Слайд 2Из жизненного опыта мы знаем что у каждого человека есть нечто
такое что у него получается немного лучше чем у другого человека. Что -то дается ему легче чем все остальное .Только чтобы это почувствовать необходимо бывает приобрести некое представление о самом себе «КТО Я» , «ЧЕГО Я ХОЧУ» в этой жизни.
Слайд 3От того какова цель человеческого существования на земле и саморазвитие его
приобретает определенное направление.
Слайд 4Как мы уже знаем личность это человеческая индивидуальная неповторимость. Она формируется
под воздействием общества вместе с тем личность сама активно воздействует на общество. Успешная деятельность во многом определяется степенью формирования способностей индивида.
Слайд 5В наше прогрессирующее время науки и техники успешные люди нашли
синоним слову «талант», заменив его «способностями» .Насколько человек способен реализовать себя в этом мире.
Слайд 6Важным компонентом способностей является повышенная потребность к соответствующей деятельности. Она обеспечивает
интенсивное развитие способностей.
Слайд 7Раннее проявления способностей
В.А. Моцарт поразил своим музыкальным талантом в 3 года
С.С.
Прокофьев выступал в качестве композитора уже в 8 лет
Рафаэль удивил своими живописными талантами в 8 лет
М. Фарадей изготовил первую электрическую лампочку в 13 лет
Слайд 8В вашем понимание что такое «способность»
Слайд 9Способности –это индивидуально-психологические особенности ,имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности
, не сводимые к знаниям ,навыкам и умениям личности , но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.
Слайд 10Типы способностей : учебные ,творческие, интеллектуальные ,специальные (память , музыкальный слух,
мышление и.т .д)
Слайд 11Уровни развития способностей
-одаренность
-талант
-гениальность
Рассмотрим каждую способность отдельно
Слайд 12Одаренность –наличие у человека врожденных особенностей являющихся предпосылкой развития способностей.
Слайд 13Талант-это оригинальное неповторимое единство эмоциональных и рациональных структур субъекта его неповторимое
личностное отношение к миру.
Слайд 14Часто приходится слышать :« У меня нет никаких талантов». Так обычно
говорят неуверенные в себе люди , которые в какой-то момент не услышали своего призвания ,не потрудились над собой, над своим «Я», не осознавая что человек может добиться практически всего .Весь вопрос в том есть ли у него желание(мотив) к этому.
Слайд 15История таланта
Повествует о том что раньше люди реализовывали свои таланты
как способ служения человечеству, например доктор проверивший на себе эффективность лекарственного препарата предложил его своим пациентам или крестьянин изобрел механическое устройство для быстрого сбора урожая и тем самым сохранил силы и здоровье многих людей. Фактически это означает что человек должен осознавать возможность реализации своего таланта прежде всего как некоего служения . Но к сожалению в нашем 20 веке развивается все не так и нередко мы становимся свидетелями того как многие открытия сделанные способными людьми используются для чудовищных целей. Например атомная бомба
Слайд 16Как вы считаете есть ли спортивный талант? И является ли он
природной способностью?
Слайд 17Мы привыкли связывать талант с возможностями тела, но есть примеры когда
рекордсменкой по плаванию на дальнюю дистанцию стала спортсменка с усеченными конечностями ( и руки , и ноги) а на рекордные результаты в беге претендует спортсмен лишенный ступней и бегающий на специальных приспособлениях. Поэтому спортивный талант –это нечто такое что способно преодолевать природную конституцию и ограниченность тела. Чтобы достичь чего-то в спорте необходимо усилие воли , а направление воли это уже вектор свободы и это уже область духа.
Слайд 18Воля- сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности , связанное с
преодолением внутренних и внешних препятствий.
В древности спортивные соревнования были подготовкой к воинскому спортивное делу готовность к защите Отечеству , сейчас достижение стало замкнутой областью на самом себе.
Из исторического прошлого схватка монаха Пересвета с Челубеем.
Челубей был непростым воином и богатырем это был тибетский монах прошедший систему боевых искусств по системе боевой магии –БОН_ПО. В результате Челубей достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного».Считалось что такой монах воин непобедим .Поэтому Челубея поставили на единоборство с Пересветом . Пересвет на схватку вышел без доспехов в облачении монаха.Поэтому и сам получил тяжелую рану от Челубея но «бессмертного» он убил .Это вызвало полное замешательство татарского войска нарушило привычнй ход вещей и пошатнулись незыблимые языческие законы. И здесь мы чувствуем силу духа-души монаха Пересвета.
Слайд 19Как выдумаете можно ли назвать наркомана ,пьяницу волевыми людьми? Обоснуй ответ.
Качества волевого человека.
Слайд 20Для того чтобы человек в достаточной мере владел своим поведением ,
у него должна быть развита воля . Обычно под волей понимается способность преодолевать трудности, упорство в достижении цели. Развитие воли можно начать с формирования волевых привычек. К сильной воле ведут несколько путей :
Доводить начатое дело до конца и любое дело выполнять доброкачественно
Волевой человек может управлять своими чувствами и желаниями он не потакает прихотям своего тела он управляет желаниями , а не они им. На картине мы видим как старый человек трудится о чем это говорит?
Слайд 21Развитие Силы воли
1.Найдите свой стимул
2. Не потакайте желаниям своего тела
3. Займитесь
спортом
4. Сгруппируйте вашу цель на поэтапные шаги
5.Улучшите показатели по предметам
6. Принимайте участие в олимпиадах таким образом собирая свое портфолио в институт , техникум
Слайд 22Один композитор почти ослеп ему даже врачи советовали ходить по квартире
с закрытыми глазами и ощупывать каждый предмет. От отчаяния музыкант решил покончит собой. Но нерешился И тогда он написал музыку в которую вложил : боль, гнев, обиду на судьбу и отчаяние.
Он еще не знал тогда , что в жизни никогда нельзя ставить точку , только многоточие …потому что затем что нам кажется концом , обязательно последует продолжение . И действительно спустя какое-то время композитор услышал по телевизору о методе восстановления зрения М. Норбекова. Композитор вылечился и тогда он написал музыку где звучали радость , восторг , счастье и сияла вера.
Слайд 23Для чего необходимо уметь управлять своим поведением?
Слайд 24Даны 2 работы художников кто из них Профессионал и дилетант? Обоснуй
ответ. Дилетант – тот кто не имеет достаточных знаний , неспециалист , любитель.
Слайд 25Определение профессионализма простое –это мастерство , хорошее знание своего дела и
умение в совершенстве управлять им. Представим себе что врач делая операцию спрашивает у медсестры а где здесь у больного печень?
Или человека –любителя посадили управлять самолетом в обеих ситуациях мы видим какие последствия могут быть .
Слайд 26Если ты что –нибудь делаешь , делай это хорошо.Если же ты
не можешь или не хочешь делать хорошо , лучше совсем не делай. Л.Н.Толстой Согласны ли?
Слайд 27У спартанцев был обычай всех родившихся детей калек бросать в яму,
таким образом в Спарте практически не развивались творческие науки , а все силы были отданы на боевые искусства и выносливость своего тела.
Слайд 28Григорий Журавлев русский художник –калека , который расписывал храмы держа карандаш
в зубах, так как от рождения был безрукий.
Слайд 30Талант- высокое природное дарование выдающаяся способность к какой либо деятельности. Признак
таланта всегда совершенствовать свои способности, неудовлетворенность результатом своего творчества
Слайд 31Лихорадка общества
Сегодня общество охватила горячая лихорадка везде ищут будущих звезд ,
и если раньше искали таланты (вспомним фильмы «Пацаны».»Не болит голова у дятла « - эти ребята-подростки были приглашены на съемки с улицы не имея актерского мастерства), то теперь доминантой жизни стал бизнес проект «Фабрика Звезд. Очень многие хотят если уж не быть звездами то во всяком случае подражать им .Звезды сегодня в центре общественного внимания их быт,одежда , личная жизнь.Но если их спросить о том , что такое талант , то все разговоры сводятся к тому что талант -это способ привлечь к себе внимание, т.е взыскать славу в обществе. Но о признаке подлинного таланта не говорится ничего.
Слайд 32Что же такое талант и чем он отличается от гениальности?
Слайд 33Гениальный мастер- самоучка механик Кулибин
Иван Петрович Кулибин родился в бедной
семье, с детства мальчик проявлял способность к различному роду изобретения различных конструкций сложного содержанию , отец пощерял способность ребенка …
….Механик самоучка имел успех и был приближен к императрице , но при этом ни один из его проектов способных облегчить жизнь простым людям и способствующих прогрессу не был профинансирован должным образом и не реализован государством .Тогда как развлекательные механизмы -забавные авоматоны, дворцовые часы самоходки финансировались с превеликой радостью. Иван Петрович Кулибин изобрел винтовой лифт, знаменитые часы –яйцо, теорию и практику мостостроения , самобеглая коляска, протез ноги, прожектор, телеграф . Что же такое гениальность?
Слайд 35Сергей Александрович Рачинский (1833-!902) разработал уникальную методику обучения устному счету прививая
ученикам основы математического мышления
Слайд 36Учитель Санкт- Петербуржской школы ввел новаторство в систему образования путем творческого
приема «Пишем книгу» , когда каждый ученик на уроке становится поэтом или писателем. Ильин считает что бездуховность убивает разумные силы человека.
Слайд 37Гений- талант создавать то для чего не может быть никаких определенных
правил .Свое правило он дает здесь так как если бы он сам был природой. Талантливый же человек развивает то что уже создано гением.
Слайд 38Гений не может быть злодеем все его творчество подчинено нравственным целям.
Гениальность-это красота. Согласны ли?
Слайд 39Гениальный кинорежиссер А.Тарковский о красоте писал
Никто не знает что такое красота.
Мысль которую люди вырабатывают у себя о красоте , сама идея красоты изменяется в ходе истории вместе с философскими претензиями и просто с развитием человека в его собственной жизни. Красота в моем понимании это символ правды. Красота в разные эпохи свидетельствует об уровне сознания которое люди имеют о правде . Пикассо вместо того чтобы прославлять красоту действует как разрушитель , хулитель . Истина выраженная красотой загадочна .Красота это чудо свидетелем которого невольно становится человек.
У разных народов понятие о красоте свое в одном племени выбива.ют передние зубы , в другом одевают кольцы на шею , вытягивая ее как жирафы , в третьем вытягивают уши думая что это красоте , видение мира и понятие красоты у каждого свое.
Слайд 40Красота племени падаунги и мурси
Слайд 41Подумайте что можно сказать о каждом образе данном на экране ,
что есть красота в вашем понимании?
Слайд 42Любая профессиональная деятельность способна к красоте творчества Вспомните Павловский Посад посадский
платок богатого фабриканта Василия Ивановича Грязнова, который впоследствии стал святым за свою добродетельную жизнь.
Слайд 43 Викторина Проверь свои способности
Выбери один ответ:
Комментарий это…
1.закон 2.лекция
3.объяснение 4.следствие
Обед не может состоятся без
1.стола 2.сервиза 3.пищи 4.воды
Для торговли необходимо иметь
1.магазин 2. деньги 3.прилавок 4 .товар
Человека ,который плохо относится к новшествам называют
1.анархист 2.либерал 3.консерватор 4.демократ
вспомни
Трава от 99 болезней
Слепыми или зрячими родятся зайцы
Самое сладкое дерево наших лесов
Какое животное самое большое в мире
Сколько глаз у паука
Птица ,которая поет только во время полета в воздухе .Чем выше птичка поднимается тем звонче ее голос?
творческие способности
Моя радость в красках светлого дня
Слайд 44Нарисуйте 2 колонки первая «Я УМЕЮ» , вторая « МНЕ ХОЧЕТСЯ
НАУЧИТЬСЯ» создайте план действий для второй колонки, сопоставив свои достижения и наметив для себя свой профессиональный выбор
Слайд 45Самоопределение – это механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе
человека своего места.
Существует два уровня самоопределения:
1.Гностический ( перестройка сознания и самосознания , человек серьезно задумывается о своем будущем)
2.Практический (реальные изменения социального статуса , поступление в институт, техникум и.т.д)
Слайд 46Самоопределение предполагает не только самореализацию но и расширение своих возможностей (чтение
дополнительной литературы данного направления профессии , посещение различных мероприятий ). Т.е своего «акме.»
«Акме»- это высокий уровень профессионального достижения человека и творческая самореализация своих способностей.
Если человек учится не имея цели к данной профессии то естественно он не станет никогда мастером своего дела.
Слайд 47Профессиональное акме- это кульминация, пик в профессиональном развитии человека.( достижения)
Компетентность в
профессиональной деятельности и ее виды:
-специальная (знание своего дела)
-профессиологическая (осведомленность в мире профессий)
-Основные качества в профессиональной деятельности
социально-перцептивная (способность к восприятию другого человека)
-коммуникативная( способность к сотрудничеству)
-Диагностическая (способность к изучению другого человека)
-этическая
-эмпатийная (сочувствие , сопереживание)
-межкультурная (терпимость к другим культурам)
-рефлексивная
Слайд 48Критерии профессионального развития
1 критерий – гуманистическая направленность .В гуманистическом понимании ценно
то что направлено во благо людей, что делает их более человечными , добрыми благородными. Если художественное произведение или образ даже очень талантливо исполнены но не имеют данного критерия их влияние сказывается недолго и уходит вместе с модой например работа Сальвадор Дали, Никас Сафонов)
2 критерий-это художественная ценность которые призваны удовлетворять высшие человеческие потребности ( интеллектуальные , нравственные , эстетические)психологические состояния чувств картины Саврасова, произведения Достоевского.
Слайд 493 критерий- можно свести к крылатой фразе что истинное не подвластно
времени это своеобразный временный императив. Действительно может ли устареть Троица Рублева или произведение Шекспира «Ромео и Джульетта»
Время-один из главных критериев духовной и художественной ценности произведения оно расставляет все на свои места.
4 критерий-высочайший уровень исполнительного мастерства, случается что технологии мастерства держатся в строжайшем секрете или передаются только избранным
5 критерий-общественное принание
Можно привести немало примеров когда выдающиеся личности не получали признания при жизни и умирали в нищете ( Моцарт даже тело его было оущено в общую могилу для нищих, Константин Васильев и многие другие творцы не понятые и не принятые при жизни.
Слайд 506 критерий- новаторство в творчестве , именно поиск создания нового часто
приводит к выдающимся результатам например математик Шаталов с трудновоспитуемыми подростками разработал интересную творческую методику обучения , Ф. Шаляпин не только певец , но и создатель поразительного вокала и драматического искусства . Надо отметить что просто новаторство без гуманистической направленности может вызвать неодназначную реакцию творчества например Сальвадор Дали его произведения поражают оригинальной фантазией но так же могут вызывать отторжение эпатажное искусство ( шокирующее).
7 критерий –индивидуальная неповторимость , почерк творца, оно тесно связано с новаторством.
Слайд 52О способностях человека написано много книг и здесь надо добавить что
каждый человек гениален, необходимо только регулировать свои волевые качества чтобы раскрыть свой творческий и мыслительный потенциал до конца и почувствовать себя по-настоящему счастливым человеком.
Слайд 53Домашнее задание: Презентация В мире талантливых людей . тест карта
интересов , тест мои способности. Тест волевой ли я человек? Тест Мои ценности