Презентация, доклад на тему ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Содержание

Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (фрагмент) «Необходимо будет создать как специальную

Слайд 1ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

ПРОБЛЕМАТИКА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ  СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Слайд 2Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

(фрагмент)

«Необходимо будет создать как специальную систему поддержи сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят»

Национальная образовательная инициатива  «НАША НОВАЯ ШКОЛА»

Слайд 3Инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА»
(раздел 2 «Талантливые дети»
Культивирование талантов из общей

школьной среды:

Возможности широкой самопрезентации
Палитра конкурсов, фестивалей
Ресурсы дополнительного образования
Крупные современные образовательно-творческие центры ( в т.ч. базовые профильные школы, лагеря)



Эксклюзивное сопровождение талантливых и одаренных

Интернаты для особенно одаренных детей на базе самых передовых вузов

Банк данных одаренных детей, отслеживание и фиксация их достижений

Слеты одаренных детей

Индивидуальная образовательная программа одаренного ребенка


?

Инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (раздел 2 «Талантливые дети»Культивирование талантов  из общей школьной среды: Возможности широкой самопрезентации

Слайд 4Проблема №1
рассогласованность понятий
отсутствие у работников образования системных научно адекватных и современных

представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности

Проблема №1рассогласованность понятийотсутствие у работников образования системных научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и

Слайд 5Мифы об одаренности
Биологический миф.
Понимание одаренности как всецело врожденного качества человека,


не зависящего от влияния среды (обучения, воспитания и т.п.)
Мифы об одаренностиБиологический миф. Понимание одаренности как всецело врожденного качества человека,  не зависящего от влияния среды

Слайд 6Мифы об одаренности
Социальный

миф
Диаметрально противоположное представление. Одаренность – продукт обучения и развития, что связано с упорным трудом и постоянной тренировкой.«Все дети одарены!»

Мифы об одаренности        Социальный миф Диаметрально противоположное представление. Одаренность –

Слайд 7Мифы об одаренности

Рассмотрение одаренности
как особой формы патологии, болезни,

по некоторым своим проявлениям сходной с безумием.
Все одаренные дети –группы риска

Мифы об одаренностиРассмотрение одаренности  как особой формы патологии, болезни, по некоторым своим проявлениям сходной с безумием.Все

Слайд 8Мифы об одаренности
Одаренные дети обязательно становятся одаренными взрослыми.

«Глобальная одаренность» - одаренные

дети сильны во всем!

Мифы об одаренностиОдаренные дети обязательно становятся одаренными взрослыми.«Глобальная одаренность» - одаренные дети сильны во всем!

Слайд 9Мифы об одаренности
Для выдающихся достижений нужно обладать высоким коэффициентом интеллекта.
«Хороший интеллект

– быстрый интеллект», «кто хорошо думает, обязательно прекрасно говорит».
Одаренный ребенок – успевающий ученик, который с легкостью и удовольствием учится.
Мифы об одаренностиДля выдающихся достижений нужно обладать высоким коэффициентом интеллекта.«Хороший интеллект – быстрый интеллект», «кто хорошо думает,

Слайд 10Одаренный? Талантливый? Гений?
В детском возрасте держался вне сверстников.
До 7 лет до

навязчивости повторял одни и те же предложения.
Однако он всю жизнь сохранял благоговейное удивление, испытанное им в 5-летнем возрасте от компаса и в 12-летнем - от геометрии.
Не смог вписаться в каноны обучения и карьеры:
ненавидел зубрежку и в 15 лет выбыл из школы;
политехнический институт закончил, но вызвал такую враждебность профессоров, что научную работу в нем продолжить не смог.
Только через 2 года нашел постоянную работу. К науке она отношения не имела - патентное бюро.
Одаренный? Талантливый? Гений?В детском возрасте держался вне сверстников. До 7 лет до навязчивости повторял одни и те

Слайд 12Согласуем понятия
Способный ребенок
Одаренный ребенок
Талантливый ребенок
Гениальный ребенок

*Вундеркинд («чудесный ребенок»)

Согласуем понятияСпособный ребенокОдаренный ребенокТалантливый ребенокГениальный ребенок*Вундеркинд («чудесный ребенок»)

Слайд 13Способный ребенок (способности, «способ нести»)
Существует общая одаренность без ярко выраженных специальных

способностей
Существуют ярко выраженные специальные способности, которым не отвечает соответствующая общая одаренность
= ребенок может успешно реализоваться вовсе не в той сфере, для деятельности в которой у него есть самые замечательные задатки
= если способности высочайшие, а мотивация внешняя, то одаренности НЕТ!
Способный ребенок  (способности, «способ нести»)Существует общая одаренность без ярко выраженных специальных способностейСуществуют ярко выраженные специальные способности,

Слайд 14Одаренность
системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения

человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренностьсистемное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в

Слайд 15Одаренность может наблюдаться
В яркой, явной выраженной форме (1-3%)
В преходящей форме проявления

(«возрастная» одаренность Н.Лейтес)
В скрытой, непроявленной форме (20 – 25%)
Одаренность может наблюдатьсяВ яркой, явной выраженной форме (1-3%)В преходящей форме проявления («возрастная» одаренность Н.Лейтес)В скрытой, непроявленной форме

Слайд 16Одаренный ребенок
ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет

внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренный ребенокребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в

Слайд 17


Различия по широте
проявлений в различных
видах деятельности

общая (или умственная) одаренность


специальная одаренность

Различия по широте проявлений в различных видах деятельности   общая (или умственная) одаренность  специальная одаренность

Слайд 18Талантливый ребенок

Талантливый ребенок –
ребенок, достижения которого отвечают требованию

объективной новизны и социальной значимости. Об уровне таланта обычно судят по продуктам деятельности человека.
Однако оценка новизны, совершенства и значимости продукта с течением времени меняются, соответственно меняется и социальная характеристика личности.
В музыке, рисовании, математике, лингвистике, технике талант проявляется нередко в детском возрасте.
Литературные, научные, организаторские таланты обнаруживаются в более позднем возрасте.

Талантливый ребенокТалантливый ребенок –  ребенок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Об уровне

Слайд 19Вундеркинд

Вундеркинд - ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с

чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности (ранняя одаренность)
ВундеркиндВундеркинд - ребенок, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном

Слайд 20Гений
Гениальность подразумевает особенно редкие и выдающиеся достижения
Гений - это человек,

"который выполняет в течение продолжительного времени ... значительную работу, оказывающую сильное влияние на многих людей долгие годы" - работу, приводящую к "коренному сдвигу" в восприятии или идеях.(Алберт)
ГенийГениальность подразумевает особенно редкие и выдающиеся достижения Гений - это человек,

Слайд 21Общее смысловое поле, однако нельзя назвать синонимами!
Способный ребенок
Одаренный ребенок
Талантливый ребенок
Гениальный ребенок

*Вундеркинд

(«чудесный ребенок»)

Общее смысловое поле,  однако нельзя назвать синонимами!Способный ребенокОдаренный ребенокТалантливый ребенокГениальный ребенок*Вундеркинд («чудесный ребенок»)

Слайд 22Различия по степени сформированности одаренности
Актуальная одаренность –
наличные

(уже достигнутые) показатели психического развития

Потенциальная одаренность –
определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, отсутствие возможности реализовать свои способности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности

Различия по степени сформированности одаренности Актуальная одаренность –  наличные (уже достигнутые) показатели психического развития Потенциальная одаренность

Слайд 23Особенности личности одаренных детей
Одаренные дети с гармоничным типом развития – «счастливый

вариант жизни ребенка»
Одаренные дети с дисгармоничным типом развития (диссинхрония в развитии разных способностей и сфер психики: познавательной, эмоциональной, личностной, телесной) – группа риска
Особенности личности одаренных детейОдаренные дети с гармоничным типом развития – «счастливый вариант жизни ребенка»Одаренные дети с дисгармоничным

Слайд 24Проблема №2 выявление одаренных детей
На настоящий момент не существует комплексной методики

выявления одаренности (признанной наукой)
Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования НЕВОЗМОЖНА!
Вероятность ошибки велика, последствия катастрофичны (+/ -).
Диагноз – не самоцель. Цель – развитие личности и поддержка.
Проблема №2  выявление одаренных детейНа настоящий момент не существует комплексной методики выявления одаренности (признанной наукой)Эффективная идентификация

Слайд 25Трудности выявления одаренности
проявление детской одаренности зачастую трудно отличить
от

обученности,
хорошей социализации,
являющейся результатом
более благоприятных
условий жизни данного ребенка.
Трудности  выявления одаренностипроявление детской одаренности зачастую трудно отличить  от обученности, хорошей	 социализации, являющейся результатом более

Слайд 26Трудности выявления одаренности
за одаренность можно принять также стремление некоторых родителей искусственно

подхлестнуть развитие обычных детей;
ХОТЯ и не исключается возможность, что обычный ребенок имеет шансы стать выдающимся: трудолюбие, усидчивость, благоприятные условия развития, доброжелательность со стороны окружения, поддержка родителей часто способствуют этому.
Трудности  выявления одаренностиза одаренность можно принять также стремление некоторых родителей искусственно подхлестнуть развитие обычных детей;ХОТЯ и

Слайд 27Трудности выявления одаренности
Согласно более чем 30-летнему исследованию
особо одаренных детей
генетика

Льюиса Термана :
большая часть вундеркиндов теряет свои качества, взрослея,
НО правильно воспитанные вундеркинды становятся взрослыми высшего порядка, с умом, не сравнимым с людьми обычного типа, поскольку они более организованны, сориентированы на пути достижения цели, значительно активнее хорошо одаренного человека и в целом оказываются успешнее в реальной жизни.

Трудности  выявления одаренностиСогласно более чем 30-летнему исследованию особо одаренных детей генетика Льюиса Термана : большая часть

Слайд 28ПОМНИТЕ!
судить об одаренности ребенка
следует не только по его школьным
или внешкольным

делам, но
по инициированным им самим формам деятельности.
Одаренность часто проявляется
в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер
ПОМНИТЕ!судить об одаренности ребенка следует не только по его школьнымили внешкольным делам, но по инициированным им самим

Слайд 29Причины отсутствия проявлений того или иного вида одаренности
недостаток необходимых знаний,

умений и навыков,
недоступность (в силу условий жизни) предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка,
те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. ППС!
Причины отсутствия проявлений того или иного вида одаренностинедостаток необходимых  знаний, умений и навыков,недоступность (в силу условий

Слайд 30ПОМНИТЕ!
Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего

рода “допуск”
на недостаточное знание о его истинных возможностях, понимая
при этом, что существуют дети,
чью одаренность они ПОКА не смогли увидеть.
ПОМНИТЕ!Анализируя особенности поведения ребенка, педагог, психолог и родители должны делать своего рода “допуск”  на недостаточное знание

Слайд 31ПОМНИТЕ!
В практической работе с детьми вместо понятия “одаренный ребенок” следует использовать

понятие “признаки одаренности ребенка” (или “ребенок с признаками одаренности”).
ПОМНИТЕ!В практической работе с детьми вместо понятия “одаренный ребенок” следует использовать понятие “признаки одаренности ребенка” (или “ребенок

Слайд 32Разные типы одаренности в различных видах деятельности
В практической деятельности
В познавательной

деятельности
В художественно-эстетической деятельности В коммуникативной деятельности
В духовно-ценностной деятельности
Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
Разные типы одаренности  в различных видах деятельностиВ практической деятельности В познавательной деятельности В художественно-эстетической деятельности В

Слайд 33Одаренность детей с трудностями в обучении (дважды особенных)

дети, одаренность которых признается

в школе, несмотря на отсутствие заметных успехов, глубинные причины их затруднений могут оставаться нераспознанными на протяжении длительных периодов;
дети, у которых отставание некоторых способностей к учению проявляется со всей очевидностью, а их одаренность в школе вообще не обнаруживается и не признается;
дети, чьи высокие и низкие способности взаимно маскируют друг друга; развитие таких детей кажется благополучным, но внимательный анализ показывает, что многие из них не могут реализовать свой потенциал - при усложнении обучения их трудности возрастают и обнаруживаются со всей очевидностью, а потенциальные возможности, напротив, подавляются еще сильнее.
Одаренность детей  с трудностями в обучении  (дважды особенных)дети, одаренность которых признается в школе, несмотря на

Слайд 34В основе решения проблемы смена акцентов: развивать одаренность, а не эксплуатировать

ее!!!

Сместить акцент с одаренности ребенка на саму личность одаренного ребенка.
Сместить акцент с наших проблем по поводу одаренных детей на самих одаренных детей.
Сместить акцент с процесса целенаправленного развития неких качеств или функций одаренности на процесс педагогической поддержки, создания условий для естественного роста и созревания одаренного ребенка, а внутри него и его одаренности.

В основе решения проблемы смена акцентов: развивать одаренность,  а не эксплуатировать ее!!!Сместить акцент с одаренности ребенка

Слайд 35Аспекты деятельности детей с признаками одаренности

Мотивационный аспект (отношение ребенка к той

или иной стороне действительности, а также к своей деятельности)
Инструментальный аспект (способы деятельности)

Соотношение «Я ХОЧУ» к «Я МОГУ»

Аспекты деятельности детей  с признаками одаренностиМотивационный аспект (отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а

Слайд 36Общие признаки одаренности
заметная, ярко выраженная, часто весьма устойчивая система интересов.
Если

вы видите у ребенка яркие, устойчивые интересы к какой-либо деятельности, это всегда знак, что у него может быть выявлен тот или иной тип одаренности.
Интересы ученика далеко не всегда связаны со школьной деятельностью, а во многих случаях проявляются исключительно вне школы.
Общие признаки одаренностизаметная, ярко выраженная, часто весьма устойчивая система интересов. Если вы видите у ребенка яркие, устойчивые

Слайд 37Типы одаренности
Интеллектуальная
Академическая
Художественная
Креативность
Психомоторная (спортивная)
Социальная (лидерская)

Типы одаренностиИнтеллектуальнаяАкадемическаяХудожественнаяКреативностьПсихомоторная (спортивная)Социальная (лидерская)

Слайд 38Различия по особенностям возрастного развития
Ускоренное возрастное развитие (может носить временный характер)
одаренные

дети, у которых при высоком умственном развитии нет резкого возрастного опережения. Их одаренность видна только квалифицированным профессионалам - психологам или внимательным учителям
«Антивундеркиндный» тип возрастного развития одаренности, когда одаренность не только не сопровождается забеганием вперед в развитии, но в некоторых отношениях, как это ни парадоксально, обнаруживается и замедленное развитие.
Различия по особенностям возрастного развитияУскоренное возрастное развитие (может носить временный характер)одаренные дети, у которых при высоком умственном

Слайд 39Проблема №3 развитие одаренности
Комплекс проблем
Позиция родителей
Стратегии школы
Профессиональные качества педагогов
Индивидуальные маршруты

развития одаренных детей и возможности образовательного пространства
Мониторинг одаренных выпускников школы, преемственность «школа – вуз -профессиональная деятельность»
и т.д.

Проблема №3  развитие одаренностиКомплекс проблемПозиция родителейСтратегии школы Профессиональные качества педагоговИндивидуальные маршруты развития одаренных детей и возможности

Слайд 40«Куб личности» одаренного ребенка
Четыре угла куба образуют
в совокупности бесконечно упрощенную


схему структуры личности человека:
физический компонент
интеллектуально-продуктивный компонент
эмоционально-волевой компонент
социально-коммуникативный компонент
«Куб личности»  одаренного ребенкаЧетыре угла куба образуют в совокупности бесконечно упрощенную схему структуры личности человека:физический компонент

Слайд 41ПАРАДОКС
С одной стороны, одаренность ребенка как бы слишком востребована социумом,
С

другой — одаренность впадает в кризис невозможности реализоваться, предъявить свои способности (подчеркиваем слово свои).
Тонкость в том, что сообщество взрослых требует из лучших, разумеется, побуждений не столько того, что может делать ребенок, сколько того, что хочет, чтобы этот ребенок делал.
ПАРАДОКСС одной стороны, одаренность ребенка как бы слишком востребована социумом, С другой — одаренность впадает в кризис

Слайд 42 Три основных группы факторов развития одаренности у детей
Первая группа факторов

включает природные задатки, индивидуальные особенности ребенка;
Вторая группа факторов – это зависимость развития одаренности от характера деятельности;
Третья группа факторов - все формы влияния социальной среды на ребенка (прежде всего, родителей и образовательного учреждения).
Три основных группы факторов развития одаренности у детейПервая группа факторов включает природные задатки, индивидуальные особенности ребенка;

Слайд 43Типы отношения родителей к детской одаренности
Отрицательный
Игнорирующий
Положительный
Гиперсоциализация (родители видят в

одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).

Типы отношения родителей  к детской одаренностиОтрицательный Игнорирующий ПоложительныйГиперсоциализация (родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через

Слайд 44Рабочая концепция одаренности

Москва, 2003 г.

Авторский коллектив:
Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д.,
Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В.,
Дружинин В.Н., Ильясов И.И.,
Калиш И.В., Лейтес Н.С.,
Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А.,
Панов В.И., Ушаков В.Д.,
Холодная М.А., Шумакова Н.Б.,
Юркевич В.С.

Рабочая концепция одаренности

Слайд 45Пессимист видит трудности
при каждой возможности,

Оптимист в каждой трудности
видит возможности.

У.Черчилль

Пессимист видит трудности при каждой возможности,Оптимист в каждой трудности видит возможности.У.Черчилль

Слайд 46К любому ребёнку
следует относиться
с надеждой и ожиданием.

Н.С.Лейтес


К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием.

Слайд 47
Путь
в тысячу верст
начинается
с одного небольшого шага

Конфуций

Путь в тысячу верст начинается с одного небольшого шагаКонфуций

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть