Слайд 1ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДИКА СИТУАЦИОННОГО КЛАССНОГО ЧАСА
Руководитель МО классных руководителей Моторина
И. Ю.
Слайд 2 Технология и методика ситуационного классного часа
( Автор методики- учёный
–педагог Н. П. Капустин)
Жизнь любого человека в целом состоит из ситуаций, которые оказывают влияние на его поведение и в которых проявляется характер, привычки, культура поведения.
Предлагаемая методика позволяет детям анализировать собственное поведение в ситуациях «после событий», чтобы учиться на собственном опыте, а также уметь разрабатывать стратегию поведения на будущее.
Слайд 3
Ситуация- это положение, обстановка, совокупность обстоятельств.
Слайд 4
Ситуационный классный час планируется и проводится в зависимости от возникшей ситуации, проблемы,
конфликта.
На этих классных часах можно применять метод литературно-художественного моделирования – любые явления иллюстрируются на примере образов героев детской литературы и ситуаций, в которых эти герои оказались.
Слайд 5Формы деятельности
1. Решение проблемы
2. Тренинги
3. Тематическое рисование
4. Диагностические
игры
Слайд 6Классные часы
Тематические
Ситуационные
Задачи
Отвечают потребностям Служат социально-
духовного роста ребенка, нравственной
его интересам, природному адаптации личности
самовыражению
Слайд 7
Ситуационный классный классный час- рефлексия собственных
мыслей и действий для решения воспитательных проблем с целью развития индивидуального сознания и коррекции на этой основе своего поведения.
Ситуационный классный час позволяет реагировать на возникшую проблему и в диалоге выяснить сущность и причины поведения.
Учитель поворачивает ситуацию на детей , идет формирование таких качеств, как эмпатия, толерантность.
Слайд 8Технология и методика ситуационного классного часа
1. Определение темы или постановка
проблемы, решение какой-либо ситуации из жизни класса (может быть сформулирована как вопрос, эпиграф).
2.Проведение исследования или анкетирования (за несколько дней до проведения).
Проведение классного часа:
3. Представление обобщенной информации по результатам анкетирования.
4. «Я - позиция». Причина «Я - позиции» ( каждый учащийся принимает участие в обсуждении, дети отвечают по кругу).
5. «Я позиция» и общественно-значимая норма (учащиеся готовят ответы, работая в группах).
6. Дискуссия (каждый учащийся принимает участие в обсуждении, отвечают по кругу).
7.Рефлексия (ребята отвечают на вопросы, изменилась ли их точка зрения, важно ли для них было обсуждение).
8. Свободный выбор (предлагается каждому ученику сделать свой выбор)
9.Мотивация (это действия классного руководителя после классного часа: поддержка тех учащихся, которые сделали «правильный» выбор).
10. Реальный результат (это отслеживание чаще всего методом наблюдения) изменений в поведении детей после проведения классных часов).
Слайд 9Ситуационный классный час «Учение с увлечением».
Цель классного часа (сообщается учащимся) : провести
самоанализ и самооценку учебных результатов, установить причины, мешающие более успешной учебе, и определить пути их преодоления.
Педагогическая цель (учащимся не сообщается) : закрепить в сознании учащихся позитивные точки зрения, изменить негативное отношение к учению путем обмена информацией, выражающей разные позиции и сопоставления их с нормами, закрепленными в общественном сознании как положительно воспринимаемые обществом, родителями, самими детьми .
Слайд 131. Морально-этические проблемы.
2. Проблемы науки и познания .
3. Эстетические проблемы .
4.
Вопросы государства и права.
5. Вопросы физиологии и гигиены, здорового образа жизни.
6. Психологические проблемы.
7. Проблемы экологии.
8. Общешкольные проблемы .
Ситуационные классные часы могут отражать:
Слайд 14
1. Беседа «Иметь свое мнение - это важно?»
2. Путешествие в детство
родителей «Дверь в детство».
3. Архив класса.
4. Отношения в классе.
Слайд 15
Ситуационный классный час «О честности и правдивости».
Ситуационный классный час «Проблемы
класса».
Ситуационный классный час «Отношения в классе».
Ситуационный классный час «Дневник школьника».
Ситуационный классный час о курении.
Анализ ситуаций.
Современно ли быть воспитанным?
Слайд 16 Анализ ситуаций
Капля воды (В.А. Сухомлинский)
«Был жаркий июльский день. К колодцу,
что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристского похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда ученики напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
Задание:
- Оцените данную ситуацию.
- Как нужно было поступить школьникам?
- Почему бабушка, глядя вслед ученикам, покачала головой?
Слайд 17Ситуационно- деятельностные игры
«Секрет»
Все участники рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает им воображаемую
ситуацию: представьте, что сумасшедший ученый придумал робота, являющего собой вашу точную копию. Ваш двойник похож на вас во всех деталях. Но поскольку он - орудие зла и вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас, попробуйте отыскать в себе секрет:
Что есть в вас такого, что невозможно продублировать?
Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену?
Каждый по кругу рассказывает о своих особенностях. Если он затрудняется, другие могут помочь ему отыскать эти особенности, но только позитивные.
Такие игры повышают самооценку детей.
Слайд 18
Ситуационно-деятельностные игры – одна из возможностей организации проживания детьми вместе с
родителями проблемных ситуаций с последующим рефлексивным анализом . Задача этой технологии – организация коллективной интеллектуальной деятельности, которая помогает участникам освоить новые способы деятельности с анализом последствий и не просто отработать набор правильных операций, но и научиться действовать в нестандартных ситуациях. Один из эффективных приемов – обмен ролями. В таких играх обязательно участие родителей.
Слайд 19Использование этих форм ведёт к личностному развитию – готовности и способности
учащихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - "становиться лучше"; формирование ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, критичности к своим собственным намерениям, мыслям и поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости.
Слайд 20 Тема классного часа: «Художественная книга в моей жизни».
Цель:
дать самоанализ отношения к художественной книге и её роли в жизни человека.
До начала классного часа проводится анкетирование.
Анкета
- нравится ли тебе читать художественную литературу? (да, не очень, нет, не знаю)
- какой библиотекой ты пользуешься при выборе книг?
- назови одну-две прочитанные тобой последние книги. Когда это было?
- в какое время ты обычно читаешь книги?
Слайд 21 3. Информация: классный руководитель сообщает результаты анкетирования, не называя «плохих»
чтецов.
4. «Я – позиция». Причина «Я позиции».
Учащиеся по кругу отвечают на следующие вопросы:
- как каждый из вас относится к чтению книг и почему?
- припомните название книги, которую вы прочитали последней, и когда это было?
- книги каких жанров вы любите читать и почему?
Слайд 225. «Я – позиция и общественно-значимая норма»
Учащиеся в группах готовят
ответы и вопросы:
- можно ли книгу заменить радио, телевизором, компьютером и почему?
- назовите две-три причины, мешающие вам постоянно читать книги?
- что имел в виду М. Горький, говоря: «Любите книгу, она источник знаний»?
6. Дискуссия. Сначала каждая группа высказывает свою точку зрения по каждому вопросу, а затем отвечает тот, кто хочет.
7. Рефлексия. Учащиеся отвечают на вопросы:
- изменилась ли ваша точка зрения на чтение художественных книг или нет и почему?
- что для вас было важным, чего не было при обсуждении темы и почему?
Слайд 23
8.Свободный выбор. Классный руководитель предлагает каждому сделать выбор в чтении, говоря,
что ответы на вопросы жизни можно получить, лишь читая книги.
9.Мотивация. Действия классного руководителя после классного часа – это поддержка вниманием тех учащихся, которые приняли решение улучшить свои результаты, изменить поведение.
Слайд 24Тема « Дружба- это…».
Цели : развивать умение учащихся вести рассуждение;
Выявить
представление учащихся о том, что такое дружба, и каким должен быть настоящий друг;
Способствовать формированию нравственных качеств учащихся:
умению дружить, беречь дружбу.
Слайд 25
Информация:
Наш классный час посвящен сегодня очень важной теме.
Прочитайте название темы. О дружбе говорили во все времена, о ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Сократ писал так: « Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Сегодня мы поговорим о том, каким должен быть настоящий друг, и постараемся сформулировать правила дружбы.
Слайд 26 3. «Я- позиция» и её причины.(В круге.)
1.Продолжите фразу: «Дружба-это…»
« Дружба-это
созвучие душ в соединенности судеб».
«Дружба-это золотая нить, связывающая всех живущих в мире».
2. Есть ли у вас настоящий друг, и что вы больше всего цените в нем?
В.И. Даль писал: «Дружба-…это бескорыстная приязнь». На первое место ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе хорошее сделал, не потому, что это выгодно, ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
Слайд 274. « Я-позиция» и общественно-значимая норма. ( В группе.)
Работа в группах.
Люди
сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
1.Из слов, находящихся в конверте, составьте пословицу и объясните, как вы её понимаете.
Нет друга- ищи, а нашел –береги.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Человек без друзей, что дерево без корней
Слайд 282)Обсудите в группе проблемную ситуацию
Как бы поступил настоящий друг.
Ситуации:
Твой друг
не сделал домашнее задание и просит списать.
Твой друг получает плохие отметки, и родители тебе запрещают с ним дружить.
Твой друг совершает плохой поступок, и об этом узнают все, в том числе и ты.
3. Послушайте отрывок из стихотворения
Л.Измайлова « Монолог о дружбе»
Слайд 294. Составление « Правил дружбы»
Мы с вами обсудили пословицы, разобрали проблемные
ситуации, послушали стихотворение о дружбе, а теперь попробуйте сформулировать «Правила дружбы», которые помогут вам построить отношения с вашим другом.
« Законы дружбы» (В.А. Сухомлинский)
Не оставляй друга в беде.
Тебе не безразлично, какой твой друг.
Дружба-это ,прежде всего, вера в человека, требовательность к нему.
Дружба испытывается в беде и опасности.
Слайд 305. Рефлексия.( В круге.)
1) Был ли наш разговор полезным для каждого
из вас?
О чем он заставил задуматься?
Дети дарят вырезанные из цветной бумаги сердечки лучшему другу в классе; тому, с кем хотели бы подружиться, с кем находятся в ссоре и хотели бы помириться.
6. Свободный выбор.(В круге.)
Слайд 31
Тренинговые технологии воспитания.
Слайд 32Тренинговые технологии воспитания
Тренинг – форма воспитательных технологий, направленных на решение
задач, связанных с моделированием, проектированием, прогнозированием и преобразованием психологических характеристик как личности, так и группы.
Слайд 33Основные черты тренинга
Небольшая группа участников (от 8 до 20 человек).
Специально
подобранная или разработанная система упражнений.
Доверительность общения участников тренинга.
Наличие обратной связи на занятии.
Саморефлексия каждого участника тренинга.
Слайд 34Классификация тренингов по социальной направленности
коммуникативные (тренинги сплочения группы; тренинги лидерства; тренинги
делового общения; тренинги управления конфликтом);
когнитивные (тренинги на развитие внимания, воображения, эмпатии, толерантности и др.);
тренинги социализации (социально-ролевые, тренинги уверенности в себе и личностного роста.
Слайд 35Виды тренинговых упражнений:
"Индикаторы" - упражнения, побуждающие активность, интерес;
Репродуктивные - упражнения, требующие воспроизведения знаний,
умений;
Поисковые - упражнения, ставящие в ситуацию поиска, обдумывания;
Творческие - упражнения, направленные на включение в творческую деятельность.
Слайд 36
Алгоритм работы на воспитательном тренинге содержит этапы:
Сообщение правил работы.
Активизация мыслительной деятельности
и группового взаимодействия.
Основная часть.
Слайд 37Эко-тренинг "Мои домашние любимцы"
Цели тренинга:
формирование экологических установок и экологической эмпатии;
формирование экологических
представлений.
Этапы тренинга
1. Сообщение правил работы
- "Правило кувшина"
- Будь активным!
- Слушай!
- Уважай мнение других
2. Активизация группового взаимодействия
1. Игра "Обмен"
Ведущий произносит слова: "Обменяйтесь те, кто ...(например, любит яблоки; у кого в одежде есть зелёный цвет, у кого есть кошка; по знаку зодиака - лев и т.д.).
Все игроки, относящие сказанное к себе, меняются местами. Кому места не досталось, становится ведущим.
Слайд 382. Упражнение "Продолжи фразу"
Задание: Каждый из участников произносит фразу и к ней
добавляет свое слово, а затем наоборот - каждый убирает слово из фразы в последовательности его появления во фразе.
Фраза "У меня живёт попугай ..."
3. Основная часть
1. "Ассоциативная гроздь"
Задание: Назовите ассоциации к слову "дружба"
2. Работа по группам "Моё животное"
Задание: Разделитесь на группы в зависимости от того, какое животное живёт у вас дома:
собака
кошка
грызуны
птицы
рыбки
черепаха
нет никого
Слайд 393. Основная часть
1. "Ассоциативная гроздь"
Задание: Назовите ассоциации к слову "дружба"
2. Работа по
группам "Моё животное"
Задание: Разделитесь на группы в зависимости от того, какое животное живёт у вас дома:
собака
кошка
грызуны
птицы
рыбки
черепаха
нет никого
3. "Вопросы"
Каждый отвечает на вопросы:
Почему вы завели это животное? Как оно у вас появилось ? ( Или почему вы никого не заводите?)
Что оно любит и чего не любит? (Кого бы вы завели? Почему?)
- Какой у него характер?
Слайд 403. "Вопросы"
Каждый отвечает на вопросы:
Почему вы завели это животное? Как оно у
вас появилось? ( Или почему вы никого не заводите?)
Что животное любит и чего не любит? (Кого бы вы завели? Почему?)
- Какой у него характер?
4. "Интересный факт"
Задание: вспомните и обсудите интересный факт об этом животном. Представьте его перед всеми.
5. Работа с информационными листами
Задание: прочитайте текст о животном, выберите ту информацию, которая вам понравилась или удивила, или чем-то привлекла ваше внимание, и познакомьте всех с данной информацией.
Слайд 416. Упражнение "Перевоплощение"
Задание: перевоплотитесь в ваше животное и разыграйте диалог между животными
на тему взаимоотношения с их хозяином.
7. "Портрет моего друга" /работа в группах/
Задание: нарисуйте коллективно портрет вашего животного. Но представьте, что он также как и человек любит какую-то одежду, какие-то вещи, хочет красиво выглядеть на портрете. И на обороте портрета напишите пожелания своему другу.
8. Индивидуальное задание: что общего и в чём отличия между животными и человеком?
Социализация: представление размышлений
9. Продолжи фразу: "Когда я вижу своё любимое животное ......."
Вывод: ваше животное - ваш друг, оно любит вас, так пусть эта любовь будет взаимной.
4. Рефлексия
Какие чувства испытал во время занятия? Чем было оно полезно?
Слайд 42
Тренинг толерантности.
Тренинг на развитие творческого мышления.
Тренинг на сплочение коллектива.
Эко-тренинг "Я
+ Природа = Мы«.
Тренинг « Уважай человека».
Слайд 43
http://5klass.net/pedagogika-5-klass/Adaptatsija-5-klass/001-Dejatelnost-Klassnye-chasy.ru/situacionnyy-
ped-kopilka.ru/blogs/