Слайд 1Проблема формирования трудовых ценностных ориентаций девушек и юношей в образовательно-воспитательном процессе
Слайд 2В отечественной психологии и педагогике проблема ценностных ориентаций как основы развития личности рассматривалась
Б.Ф. Лазурским, С.Л. Рубинштейном, Б.Ф. Ломовым, В.М. Мясищевым, А.Г. Асмоловым, А.Н. Леонтьевым, В.А. Ядовым, Б.Ф. Поршневым, М.Х. Титмой, М.В. Деминой, Н.Е. Щурковой и другими.
Слайд 3Являясь сложным социально-психологическим феноменом, ценностные ориентации личности …
1) рассматриваются как интериоризованные ценности общества
2) детерминируются личностным выбором
3) образуют содержательную сторону направленности личности
4) выражают внутреннюю основу ее отношений к социальной действительности
5) определяют мотивацию ее поведения, выбор профессии.
Слайд 4
Ценностные ориентации выстраиваются в систему, имеющую многоуровневую структуру:
Вершина ее — ценности,
связанные с идеалами и жизненными целям личности. Ценностные ориентации согласуются с идеалом, формируя собственную иерархию жизненных целей, а также ценностей-средств.
(М. Рокич)
Слайд 5Иерархия ценностных ориентаций профессионального выбора
Зависит от
психосексуального развития,
разной полоролевой социализации
разного отношения
к социальным ролям мужчины и женщины
(A.M. Булынин, Т.В. Мишина, С.В. Полищук),
Слайд 6 Проблеме взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального выбора уделяли внимание И.С. Кон,
Е.А. Климов, М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова-Славская, С.Н. Чистякова, Н.С. Пряжников.
Установлено, что в основе профессионального выбора лежат трудовые ценностные ориентации.
Слайд 7
Трудовые ценностные ориентации
Трудовые ценностные ориентации являются составной частью общей системы ценностных
ориентаций человека и рассматриваются как элемент внутренней структуры личности, выражающий ее субъективное отношение к общественно значимым ценностям труда и трудовой деятельности людей.
Слайд 8К трудовым ценностным
ориентациям относятся
общественно значимые ценности труда;
ценностные ориентации, связанные
с содержанием
труда;
со статусным достижением работника посредством труда;
с самосовершенствованием личности в процессе овладения профессией;
с возможностью применения своих способностей и самоутверждения в процессе труда;
с условиями труда;
направленные на достижения материальных благ.
Слайд 9
От степени сформированности
иерархической структуры ценностных ориентаций и степени их соответствия общественному идеалу
зависит:
во-первых, сможет ли человек сам сделать профессиональный выбор и идентифицировать себя с профессией,
во-вторых, какой выбор и какую идентификацию он сможет осуществить.
Слайд 10Человек со сформированными трудовыми ориентациями
Имеет такие качества, как…
активность жизненной позиции,
упорство
в достижении целей,
верность определенным принципам и идеалам,
цельность,
надежность
Он знает, какую профессию он хочет выбрать и почему
Слайд 11
Человек со слабо сформированными ценностными
ориентациями
Ему свойственны
непоследовательность, непредсказуемость
инфантилизм, господство внешних стимулов в
поведении человека.
Такой человек не может выбрать профессию сам.
Слайд 12Система наиболее значимых трудовых ценностей, значимых для формирования современной личности
Высокий профессионализм
Гармоничное
сочетание таких трудовых ценностных ориентаций, как…
ценность личностного саморазвития,
успешность полоролевой самореализации,
общественная значимость трудовой деятельности и достижения материального благосостояния посредством трудовой деятельности.
Слайд 13
Образовательно-воспитательный процесс в школе как один из важнейших факторов формирования трудовых
ценностных ориентаций юношей и девушек
реализация нравственной, практической, профориентационной направленности
профилизация содержания учебных предметов
соответствующая организация обучения
соответствующие методы обучения
Слайд 14Методы обучения должны быть…
повышающими трудовую активность школьников,
формирующими творческое отношение к
труду,
развивающими познавательный интерес к науке и технике,
обеспечивающими связь обучения с общественно полезным трудом.
Слайд 15Специфика 80-х, 90-х годов XX века
а) целенаправленная, системная профориентационная работа органов
власти, школы, профессиональных учебных заведений, общественности на рабочие и сельскохозяйственные специальности;
б) организация общественно полезного, производительного труда школьников;
в) направленность на решение в первую очередь кадровой проблемы, и только потом на развитие личности;
г) слабая информированность учителей и учеников;
д) унифицированность учебных планов.
Слайд 16Специфика образовательно-воспитательного процесса
в начале XXI века
а) парадигма школьного образования построена на идеях
учета личностных особенностей в сочетании с общественной значимостью труда;
б) требование широкого и полного информировании учащихся;
в) получение школой права вести экономическую деятельность, изменять учебные планы, вводить качественно новые интегративные учебные предметы;
Слайд 17Специфика образовательно-воспитательного процесса
в начале XXI века
г) отсутствие целенаправленной
профориентационной работы органов власти,
школы, профессиональных учебных заведений, работодателей, общественности;
д) ослаблении роли школы в организации производительного общественно-полезного труда.
Слайд 18Педагогические условиям переходного периода
1.Приоритетность решения задачи развития трудовых ценностных ориентаций, на
основе которой будет …
осуществляться профессиональный выбор и трудоустройство школьников,
их социальная адаптация;
системность и целостность профориентационной работы в соответствии с требованиями профилизации
Слайд 192. Широкое, систематическое информирование учащихся с помощью компьютерных технологий, СМИ и других средств
обо всех возможных профессиях и способах получения профессиональной подготовки в различных сферах трудовой деятельности, востребованных в стране;
3. Гендерный подход к отбору содержания программ кружковых и учебных курсов;
Слайд 204. Гармоничное сочетание содержания учебных предметов с профессиональноориентированным содержанием факультативных, кружковых занятий и предпрофильных
курсов;
5.Организация трудовой деятельности учащихся и учителей в производственной и непроизводственной сферах на благо школы, социума, в сочетании …
с ценностно-ориентированной деятельностью, которая укрепляет чувство самоуважения
через личностную самореализацию, саморазвитие
удовлетворение потребностей и осознание ценности общественно-значимой деятельности.