
ТЕСТ

ТЕСТ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть