Слайд 1Создание компетентностно-приемлемой среды для воспитанников с различными «стартовыми» возможностями развития
через
учебную и внеурочную деятельность
( работу классных руководителей)
Слайд 2Задачи СКШ VIII вида
Максимальное преодаление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Подготовка
учащихся к производительному труду.
Социальная адаптация в условиях современного общества.
Слайд 3Цель образовательного процесса –социализация воспитанников
Задачи:
1. Выработка положительных качеств личности.
2.
Формирование правильной оценки окружающих и самих себя.
3. Формирование нравственного отношения к окружающим.
Специфическая задача:
Повышение регулирующей функции интеллекта в поведении учеников в разных ситуациях в разных видах деятельности.
«Специальная педагогика» под ред. Н.М. Назаровой (2006 год)
Слайд 4
Стартовые возможности развития-
это структура дефекта учащегося с нарушением интеллекта
(нарушение
познавательной деятельности и мышления).
М.С. Певзнер при разработке клинической классификации, в основе которой была положена структура дефекта (1959 год) подчеркнула, что дети с ИН имеют неодинаковые возможности обучения, что связано с глубиной и распространённостью нарушений.
Т.о., продвижение детей с нарушением интеллекта в образовательном процессе происходит неравномерно.
У детей разные потенциальные, компенсаторные возможности и имеющиеся нарушения ( разная структура дефекта и разные механизмы компенсации).
! В то же время цель и задачи образовательного процесса в СКШ 8 вида ставится по отношению к каждому воспитаннику.
Слайд 5
В её основе лежит концепция нормализации, разработанная шведским учёным БЕНГТОМ НИРЬЕ
(1968)
На сегодняшний день по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья вне зависимости от глубины и степени распространённости принята позитивная социальная модель- РАЗВИТИЕ.
Слайд 6Из теории нормализации
1. Люди с ограниченными возможностями при соответствующих условиях могут
усвоить социально значимые навыки и стереотипы социального функционирования.
2. Каждый человек способен на обучение и развитие в соответствии со своими возможностями при организации адекватных условий для этого.
Слайд 7Педагогическая дифференциация по уровням усвоения программного материала
(по данным статьи Н.П. Павловой
в пособии для учителей и студентов дефектологических факультетов педагогических институтов
под ред. В. В. Воронковой
«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» – 1994 год)
1 группа
2 группа
3 группа
4 группа
Слайд 81 группа
Это ученики, наиболее успешно овладевают программным материалом в процессе фронтального
обучения.
*Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно.
*Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу.
*Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала.
*Им доступен некоторый уровень обобщения.
*Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике.
*При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Слайд 92 группа
Также достаточно успешно обучаются в классе.
*В ходе обучения эти
дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материл, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
*Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.
*Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью.
*Объяснения своих действий недостаточно точны, даются в развёрнутом плане с меньшей степенью обобщённости.
Слайд 103 группа
С трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи
(словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
*Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты).
*Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное.
*Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении.
*Детей отличает низкая самостоятельность
*Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое
Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертност.ь
* Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью.
*Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем.
*Это говорит хотя и о затруднённом, но в определённой мере осознанном процессе усвоения.
Слайд 114 группа
*Овладевают учебным материалом на самом низком уровне.
При этом только
фронтального обучения для них явно недостаточно.
*Дети нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ.
*Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно.
*Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания.
* Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки.
*Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению.
*Каждое последующее задание воспринимается ими как новое.
*Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются.
Они могут освоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.
Слайд 12
В пособии рассматриваются особенности усвоения программного материала каждой группой по учебным
предметам:
Математика
Русский язык
Трудовое обучение
Слайд 13! Отнесённость школьников к той или иной группе не является стабильной
!
ПОД ВЛИЯНИЕМ системного КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКИ МОГУТ ПЕРЕХОДИТЬ В ГРУППУ ВЫШЕ ИЛИ ЗАНЯТЬ БОЛЕЕ БЛАГОПРИЯТНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВНУТРИ ГРУППЫ ( ТЕОРИЯ О ЗАР И ЗБР Л.С. Выготского).
! Это и будет являться
результатом коррекционно-развивающего воздействия (происходит компенсация дефекта).
Слайд 14Задачи М.О. учителей в данном направлении:
1. Совершенствование применения педагогической дифференциации в
учебном процессе:
- изучение, повторение основ педагогической дифференциации (через заседания МО, самообразование);
- применение принципов педагогической дифференциации на уроках (взаимопосещение, анализ уроков, классных часов, внеклассных мероприятий);
- презентация учителями на заседании МО состава класса с точки зрения педагогической дифференциации через диаграммы, мониторинг, анализ динамики.
Слайд 152. Через внеурочную деятельность активизация применения педагогической дифференциации (ПД)
В конкурсах будут
участвовать учащиеся вне зависимости от того, к какой группе по ПД они принадлежат (создание ситуации успеха для каждого ученика) с оглашением результатов на ОШ линейке.
Конкурс по чтению
(декабрь)
Конкурс по русскому языку
(январь)
Конкурс по математике
(февраль)
Слайд 16С целью совершенствования работы классного руководителя
Использование принципа
«опора на «стартовые» возможности
личности
воспитанников»
Слайд 17В рамках «Социального партнёрства «Братский педагогический колледж – ОГСКОУ «Специальная (коррекционная)
школа-интернат № 25 »
(5 студентов специальность 050711
«Социальная педагогика»)
Диагностика уровня социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Слайд 18Диагностика уровня развития социальной компетенции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей
Автор – Т.В. Глазкова
Методическое пособие «Развитие социальной компетентности детей»
Рецензенты:
- ИПКРО;
- Кафедра специального образования;
- Кафедра педагогики ИГУ.
Иркутск: Издательство ИПКРО, 2006 год.
Слайд 19СУЩНОСТЬ ДИАГНОСТИКИ:
Диагностика разработана для дошкольников, детей младшего школьного возраста, среднего школьного
возраста, для выпускников интернатных учреждений.
Через диагностический комплекс можно выявить группы социальной зрелости воспитанника интернатного учреждения.
Слайд 20Комплекс содержит 5 шкал:
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВРЕМЕНИ
2. ПРОСТЕЙШИЕ
БЫТОВЫЕ
НАВЫКИ
3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
О СОЦИАЛЬНЫХ
ОТНОШЕНИЯХ
4.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ ДЕЙСТВИЯХ
5.ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПОЛОРОЛЕВОМ ПОВЕДЕНИИ
Слайд 21В результате диагностики выделяются
уровни развития социальной компетентности
высокий
достаточный
низкий
средний
Слайд 22Продиагностировано 5 классов
(1,2,3,4,5)
В данное время проводится анализ результатов, делаются выводу по
уровням развития социальной компетентности,
которые будут представлены в диаграммах.
Индивидуально по каждому воспитаннику по 5 шкалам
По классу в целом по 5 шкалам
В общем по 1-5 классу по 5 шкалам
(обобщ. рез-т)
Слайд 23
Данные диагностики будут рекомендованы для планирования работы классным руководителям (на 2013-2014
уч. год) с целью формирования социально адаптивной личности воспитанника.
Слайд 24ВЫВОД:
Применение педагогической дифференциации в учебном процессе и внеурочной деятельности, учёт уровней
социальной
компетентности воспитанников
будут способствовать
созданию компетентностно-приемлемой среды для воспитанников с различными «стартовыми» возможностями развития (с различной структурой дефекта).
Слайд 25Использованная литература:
1. Глазкова Т.В. Развитие социальной компетентности детей. – 2002.
2.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе. Под редакцией В.В.Воронковой. – 1994.
3.Специальная педагогика. Под редакцией Н.М. Назаровой. – 2006.
4. Трудности развития у детей: виды, характеристика. Коррекционные подходы. – 2002.
5. Никуленко Т.Г. Коррекционная педагогика. – 2006.
Выступление подготовила
руководитель методического объединения
учителей Дятлова И.Г.