Презентация, доклад Святые места Осетии

Содержание

«Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои». Николай Рерих

Слайд 1


Слайд 2«Счастливы должны быть осетины, измеряя славные
корни свои».
 
Николай Рерих

«Счастливы должны быть осетины, измеряя славные корни свои». Николай Рерих

Слайд 3Хотя осетины официально числятся христианами и мусульманами, но до сих пор

они держатся религии своих предков, согласно которой верят в Единого Бога, Творца Мира, в существование души и загробного мира, и в мир духов, подчиненных Богу.. Эта религия осетин не знает ни храмов, ни идолов, ни священнического сословия, ни священных книг. Взамен священных книг она имеет мифологию, полную безыскусственной поэзии, возбуждающей ту святую
искру, которая поднимает человека, освещает и греет его душу, заставляет его стремиться к добру и свету, дает ему мужество и силы безбоязненно бороться со злом и пороком, вдохновляет его к самопожертвованию для блага ближних. Взамен искусственного храма ей служит храмом вселенная, прекрасная и необъятная, призывающая человека ввысь к прекрасному и бесконечному. Вот почему осетины совершают свои религиозные празднества на лоне природы, на горе или в роще, под открытым небом.
Хотя осетины официально числятся христианами и мусульманами, но до сих пор они держатся религии своих предков, согласно

Слайд 4Предание гласит … Когда Батраз умер его понесли в склеп. Он

уперся своими ногами и к нему пришёл БОГ. Вот пришел БОГ к нему и сказал:
— Мой названный сын, чего ты не слушаешься? 
— Потому, что тебя не видел!
Тогда Бог Три Слезы (на Батраза) выронил, и из них одна стала Таранджелос, другая — Мыкалгабырта, а третья – Реком. Это святые места которые чтят и сегодня.
Предание гласит … Когда Батраз умер его понесли в склеп. Он уперся своими ногами и к нему

Слайд 6
РЕКОМ  

РЕКОМ  

Слайд 7РЕКОМ  

Раньше в святилище Реком шли паломники со всей Осетии, особенно почитали

его жители Алагирского ущелья. Праздник и в прежние времена и в наши дни начинается с закалывания жертвенного животного.  На праздник Реком, как и на другие большие всенародные праздники (Хетаджы Уастырджи, Уацилла, Джеоргуба и тд.) не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу - Сыр Хуцау.  В прежние века поклониться Рекому шли столько паломников, что в святилище негде было яблоку упасть. Это было что-то вроде осетинских Олимпийских игр. Молодежь состязалась в танцах, в пении, в скачках, в стрельбе из лука, в рукопашной борьбе. 
РЕКОМ  Раньше в святилище Реком шли паломники со всей Осетии, особенно почитали его жители Алагирского ущелья. Праздник и

Слайд 8Поклониться Рекому шли не только осетины, но и грузины. Скорее всего

это были огрузинившиеся осетины, и зов крови вел их в святилище одного из самых почитаемых предками дзуаров. Рассказывают, грузины шли поклониться Рекому. С ними была семья — муж, жена, маленький ребенок, — которая вела на закланье барана. Случайно на веревке, на которой вели барана, оказалась свиная щетина. Семья об этом, конечно же, не знала. Когда они добрались до перевала и до Рекома осталось совсем немного, семья превратилась в камни. Реком - суровый дзуар - не простил им их оплошности. В окрестностях святилища многие фамилии имели временные жилища, в которых поселялись на время праздника. В больших
чугунных котлах варили пиво, люди приносили жертвы:
кто барана, кто быка. Каждое село накрывало
отдельные столы, и люди приглашали друг друга,
посылая почетные бокалы. Взявшись за руки
Поклониться Рекому шли не только осетины, но и грузины. Скорее всего это были огрузинившиеся осетины, и зов

Слайд 9с пением совершали вокруг святилища ритуальное
шествие. Женщины не имели права приближаться

к святилищу, но посылали туда свои кувинагта, и жрецы произносили над ними ритуальные молитвы. Каждое село имело своего жреца — дзуары лага, который наблюдал за ходом праздника и собирал
мысайнаг. Босые, с обнаженными головами, с маленькими белыми флажками в руках, они обходили ряды паломников. В прежние времена в качестве мысайнага могли дать лук, стрелы, пуговицу, бусинку, серебряные или медные монеты. По мнению ученых, святилище Реком было построено в 1382 году. Легенда гласит, что некогда Уастырджи решил возвести для осетинского народа святилище из вечного, негниющего дерева. А такие деревья росли в лесу за Рекомом. Уастырджи приказал своим волам перебраться через ледники и привезти деревья.
с пением совершали вокруг святилища ритуальное шествие. Женщины не имели права приближаться к святилищу, но посылали туда свои

Слайд 10Деревья сами падали, повозки наполнялись, а волы по указанной дороге везли

необычный строительный материал. На месте будущего святилища повозки сами опорожнялись, а волы возвращались к Уастырджи. Так, — гласит легенда, — без помощи человека возникло святилище Реком... Реком и по сей день широко отмечается в Осетии. Делают кусарт, приглашают родственников и соседей, возносят молитвы и препоручают себя заботам Уастырджи Рекома. Праздник обычно отмечается в июне. Мысайнаг — предметы или деньги, оставленные
в святилище как приношение божеству. Мысайнаг оставляли во всех случаях посещения святилища.  
Деревья сами падали, повозки наполнялись, а волы по указанной дороге везли необычный строительный материал. На месте будущего

Слайд 11Сидæн Мыкалгабыртæ.
Фото 1924 г.

Сидæн Мыкалгабыртæ.Фото 1924 г.

Слайд 12МЫКАЛГАБЫРТА


Божество плодородия и изо­билия, культ которого возник, по-видимому, одновре­менно с

Рекомом. О большой древности и популярности культа Мыкалгабырта свидетельствуют и его святилища.
В день Мыкалгабырта почти в каждом доме резали барана, а также устраивали совместные пиршества,
куда приноси­ли головы, шеи и некоторые другие части жертвенных животных, пироги с начинкой из сыра и напитки. Животное, которое предполагалось принести в жертву Мыкалгабырта, посвящали ему еще с осени. Для этого на его роге делали ножом три надреза в виде крестиков, а на шею надевали, небольшую деревянную дугу. По этим признакам каждый мог определить, что животное предназначено для жертвы в честь этого святого.
МЫКАЛГАБЫРТА Божество плодородия и изо­билия, культ которого возник, по-видимому, одновре­менно с Рекомом. О большой древности и популярности

Слайд 13Праздник длился две недели, но он был так по душе людям,

что во многих селениях отмечался три-четыре раза в год. На любом торжестве, даже за поминальным столом произносят тост за Мыкалгабырта: «Да пошлют на Мыкалгабырта свою благодать. Да покровительствуют Мыкалгабырта над живыми и мертвыми. Да уподобится эта семья той, которой Мыкалгабырта послал лучшие блага...» Человек, совершивший неправедный поступок, шел замаливать свой грех святилище Мыкалгабырта. Многие из популярных в прежние времена праздни­ков уже забылись, но Мыкалгабырта отмечается по сей день, люди по-прежнему почитают божество изобилия и возносят ему молитвы.
Праздник длился две недели, но он был так по душе людям, что во многих селениях отмечался три-четыре

Слайд 14Святилище «Тибы Таранджелос»

Святилище «Тибы Таранджелос»

Слайд 15Таранджелос звучит еще и как Таранджери или Тарызед, где зед это

ангел , а Тар может быть и темным, и стремительным, и быком и т.д. (Таранджелос является покровителем крупного рогатого скота и земледельцев. Сравним в эпосе «Тарыфырт Мукара»). Таранджелос обозначался крестом с раздвоенными концами наподобие Мальтийского. До 1936 года в Рекоме над входом рядом с двусторонней свастикой находились крест Сидана и крест Таранджелоса, и расположение этих крестов в точности соответствовало ориентировочному расположению относительно друг друга святилищ Реком, Сидан и Таранджелос (во время реставрации в 1936 году кресты Сидана и Таранджелоса, в виду незнания их значимости, были убраны).
Таранджелос звучит еще и как Таранджери или Тарызед, где зед это ангел , а Тар может быть

Слайд 16РОЩА ХЕТАГА 

РОЩА   ХЕТАГА 

Слайд 17ХЕТАДЖЫ БОН - ДЕНЬ ХЕТАГА  
(буквально - день Уастырджи, помогшего Хетагу). 
Легенда* гласит,

что кабардинский князь Хетаг бежал от преследователей, намерившихся убить его за то, что он принял христианство. И когда они уже почти настигли Хетага в чистом поле, он взмолился: - О Уастырджи! Помоги мне!.  И тогда он услышал голос свыше:  - Хетаг! Беги к лесу!".  Но к лесу Хетаг уже не успевал. Тогда он опять услышал: - Лес к Хетагу! И выросла перед ним чудесная роща, с высокими деревьями. Там Хетаг укрылся и таким образом спасся от преследователей. Святая Роща Хетага
находится к востоку от села Суадаг в Северной Осетии. В последние десятилетия праздник стал поистине всенародным. В Рощу Хетага приезжают из разных концов Осетии, в том числе и из Южной. Роща обустроена и в ней созданы условия для проведения праздника и массовых гуляний. Каждое село имеет своё место празднования.   
ХЕТАДЖЫ БОН - ДЕНЬ ХЕТАГА  (буквально - день Уастырджи, помогшего Хетагу). Легенда* гласит, что кабардинский князь Хетаг бежал от

Слайд 18На День Хетага забивают быка, теленка, барана. можно купить три ребра

говядины, и таким образом возносит молитву Богу и Хетаджы Уастырджи.  Как и на другие большие всенародные праздники (Реком, Уацилла, Джеоргуба ) в этот день не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу - Стыр Хуцау, Уастырджи и другим святым .  В Рощу следует привозить только кувинагта (три пирога, физонаг по одной бутылке крепкой выпивки). Неправильно забивать жертвенных животных в самой Роще и устраивать бесконечные застолья. Из Рощи ничего уносить нельзя - Уастырджи накажет. Но это не касается того, что человек приносит с собой, в том числе и остатков пищи, посуды, мусора. Иначе, при том скоплении народа, которое наблюдается сейчас, не трудно представить, во что мы превратим Святую Рощу.   Праздник отмечается во второе воскресенье июля.  

 
На День Хетага забивают быка, теленка, барана. можно купить три ребра говядины, и таким образом возносит молитву

Слайд 19Татартуп

Татартуп

Слайд 21На границе Кабарды и Осетии, ниже нынешней Николаевской станицы, есть гора

Татартуп, на вершине которой находится дзуар, очень уважаемый соседними жителями, эльхотовцами, ардонцами. На этой местности, по преданию, прежде
собирались кабардинцы и осетины для переговоров, почему она пользуется не меньшим уважением и у кабардинцев. В горе есть обширная сквозная пещера. Праздник дзуару справляется летом в течение трех дней и привлекает огромную толпу молельщиков.
На границе Кабарды и Осетии, ниже нынешней Николаевской станицы, есть гора Татартуп, на вершине которой находится дзуар,

Слайд 22
Святилище «Мады Майрæм»

Святилище «Мады Майрæм»

Слайд 23Мады Майрам. Покровительницей женщин считается Мады Майрам - мать Мария, занесенная

к осетинам еще раннею проповедью христианства. Богоматерь обратилась в фетиш: около аулов большой камень, носит название Мады Майрам, и к нему водят молодую при брачном обряде. Приближаясь к священному камню, мальчики бросают в него каменьями и пулями, восклицая при этом: «Вот столько мальчиков (сколько камней или пуль) и одну синеокую девочку подай, Майрам, нашей доброй невесте!»
Подобную же молитву произносит затем шафер. Молитвы, обращенные к Мады Майрам, играют главную роль в женских праздниках - «устыты куывд» и «чындзыты бадæн Мады Майрæмы тыххæй», - о которых будет речь в отделе о праздниках. Заметим еще, что осетинские
женщины имеют такое же уважение к пятнице, как русские к св. Пятке (Параскевии); они не решаются шить в этот день, хотя дозволяют себе прочие работы.
Мады Майрам. Покровительницей женщин считается Мады Майрам - мать Мария, занесенная к осетинам еще раннею проповедью христианства.

Слайд 24ЗАДАЛЕСКЫ НАНАЙЫ БАРАГБОН 

ЗАДАЛЕСКЫ НАНАЙЫ БАРАГБОН 

Слайд 25ЗАДАЛЕСКЫ НАНАЙЫ БАРАГБОН  


Это было в те времена, когда монголо-татары ступили на

землю алан, беспощадно предавая огню поселения наших предков. Одна пожилая женщина, Нана, как принято было называть женщин ее возраста, дабы не исчез с земли род аланский, пошла по селам собирать осиротевших детей, чтобы тайком увести их в горы. Она кормила их дикими фруктами, различными кореньями, всем, что ей удавалось добыть.  Однажды Нана с детьми попала в Задалеск, в род Текиевых. Хозяева по возможности приветили детей. Кто-то предложил распределить их по семьям, но Нана не согласилась. Тогда жители селения выстроили для нее и ее детей дом и в дальнейшем помогали им, как могли. Время шло. Дети выросли. Девушки вышли замуж, юноши женились. Семья Нана разрослась, пустила корни, а сама она так полюбилась жителям селения, что когда ее не стало, они сделали из ее дома святилище. С тех пор каждый год в третью субботу июля в Задалеске отмечают праздник Нана Задалеской.
ЗАДАЛЕСКЫ НАНАЙЫ БАРАГБОН  Это было в те времена, когда монголо-татары ступили на землю алан, беспощадно предавая огню поселения

Слайд 26
Ответственны за праздник бывают три семьи, которые жертвуют на кувд по

барану, варят пиво, готовят араку, - прилагают все усилия, чтобы праздник удался.  Семьи, в которых в течение года родились девочки, делают в святилище кусарт, приносят пироги, араку, пиво. Старший возносит молитву, поручая детей и молодежь Нана, просит, чтобы они милостью ее избегали болезней и бед, трудных дорог.  Поручают покровительству Нана и тех, кто отправ¬ляется в дорогу. Старшая из женщин, произнося ритуальную молитву над принесенным кувинагом, желает им счастливой дороги, чтобы они в здравии и веселье вер¬нулись домой.  Праздник Нана Задалеской — женский праздник. Все молитвы - о счастье, благополучии семьи, счастливом будущем детей. 
Ответственны за праздник бывают три семьи, которые жертвуют на кувд по барану, варят пиво, готовят араку, -

Слайд 27Осетины, как и далекие их предки Сарматы и Аланы верили и

чтили Хуцау — Единый Бог — творец земли, небожитель, чаще называя его Хуцауты Хуцау — Бог Богов. У осетин культ семи богов впервые отмечен В.Ф. Миллером - это святилище Авд дзуары «Семь божеств» близ селения Галиат в Северной Осетии, именуемое также Узu-дзуарз.

Осетины, как и далекие их предки Сарматы и Аланы верили и чтили Хуцау — Единый Бог —

Слайд 28Кроме того, современные осетины, согласно одному из вариантов этногонического предания осетин,

произошли от семи сыновей легендарного прародителя Ос-багатара, что указывает на семичастноеделение древнеосетинского социума.
Кроме того, современные осетины, согласно одному из вариантов этногонического предания осетин, произошли от семи сыновей легендарного прародителя

Слайд 29
Уастырджи

Уастырджи

Слайд 30В одном из вариантов этого сказания число подарков равно семи: покровитель

воинов и путников Уастырджи подарил Сослану своего коня, покровитель кузнецов Курдалагон - свой меч, покровитель скота Тутыр - домашний скот, покровитель диких зверей Афсати диких животных, покровитель хлеба (зернового) Уацилла, светлый Реком и чистые Мыкалгабырта - зерна хлебных злаков, покровитель ветров Галагон пообещал оберегать нивы нартов от всяких бед, а покровитель вод донбеттыр пообещал, что велит своим дочерям без устали крутить жернова нартовских мельниц.
В одном из вариантов этого сказания число подарков равно семи: покровитель воинов и путников Уастырджи подарил Сослану

Слайд 31Уастырджи

Уастырджи

Слайд 32Уастырджи

Особое место в религиозных верованиях осетин занимает культ Уастырджи. Уастырджи

главный персонаж пантеона осетинских Божеств и самый популярный из них.  По представлению осетин "Уастырджи имеет белую лошадь, сам роста большого, симпатичен, одевается в белый халат, храбрый и добродушный" . По этим же представлениям он сидит на небесах около создателя - Бога ( х у ы ц а у ы р а з ) и стоит на страже интересов людей, особенно бедных. Обиженных он ласкает, а обидчиков наказывает. Перед богом заступается за людей и просит у него всякие дары для них.  Похарактеристике осетин, приведенной В.Ф.Миллером, Уастырджи считается бичем воров, мошенников, убийц и покровителем честных людей и домашних животных.Однако, Устырджи больше всего известен как покровитель воинов и путников-мужчин и вообще считается богом-покровителем мужчин ( л ае г т ы дз у а р ). Осетин, отправляясь в на войну, в поход ( б а л ц м ае ), в дорогу, призывает себе на помощь
Уастырджи, приносит ему жертвы.
Уастырджи Особое место в религиозных верованиях осетин занимает культ Уастырджи. Уастырджи главный персонаж пантеона осетинских Божеств и

Слайд 33Курдалагон

Курдалагон

Слайд 34Курдалагон



Известно, что все отрасли деятельности осетин имели своих покровителей - богов.
И

металлургия при своем возникновении тоже породила покровителя. Им оказался Курдалагон. Курдалагон олицетворяет
собой небесного кузнеца и как всякое божество наделен сверхестественной силой: он закаляет людей (Батрадз, Сослан), отчего они становятся непобедимыми, а некоторым из Нартов (Челахсартаг) ставит на разбитые черепа заплаты
из меди. Он один из мифических героев центральных
персонажей эпоса осетин.
КурдалагонИзвестно, что все отрасли деятельности осетин имели своих покровителей - богов.И металлургия при своем возникновении тоже породила

Слайд 35Тутыр

Тутыр

Слайд 36Тутыр



Тутыр, на по осетинской  определяется как - оберегание овец от волков-хищников. Таким

образом, Тутыр оказался не пастырем овец (им является Фалвара), а хозяином, повелителем волков. Поэтому волки, как полагали горцы, без ведома своего владыки, не истребляли овец. Отсюда осетины-скотоводы старались быть с Тутыром в самых добрых отношениях - они платили ему "хъалон" (подать) принесением ему в жертву козла (Т у т ы р ы ц ж у), устройством особого праздника - "Т у т ы р т ж", исполнением обряда "Т у т ы р ы к о м д а р ж н" (Пост тутыра) и тд.
ТутырТутыр, на по осетинской  определяется как - оберегание овец от волков-хищников. Таким образом, Тутыр оказался не пастырем овец

Слайд 37Афсати.

Афсати.

Слайд 38


Афсати.

В охотничьей мифологии осетин почетное место занимает божество охоты и

владыка рогатых зверей - Афсати. Афсати посвящено много народных песен, он является также героем различных сказаний. Образ Афсати, которым он наделен в фольклоре, еще раз свидетельствует о значительном распространении охотничьего занятия среди осетинского населения на протяжении веков.  На охоте нельзя было показывать на какой-либо предмет
пальцем, чтобы не обидеть Афсати. Поэтому охотник-осетин должен был в случае нужды указать на предмет или зверя
кулаком. Нарушившего запрет ударяли палкой по пальцам, приговаривая "Да обретешь ты благоволение Афсати.
Афсати. В охотничьей мифологии осетин почетное место занимает божество охоты и владыка рогатых зверей - Афсати. Афсати посвящено

Слайд 39Уацилла

Уацилла

Слайд 40


Уацилла


Занимает одно из основных мест в пантеоне осетинских божеств и

является покровителем хлебных злаков и всего того, что произрастает на земле для пользы человека. Его называют также Богом-громовержцем.  Уацилла поклонялись еще наши предки - аланы, когда поселились у подножья Кавказских гор и начали заниматься земледелием. Он является очень могущественным божеством: чтобы трава на пастбищах и сенокосах была сочной и жирной, молятся Уацилла, во время засух и длительной непогоды поклоняются ему же. Очень редко за праздничным или свадебным столом старший не вспоминает имя Уацилла, не произносит тоста в его честь. Как самое почитаемое божество, Уацилла имеет много посвященных ему святилищ, главным из которых является святилище в Даргавсе, на горе Тбау - святилище Тбау Уацилла. Праздник Уацилла отмечается в каждом ущелье, в июне, через две недели после Кардагхассана и продолжается несколько дней. Многие семьи на Уацилла делают кусарт.
Уацилла Занимает одно из основных мест в пантеоне осетинских божеств и является покровителем хлебных злаков и всего

Слайд 41В старину это делала каждая семья, даже самые неимущие приносили в

жертву ягненка, ибо в этот праздник не принято было демонстрировать свою бедность.  
На праздник Уацилла, как и на другие большие всенародные праздники (Хетаджы Уастырджи, Реком, Джеоргуба и тд.) не принято забивать птицу, ставить на стол рыбу, свинину и приготовленные из них продукты. Свинина не должна присутствовать на столе при вознесении молитвы Богу - Стыр Хуцау.   В знак особого почтения женщины пекли пироги молча, ниже глаз обвязав лица полотенцами, чтобы даже дыханием не осквернить их.  Перед закланием жертвенному животному давали лизнуть соль и с тремя пирогами и чашей пива произносили над ним ритуальную молитву, дабы Уацилла принял жертву. Отрезав голову животного, ее несколько минут держали над огнем, чтобы опалить шерсть и тем самым известить Уацилла, что ему принесена жертва, а затем прикладывали к шее. 
В старину это делала каждая семья, даже самые неимущие приносили в жертву ягненка, ибо в этот праздник

Слайд 42Каждая семья несла кувинаг в святилище Уацилла, но входить туда никто

не смел. Уацилла являлся могущественным, суровым божеством и мог ослепить человека, если он без крайней необходимости входил в его святилище. Этим правом обладал только жрец. 
На празднике Уацилла в святилище оставляли чашу с пивом. Если за год пива не становилось меньше, то год предстоял урожайный, счастливый. Если же пива стало меньше — жди неурожая.  Бывало и так, что жрец ночью оставался в святилище. Предание гласит, что в эту ночь Уацилла являлся в святилище и выливал пиво. Если пиво выливалось в сторону Осетии, то год будет урожайным, люди не будут знать тревог и печалей. Люди и по сей день отмечают праздник Уацилла. Некоторые встречают его в кругу семьи, другие устраивают общесельский кувд с закланием быка, теленка или барана. К этому дню специально варят пиво и готовят араку. 
 
Каждая семья несла кувинаг в святилище Уацилла, но входить туда никто не смел. Уацилла являлся могущественным, суровым

Слайд 43Галагон

Галагон

Слайд 44Галагон

В осетинской мифологии дух, покровитель ветров, часто упоминается с эпитетом

«небесный». Живет в одиночестве высоко в горах, откуда посылает бури и метели. В период веяния зерна осетины просили Галагона послать хорошую погоду с ветром нужной для веяния хлебов силы, если же ветра не было, то в честь Галагона резали красного молодого петуха – единственную жертву, которую повелитель ветров принимал от людей, и совершали различные
магические действия.
Галагон В осетинской мифологии дух, покровитель ветров, часто упоминается с эпитетом «небесный». Живет в одиночестве высоко в

Слайд 45Донбеттыр

Донбеттыр

Слайд 46Донбеттыр
Осетинами почитался владыка водного царства, дух морей и рек -

Донбеттыр. Он в основном встречается в эпосе, где некоторые герои ведут от них (от Донбеттыров) свою родословную. Донбеттыр считался покрвителем рыбаков. Ему поклонялись они, соблюдая в момент промысла определенные
обряды (подобно тому, как было с Афсати). Надо полагать, что в древние времена у осетин существовал и более обширный культ Донбеттыра, отмечавшийся особым праздником "Кае ф т ы к у ы в д".  Возможно также, что осетинское название
месяца октябрь - К ае ф т ы м ае й - восходит также к древнему культу рек и морей и их обитателей. С верованием в водяного духа связано и верование в существование водяных девиц (доны чызытае ), считавшихся дочерьми Донбеттыра
Донбеттыр Осетинами почитался владыка водного царства, дух морей и рек - Донбеттыр. Он в основном встречается в

Слайд 47Сафа

Сафа

Слайд 48Сафа

Наиболее популярным фетишем у осетин (в связи с культом домашнего

очага) до недавнего времени была надочажная железная цепь.  Очаг - святилище семьи, алтарь, у которого потомки приносили предкам жертвы, посвящали им поминальную пищу. У очага совершались и освящались важнейшие события в жизни семьи,все ее начинания. Очаг служил символом единения семьи,неразрывности рода. Очагом как святыней клались, под защиту
его приходил даже враг, кровник семьи. Надочажная цепь какпринадлежность очага сделалась также священной. Более того, она объединила в себе всю совокупность понятий об очаге, перенесла на себя целиком его значение.
Сафа Наиболее популярным фетишем у осетин (в связи с культом домашнего очага) до недавнего времени была надочажная

Слайд 49

Фарн небесный, фарн бессмертный живет в сердцах наших. Он ждёт, чтобы

дети наши готовы были воспринять его. И тогда восстанет из своего подземного склепа Солнечный Сослан, выйдет из своего небесного склепа Булатный Батраз, заиграет на своей Волшебной Свирели Безупречный Ацамаз, и на отмеченных
Тремя Слезами Бога местах возродятся
Первозданные Храмы - вознесутся знамена
«Достойными Славы Нартов».

Фарн небесный, фарн бессмертный живет в сердцах наших. Он ждёт, чтобы дети наши готовы были воспринять его.

Слайд 50Мы просим прощения у Бога Богов за то, что сегодня

мы не вспомнили всех Святых и все Святые места Осетии, но они в нашем сердце мы помним и чтим их.




Мы просим прощения у Бога Богов  за то, что сегодня мы не вспомнили всех Святых и

Слайд 51 ЦДО ГБОУ СОШ г. Беслан

2013 год.

ЦДО ГБОУ СОШ  г. Беслан 2013 год.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть